Цели и принципы корпоративной социальной ответственности
1.1. Деятельность предприятий в области корпоративной социальной ответственности должна быть направлена на достижение результатов в технико-технологической, организационно-экономической и внепроизводственной сферах.
1.2. Реализация корпоративной социальной ответственности требует достижения следующих целей:
- содействие устойчивому развитию региона;
- модернизация технической базы, развитие инновационных процессов и повышение инвестиционной привлекательности предприятия;
- поддержание достойных условий и оплаты труда работников предприятий;
- повышение уровня и качества жизни работников предприятия, членов их семей, населения региона;
- создание благоприятного делового климата на предприятии и в регионе;
- развитие гражданского общества на основе эффективного взаимодействия предприятий, государства, общественных организаций;
- улучшение экологической обстановки в регионе.
1.3. Корпоративная социальная ответственность направлена на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон:
- работников– в области соблюдения трудовых прав, оплаты труда, обеспечения охраны и безопасности труда, раскрытия их профессионального и личностного потенциала;
- потребителей – в области реализации товаров, работ, услуг необходимого объема и качества по экономически обоснованной цене;
- собственников – в области повышения долгосрочной эффективности и устойчивости хозяйственной деятельности, соблюдения их имущественных и информационных прав, участия в управлении;
- государства – в области добросовестного выполнения обязательств по уплате налогов и сборов, партнерства в решении социально значимых задач;
- деловых партнеров – в области добросовестного исполнения взятых обязательств и соблюдения принципов деловой этики;
-местного сообщества– в области развития рынка труда, защиты окружающей среды, благоустройства территории, поддержки гражданских инициатив, благотворительности.
1.4. Принципы социальной ответственности компании – это исходные положения, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования корпоративной социальной ответственности. При принятии решений должен соблюдаться баланс всех принципов без каких-либо предпочтений и очередности.
Состав принципов корпоративной социальной ответственности:
1. Интегрированность.Социальная ответственность должна быть интегрирована в систему управления предприятием, способствовать достижению долгосрочных целей и развитию ценностей в соответствии с общественными потребностями.
2. Подотчетность.Предприятие подотчетно обществу и всем заинтересованным сторонам в области соблюдения их интересов и удовлетворения потребностей.
3. Вовлеченность.Предприятие инициирует деятельность в области корпоративной социальной ответственности и вовлекает заинтересованные стороны в решение социально значимых задач. Предприятие должно разработать соответствующие технологии взаимодействия с конкретными заинтересованными сторонами.
4. Адресность. Мероприятия в области корпоративной социальной ответственности направлены на определенную аудиторию. Предприятие должно четко определить состав заинтересованных сторон – адресатов социальной ответственности.
5. Инновационность.Предприятие проводит непрерывное совершенствование, гармонизацию и поиск новых форм, методов и технологий реализации корпоративной социальной ответственности.
6. Открытость.Деятельность предприятия в области корпоративной социальной ответственности должна быть открытой и представленной в документах и процедурах, адекватных составу и содержанию проводимых мероприятий.
7. Результативность.Корпоративная социальная ответственность обеспечивает достижение взаимообусловленных положительных эффектов для общества и самого предприятия. Предприятие должно проводить систематическую оценку степени достижения целей реализуемых мероприятий.
8. Многоуровневость.Деятельность предприятия в области корпоративной социальной ответственности начинается с уровня следования законам и иным нормативным актам и развивается в направлении поддержки существующих и разработке собственных инициатив в решении социально значимых задач.
1.5. Предприятие проводит активный диалог с деловыми партнерами, органами государственной власти и управления, организациями работников, институтами гражданского общества в целях распространения идей и опыта корпоративной социальной ответственности.
Содержание корпоративной социальной ответственности
2.1. Технико-технологическая сфера.
