Охрана труда и техника безопасности при работе в МКО

На рабочих местах в машинно-котельных отделениях (МКО) неавтоматизированных судов должны быть выве­шены инструкции по технике безопасности, а также схе­мы (мнемосхемы) балластной, осушительной и топливной систем с указанием -вентилей (клапанов).

Помещения МКО, решетки, трапы и плиты настила необходимо содержать в чистоте: пролитое масло и топ­ливо необходимо немедленно убирать. Плиты настила должны быть обязательно закреплены, а вырезы в них— закрыты. Должны быть прочно закреплены прутки реше­ток, стойки и поручни. Незакрепленные детали ограждения, создающие лишь видимость защиты или опоры, могут стать причиной травмы.

Открывание клапанов пусковых баллонов, паровых и воздушных магистралей следует производить медленно, во избежание гидравлических ударов.

Перед разборкой трубопровода, вскрытием горловин и при работах с оборудованием, ранее находящимся под давлением, необходимо принять меры, исключающие воз­можность подачи к месту работ рабочей среды (пара, воз­духа, жидкости и т. п.), для чего установить заглушки; на закрытом секущем клапане вывесить табличку с надписью, запрещающей открывать клапан, и т. д. После этого на разбираемом участке необходимо сбросить давление и уда­лить рабочую жидкость. После окончания ремонта, перед сборкой, необходимо убедиться, что внутри разбираемого трубопровода, механизма и т. п. нет посторонних предметов (ключей, болтов, гаек, ветоши и др.).

Если производят ремонт механизма, то на деталях I системы движения нельзя размещать инструменты, про­кладки, болты и т. п.

Строго запрещается производить какие-либо работы, сопровождающиеся даже слабыми ударами (чеканку, рубку, отгибание чего-либо) на трубах и сосудах, находящих­ся под давлением.

Перед задраиванием горловин танков и отсеков их не­обходимо тщательно осмотреть. Задраивание производит­ся на все штатные гайки.

Если осуществляют сборку или разборку топливного трубопровода (или шлангов), то применяют инструмент, не дающий искры.

При работе в помещениях машинно-котельного отде­ления обслуживающий персонал должен носить хорошо подогнанную спецодежду без свободных концов и завя­зок и обувь на кожаной подошве без стальных гвоздей.

Не разрешается носить рубашки с закатанными рука­вами, галстуки, шейные повязки и т. д.

Доступ в машинно-котельное отделение посторонним лицам без разрешения старшего (главного) или вахтен­ного механика запрещается.

Двигатели внутреннего сгорания. При пуске главного двигателя во избежание ожогов запрещено находиться у стравливающих клапанов ресивера, а также на верх­них решетках, расположенных на уровне цилиндровых крышек.

Сразу после остановки двигателя нельзя открывать крышки (люки) горячего картера. Это можно сделать только спустя 10—20 мин после остановки двигателя.

При закрытии картера необходимо убедиться, что в нем не осталось посторонних предметов, инструмента, крепежа. При обнаружении течи (или подтекания), про пусков в трубопроводах, арматуре и хранилищах (цистер­нах) жидкого топлива следует немедленно устранить не­исправность, при этом топливный форсуночный трубопро­вод во избежание травмы запрещается ощупывать ру­кой, отыскивая место разрыва (или надрыва). По этой же причине не допускается устранять дефекты в форсун­ках или производить их замену во время работы двига­теля.

После остановки двигателя, прежде чем приступить к осмотру и ремонту внутри картера, необходимо, соглас­но инструкции, принять все меры, предотвращающие воз­можный запуск двигателя.

При продувании индикаторных кранов во всех слу­чаях надо находиться в стороне от выходящей из цилин­дра струи газа.

Производить работы по опрессовке форсунок глав­ных (и вспомогательных) двигателей нужно только на специальных, особо оборудованных стендах, при этом за­прещается снимать защитные колпаки или .экраны.

Браться руками за спицы маховика валоповоротного устройства главного двигателя при ручном проворачива­нии маховика запрещается.

Паровые котлы. Перед разводкой пара в котле необ­ходимо убедиться в исправности действия предохрани­тельных клапанов и ручных приводов к ним. Если неис­правен хотя бы один клапан, огонь в топках (топке) дол­жен быть немедленно погашен.