Промышленная безопасность, охрана и безопасность труда, ресурсосбережение, утилизация отходов, качество производимой продукции, развитие инновационных процессов образуют технико-технологическую сферу корпоративной социальной ответственности и реализуются в следующем:
- соблюдение законодательства об охране труда исходя из приоритета сохранения жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
- создание и развитие нормативно-правовой базы и механизма управления промышленной безопасностью, безопасностью труда на основе постоянно совершенствуемых норм и стандартов;
- создание благоприятных возможностей для общественного контроля в области промышленной безопасности и охраны труда;
- выявление источников опасности и вреда для здоровья и жизни людей, связанные с производством и принятие мер по их устранению или максимальному смягчению их действия;
- организация предупредительных мер по диагностированию и лечению заболеваемости работающих;
- соблюдение законодательства и других нормативных актов, направленных на защиту материнства и создание здоровых и безопасных условий для беременных женщин;
- использование передовых технологий и методов управления для снижения объемов образования отходов, минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и сохранения природных ресурсов;
- совершенствование технологии производства, внедрение инновационных технологий, обновление оборудования;
- соблюдение приоритета превентивных мер по охране окружающей среды на всех стадиях производственного цикла;
- принятие мер к последовательному сокращению количества выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов, снижению их токсичности за счет использования современных природоохранных технологий, оборудования, материалов и методов управления;
- проведение научно-исследовательских работ по природоохранной тематике, направленных на снижение потребления ресурсов и утилизацию отходов;
- проведение работ по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений, и других природоохранных объектов;
- обеспечение производства продукции, работ, услуг надлежащего качества, безопасных и надежных, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и другими нормативными актами;
- осуществление мер по добровольной сертификации, стандартизации продукции, работ, услуг на основе ГОСТов, технических условий, фирменных стандартов и т.п.;
- создание условий, препятствующих производству и распространению контрафактной продукции, работ, услуг.
2.2. Организационно-экономическая сфера.
Социальное партнерство в сфере труда, взаимоотношение с работниками, развитие персонала и профессиональная подготовка, организация и уровень оплаты труда, соблюдение договорных обязательств с партнерами, ценовая политика, выполнения обязательств по уплате налогов и сборов составляют содержание корпоративной социальной ответственности в организационно-экономической сфере и реализуются в следующем:
- построение взаимоотношений с работниками на основе социального партнерства, заключения соглашений, коллективных и трудовых договоров;
- соблюдение прав работников на создание профсоюзных организаций и участие в них;
- соблюдение установленных законом и другими нормативными актами прав работников в сфере труда;
- признание прав работников на достойное и своевременное вознаграждение за результаты труда;
- установление минимально гарантированного уровня оплаты труда в организациях для всех профессионально-квалификационных групп работников на уровне не ниже предусмотренного областным трехсторонним Соглашением;
- прозрачность заработной платы и ее своевременная выплата, объективность системы оплаты и мотивации труда работников;
- регулярная индексация заработной платы на основе индекса потребительских цен;
- периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда;
- предотвращение любых форм дискриминации и принудительного труда;
- соблюдение законов и других нормативных актов, в том числе договорного характера, определяющих длительность и режим работы на предприятии (в течение рабочего дня, недели и т.д.);
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее предусмотренной законами и другими нормативными актами (в том числе, договорного характера);
- способствование раскрытию профессиональных и личных способностей работников, поддержание их инициатив в решении принципиальных вопросов развития предприятий, в том числе через выполнение коллективных договоров и соглашений;
- развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду;
- внедрение эффективных систем подготовки, переподготовки и постоянного повышения квалификации персонала, в том числе для освоения работниками новых профессий;
- создание возможностей работникам, которые могут быть уволены в результате модернизации производства или структурных изменений, для переподготовки, повышения квалификации и получении новых профессий;