При выходе из строя одного из водоуказательных устройств, работа котла более 20 мин запрещается. В слу­чае выхода из строя двух водоуказательных устройств эксплуатацию котла надо немедленно прекратить. Это же следует сделать при cпуске воды из котла.

Особую предосторожность следует соблюдать при роз­жиге котлов, работающих на жидком топливе. Предвари­тельно необходимо проверить, нет ли в топке и в газохо­дах посторонних предметов, а также подтеков мазута в форсуночном устройстве и топке. До зажигания форсунки, если котел не автоматизирован, топку следует хорошо провентилировать (не менее 3 мин), для чего от­крыть заслонку, если тяга естественная, или включить дутье, если тяга искусственная. При зажигании форсунок факелом, необходимо стоять сбоку от окна, в которое по­дается факел для зажигания. Заглядывать в топку в период розжига запрещается.

При включении котла в магистраль разобщительный клапан следует открывать постепенно, чтобы прогреть магистраль, так как быстрое открытие клапана может привести к гидравлическому удару и разрыву трубопро­вода. Поэтому сначала клапан приоткрывают, выдержи­вают 5—10 мин, в зависимости от длины магистрали, и затем медленно открывают на полную величину.

При наблюдении за процессом горения в топке сле­дует надевать синие очки.

Для розжига котлов, работающих на твердом топли­ве, запрещается применять керосин и другие горючие жидкости.

Котельные машинисты при обслуживании котлов, ра­ботающих на твердом топливе, должны обязательно за­шнуровывать рабочие ботинки, а брюки носить навыпуск.

Паровые и газовые турбины. При пуске, работе, оста­новке турбины, а также при обслуживании и ремонте ее необходимо строго руководствоваться инструкцией завода-изготовителя. Подготавливая турбину к пуску, следует убедиться, что все клапаны и краны находятся в надле­жащем положении, валоповоротное устройство разобще­но, надежно закреплены все части турбины и снято уст­ройство для ручного проворачивания ротора турбины. Перед каждым пуском турбины необходимо проверить действие предельного регулятора. Открывать маневровый клапан следует постепенно, следя за тем, чтобы давление пара за маневровым клапаном при «страгивании» турби­ны было не выше, чем оговорено инструкцией. Необходимо постоянно держать под контролем регуля­торы безопасности, предохранительные и сигнальные кла­паны.

Если необходимо вскрыть турбину или ее арматуру, то надо прежде всего убедиться, что снято давление и от­сутствует горячий конденсат.

При вскрытии редуктора турбины нельзя пользовать­ся обычными светильниками (переносками). Светильни­ки должны быть во взрывобезопасном исполнении.

При обслуживании газотурбинных установок (ГТУ) с камерами сгорания необходимо помнить, что запрещает­ся:

производить запуск, не убедившись в том, что в каме­ре сгорания и ГТУ отсутствует топливо;

при работе ГТУ подходить ближе чем на 1,5 м к воз­духоприемному патрубку, а также входить в камеры приема воздуха;

производить разборку ГТУ до того, пока не будет от­ключена топливная система.

Особенно внимательно следует наблюдать за целостью фланцевых соединений корпусов газовой турбины и ком­прессора.

Вспомогательные механизмы. Обслуживание каждого вспомогательного механизма или устройства должно про­изводиться в строгом соответствии с инструкцией по об­служиванию и эксплуатации. Вместе с тем необходимо выполнять общие правила техники безопасности при ра­боте с любым механизмом или устройством.

Подтяжка фланцевых соединений у вентилей и на тру­бопроводах, находящихся под давлением, запрещается.

При остановке любого механизма для ремонта или ос­мотра необходимо принять меры, исключающие произ­вольное проворачивание его. Так, разбирать насосы (всех видов) можно только после отключения их от рабочей среды и питания. Перед пуском насоса нужно убедиться, что приемные и отливные клапаны открыты.

Перед пуском сепаратора первоначально следует от­крыть нагнетательный, а затем приемный клапаны. Пос­ле выключения сепаратора, до полной остановки бараба­на, ослаблять какие-либо винтовые соединения, крепеж не допускается. При разборке сепаратора детали уклады­вать только на мягкие или на деревянные подставки; чи­стить детали следует латунными скребками и щеткой.