- использование современных систем оценки и аттестации персонала, позволяющие объективно оценивать вклад работников, обоснованно формировать кадровый резерв на выдвижение, производить ротацию персонала;
- поддержка, материальное и моральное стимулирование изобретателей и рационализаторов;
- проведение политики найма, сочетающей эффективность и социальную ответственность (конкурсный отбор кандидатов, их испытание и обучение в процессе практической работы, равенство по половому, национальному, возрастному и иным признакам при найме на работу);
- создание новых рабочих мест (в том числе, для инвалидов);
- подбор квалифицированных кадров путем предоставления полной и своевременной информации о наличии свободных рабочих мест в органы государственной службы занятости населения;
- сочетание трудовых обязанностей молодых работников с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития;
- недопущение применения труда нелегальных работников;
- развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения работников организаций за счет средств работодателя;
- создание условий для развития долевого участия работника в формировании собственных пенсионных накоплений;
- справедливое ценообразование, добросовестная конкуренция и реклама, соблюдения договорных и этических норм ведения бизнеса;
- обеспечение прозрачности хозяйственных операций для собственников, своевременное и полное раскрытие информации о результатах деятельности;
- обеспечение собственникам (акционерам, участникам) права участия в управлении предприятием путем принятия решений по наиболее важным вопросам его деятельности в соответствии с законодательством и учредительными документами;
- установление прозрачного и понятного механизма определения размера и доли прибыли, направляемой на выплату собственникам (акционерам, участникам);
- добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.
2.3. Внепроизводственная сфера.
Дополнительное социальное обеспечение работников, членов их семей, формирование гражданского общества, благотворительная деятельность, развитие местного сообщества, участие в решении социально-экономических проблем региона, информационная открытость составляют содержание внепроизводственной сферы корпоративной социальной ответственности и реализуются в следующем:
- стремление к партнерскому сотрудничеству на благо комплексного социально-экономического развития региона, создания благоприятного делового климата;
- стремление к гибкому подходу в изыскании возможностей софинансирования, соучастия, разделения ответственности с государством и местным самоуправлением в ходе социально-экономического развития территорий;
- долевое участие в социальных программах федерального, регионального и муниципального уровней;
- осуществление работникам выплат социального характера и предоставление услуг за счет средств работодателя (организация лечения, питания, проезда к месту работы, мероприятий по формированию здорового образа жизни и др.);
- предоставление путевок на санаторно-курортное лечение с полной или частичной компенсацией их стоимости для работников и членов их семей;
- оказание помощи женщинам-работницам предприятия, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, включая своевременную выплату ежемесячного денежного пособия не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в пределах срока, установленного законодательством;
- содействие работающим матерям в устройстве детей в детские дошкольные учреждения;
- предоставление населению доступа к социально-бытовой инфраструктуре предприятий;
- оказание финансовой, организационной и иной поддержки региональным образовательным и научно-исследовательским организациям;
- материальное стимулирование молодежи, обучающейся в учебных заведениях всех уровней;
- содействие движению студенческих трудовых отрядов с целью получения студентами практики по приобретаемой профессии, а также для выполнения общественно значимых работ в каникулярный период и в свободное от учебы время, путем:
- оказание помощи в организации профессиональной ориентации учащихся, обучение учащихся школ трудовым навыкам, организация экскурсий на предприятия;
- оказание поддержки и помощи инвалидам, многодетным и малоимущим семьям, ветеранам войны и труда, одиноким престарелым, детям из неблагополучных семей, сиротам и оставшимся без попечения родителей, семьям погибших солдат и офицеров, беженцам посредством дотаций для оплаты лечения, лекарств, улучшения жилищно-бытовых условий, посещения различных культурных мероприятий, и др.;
- создание и содержание мест и зон отдыха, благоустройство территорий;
- налаживание шефских связей с местными организациями социальной сферы, включая детские дома, детские дошкольные учреждения, школы, больницы, дома инвалидов и престарелых и др.;
- оказание поддержки творческим личностям и коллективам, театрам, музеям, спортивным командам, общественным, религиозным и благотворительным организациям;
- информирование общества о своей деятельности в области корпоративной социальной ответственности.