Закрытие световых люков (капов) производится с разрешения вахтенного механика (если это необходимо выполнить немедленно, то с последующим докладом ему). По выходе из строя гидравлического привода от­крытия светового люка ремонтировать привод можно только после его отключения, во избежание произволь­ного открытия или закрытия люка.

Ремонтные работы. Места, где производят ремонтные работы, необходимо освободить от посторонних предме­тов и осветить надлежащим образом. Ширина проходов при этом должна быть не менее 0,7—0,8 м. Если во вре­мя ремонтных работ необходимо открыть горловины или другие отверстия в палубах и настилах, то ставят надеж­ные ограждения. В местах постановки ограждений надо вывесить таблички с предупредительной надписью «Про­ход опасен». Если при ремонте снимают поручни трапов и площадок, то их следует заменить туго натянутыми ле­ерами или закрыть проход по этим трапам и площадкам.

Запрещается снятые или поднятые плиты настила ма­шинно-котельного отделения ставить на ребро без надеж­ного закрепления.

По окончании ремонтных работ снятые горловины, ча­сти ограждения, поднятые плиты настила должны быть поставлены на место.

Рабочие места, расположенные на высоте более 1 м, должны иметь рештования с надежным ограждением. Ра­бота на высоте с незакрепленным трапом или лестницей не допускается. При работах на высоте обязательно при­нять необходимые меры, исключающие падение инструмента, деталей и крепежа. Если производятся работы, связанные с очисткой деталей и конструкций корпуса от ржавчины, удалением цемента, старой краски и т. п., то следует пользоваться предохранительными очками.

Станки и инструменты. По правилам техники безопас­ности к работе на металлорежущих станках судовой мас­терской допускаются только лица, имеющие удостовере­ние токаря, прошедшие специальный инструктаж и обу­чение. Работа металлорежущих станков при качке суд­на с углом крена более 10° запрещена.

При работе на станках рукава спецодежды должны иметь плотно прилегающие манжеты, на голову следует надевать берет. Работать в рукавицах запрещается. То­карные и фрезерные станки должны иметь защитные (предохранительные) экраны, предотвращающие попада­ние стружки на работающего, а если таких экранов нет, то работать следует только в защитных очках. Рабочее место необходимо тщательно очищать от стружек, опи­лок и т. д. Удалять стружку со станков и снимать ее с обрабатываемых деталей следует с помощью специаль­ных крючьев и щеток.

При работе на сверлильных станках для закрепления деталей необходимо использовать специальные зажимные приспособления. Придерживать детали во время сверле­ния руками категорически запрещено.

Если сверло или фрезу необходимо периодически сма­зывать (охлаждать), то для этого применяются кисточки на длинных ручках. Использовать для аналогичных це­лей всякого рода ветошь, тряпки, концы и т. д. недопу­стимо.

При работе на заточных станках следует использо­вать прозрачный защитный экран, или надевать защит­ные очки. Обрабатывать (обтачивать) деталь или инстру­мент на боковой (торцевой) поверхности абразивного круга запрещено, за исключением случаев, когда круг специально предназначен для такого вида работ. Работать на круге, имеющем дефекты (трещины, неравно­мерный износ, биение на валу и т. п.), запре­щено.

Хранение абразивных кругов должно обеспечивать их целость: нельзя подвергать круги ударам, а также воз­действию мороза и влаги. Хранить круги рекомендуется только в вертикальном положении (поставленными на ребро).

При использовании в работе паяльных ламп необхо­димо заливать в паяльные лампы только то горючее, для которого они предназначены; под разжигаемую лампу подкладывают асбест.

Применять неисправные лампы с пропуском горючего, с засоренными форсунками и т. д., а также заправлять не­остывшую лампу не допускается.

К работе с паяльными лампами могут быть допуще­ны только те лица, которые обучены правилам обраще­ния с ними и имеют достаточный опыт работы.

Тиски должны быть прочно закреплены на верстаке и иметь исправные губки, винты и гайки. Используемый ручной инструмент также должен быть в исправном со­стоянии: напильники — с прочно закрепленными ручками, гаечные ключи — с неизношенными губками, ручники — с прочно насаженными рукоятками, без заусениц на бой­ке и т. д.

Работа в цистернах и танках. Перед началом ремонта в цистернах и междудонных отсеках их следует тщатель­но очистить от грязи, остатков нефтепродуктов, предвари­тельно замерив воздушную среду на отсутствие взрыво­опасной концентрации паров нефтепродуктов и на пригод­ность воздуха для дыхания. Водяные цистерны и балласт­ные танки должны быть предварительно хорошо провенти­лированы. Применять для освещения следует фонари и све­тильники взрывобезопасного исполнения. Если полный ана­лиз воздушной среды в цистерне или танке (кроме водя­ных) выполнить невозможно, то следует применять защитную одежду и шланговый противогаз. Использование предохранительного пояса с закрепленным страховочным линем, второй конец которого должен находиться у на­блюдающего — дежурного у горловины танка, — обяза­тельно.

При ремонтных работах в цистерне или танке все горловины должны быть открыты.

Время пребывания в цистерне или в танке не должно превышать 45 мин, после чего необходим отдых на све­жем воздухе в течение 15 мин.

Если при работе в цистерне (танке) появятся призна­ки недомогания (головная боль, сонливость, головокруже­ние, рвота и т. д.), необходимо немедленно подать сиг­нал тревоги, прекратить работу и выйти из цистерны (танка). Продолжать работу разрешается только после устранения причин, вызвавших недомогание.

Грузоподъемные устройства. Все работы в машинном отделении по перемещению оборудования, запасных ча­стей, инструмента, материалов и т. п. с применением гру­зоподъемных устройств необходимо производить в полном соответствии с общими Правилами техники безопасности при производстве грузовых операций с применением су­довых грузоподъемных средств.

Подвешивать грузоподъемные устройства к трубопро­водам и другим судовым конструкциям запрещено; для этого следует использовать специальные рымы и про­ушины.

Укладывать детали на решетки, настилы лесов и рештований можно, если они рассчитаны на дополнительную нагрузку.

Длинные детали нельзя поднимать одним стропом с подвесом за «среднюю» точку. При застропке таких де­талей двумя стропами необходимо следить за тем, чтобы деталь поднималась без перекосов. При подъеме тяже­лых деталей (блоков цилиндров, валов, крышек и т. п.) под них, по мере подъема, следует подкладывать клетки из брусьев так, чтобы максимальный зазор между клет­кой и деталью был 150—200 мм.

Если тяжелую деталь поднимают с помощью рым-болтов, то необходимо проверить, чтобы болт имел ис­правную резьбу и был плотно ввернут в деталь на всю длину резьбы.

После окончания всех грузоподъемных работ электро-тельфер или кран машинного отделения должны быть отведены на штатное место и закреплены там в положе­нии по-походному.

Вопрос №7

Правила проведения открытых огневых работ

Во время эксплуатации судна все работы связанные с применением открытого огня можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его руководством.

Работы должны проводится в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией.

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах) проводятся только в случае крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей).

Особую опасность представляют работы в закрытых ёмкостях.

Запрещается:

-сварочные работы и пользование открытым огнём при бункеровке;

- во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами;

-в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторное и малярное помещения);

-в местах промывки деталей механизмов;

-вблизи горловин цистерн;

Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня, можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

Работы с применением электро- и газосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и классификационными обществами. К выполнению работ может допускаться только специалист, имеющий квалификационное свидетельство (сертификат) сварщика.

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением, необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы и закрытых ёмкостях.

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем; при бункеровках; во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов.

Попадание капель металла на горючую поверхность или во взрывоопасную атмосферу могут привести к пожару.

Искры от удара твердых тел. Искры образуются при достаточной силе удара и представляют собой раскаленную до свечения частичку металла размером 0,1-0,5 мм. Такие искры могут образовываться при интенсивном истирании металлов и других твердых тел. Несмотря на довольно высокую температуру (1200-1600° С), такие искры не являются мощным источником воспламенения из-за малого запаса тепловой энергии и незначительной продолжительности существования, исчисляемой долями секунды. Поэтому большей опасностью обладают не летящие искры, а неподвижные, которые после высечения падают на какое-либо препятствие. Неподвижные искры, попавшие на поверхность волокнистых материалов, вызывают очаги тления с последующим образованием пламени.

Наши рекомендации