Расследование и учёт несчастных случаев на производстве
Несчастные случаи можно рассматривать как неосознанные и незапланированные события, сопровождающиеся травмой. По действующему в РБ законодательству несчастные случаи с работниками могут быть подразделены на: несчастные случаи вне производства и несчастные случаи на производстве Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется «Положением об учете и расследовании несчастных случаев». Действие положения распространяется на все субъекты хозяйствования, независимо от наименования, формы собственности и ведомственной подчиненности.Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками, состоящими на постоянной, временной и сезонной работе, с работающими по совместительству. Также подлежат расследованию и учету несчастные случаи, травмы, острые профессиональные заболевания (т.е. возникшие после однократного в течение одной рабочей смены воздействия вредных производственных факторов, отравлений, радиоактивного облучения, тепловых ударов и т.д.). Не подлежат учету случаи, если при расследовании установлен факт самоубийства или естественной смерти, травмы, полученной пострадавшим при совершении им преступления, а так же несчастные случаи, прошедшие в результате алкогольного, токсического, наркотического отравления. Несчастные случаи на производстве, вызвавшие у работника потерю трудоспособности не менее 1 дня или необходимости его перевода на другую работу на 1 день и более в соответствии с мед. заключением оформляется актом по форме Н1. Несчастные случаи на производстве без потери нетрудоспособности, расследуются и учитываются нанимателем в журнале регистрации микротравм. Наниматель обязан выдать пострадавшему или лицу, представляющего его интересы, акт формы Н1 о несчастном случае не позднее 3-х дней с момента окончания по нему расследования. В случае отказа нанимателя в составлении акта формы Н1, а также в случае несогласия пострадавшего с содержанием акта формы Н1, конфликт рассматривает гос. инспекция труда, решение которой является обязательной для нанимателя. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю, который обязан: 1. Срочно организовать первую помощь пострадавшему и доставку его в лечебное учреждение. 2. Сообщить о случившемся руководителю подразделения. 3. Сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку о рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент пришествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих. Комиссия в составе представителя-нанимателя, специалиста по охране труда нанимателя, представителя профсоюза обязана: 1. В течении 3-х суток провести расследование обстоятельств и причин несчастных случаев. 2. Составить акт формы Н1 в 4-х экземплярах и направить их нанимателю на утверждение. 3. Акт формы Н1 утверждается печатью нанимателя.
К каждому акту формы Н1 прилагаются показания свидетелей, очевидцев, планы, схемы и другие документы с места происшествия. При несчастном случае непосредственный руководитель работ: 1. Обеспечивает незамедлительное оказание пострадавшему до врачебной помощи: вызов медицинских работников на место пришествия; доставку его в лечебно-профилактическое заведение; 2. Принимает меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на других лиц, развития аварийных ситуаций, сохранение до начала расследования обстановки на месте несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью работников. 3. Сообщает о происшествии руководителю подразделения. Руководитель подразделения, где произошел несчастный случай немедленно сообщает нанимателю. Наниматель получив сообщение о несчастном случае направляет запрос в лечебно-профилактическое учреждение, которое выдает в установленном порядке заключение о тяжести травмы потерпевшего. Акты и формы Н1, или формы НП с прилагаемыми к одному из экземпляров, актов, протоколами опросов, объяснениями потерпевшего, свидетелей, планами, схемами, фотоснимками, мед-заключения и другими документами, направляется нанимателю для утверждения. Наниматель в течение двух дней после окончания расследования рассматривает документы расследования, утверждает акт формы Н1 или НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев на производстве, или в журнале регистрации непроизводственных несчастных случаев. По одному утвержденному экземпляру акта формы Н1 или НП наниматель отправляет потерпевшему или лицу представляющему его интересы, госинспектору труда, специалисту по охране труда. Копии акта направляются руководителю подразделения, где работал потерпевший, профсоюзу, вышестоящему органу контроля (по его требованию). Акт формы Н1 или НП с материалами расследования хранится в течение 45 лет у нанимателя, где взят на учет несчастный случай. Акты формы Н1 или НП, направляемые в другие организации хранятся до минования надобности. При прекращении деятельности нанимателя акты формы Н1 или НП передаются правопреемнику, а при его отсуцтвии в гос. архив для дальнейшего хранения. Несчастный случай о котором нанимателю не поступило сообщение в течение рабочей смены, или в следствии которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в соответствии с положением по заявлению потерпевшего, или лиц представляющих его интересы в срок не более 1 мес. со дня подачи заявления.
10 Нормативно-правовое обеспечение охраны труда на предприятии.
Согласно действующему законодательству охрана труда составляет неразрывную часть трудового права. В юридической литературе охрана груда рассматривается двояко: как один из принципов трудового права и как самостоятельный институт этой отрасли права. В нормотворческой практике понятие "охрана труда" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле охрана труда охватывает, по сути, содержание всех норм трудового права. Это комплекс правовых мер, направленных, против отступлений от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха, необоснованных увольнений с работы, переводов и перемещений работающих, других нарушений трудовых прав работников, а также предусматривающих социальную защиту работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
В более узком понимании с правовой точки зрения термин "охрана труда" употребляется как система различных мероприятий и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве. В юридической литературе иногда к охране труда относят и нормы, устанавливающие ответственность за нарушения правил и норм техники безопасности, производственной санитарии. Такой подход правомерен, так нормы ответственности за указанные нарушения непосредственно направлены на обеспечение безопасности труда на производстве посредством правового принуждения лиц, которые отвечают за состояние охраны труда, содействуя тем самым реализации правовых норм по охране труда. Действующая в республике практика деятельности неразрывно с охраной труда рассматривает и связанные с ней отношения такие, как возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др., что представляется целесообразным. В глубоком понимании право на охрану труда отвечает интересам не только работника, но и нанимателя и всего общества в целом. Правовую основу деятельности по охране труда составляют многочисленные законодательные и иные нормативные правовые акты самого разнообразного характера, количество которых в республике превышает 3000. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями);другие Законы, принятые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) (в дальнейшем для краткости - Конституцией).
Учитывая разнообразный характер выполняемых работ, широкий спектр профессий и должностей работников, количество таких нормативных правовых актов весьма велико даже на одном предприятии, а общее количестве по республике не поддается оценке.
По видам нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на: межотраслевые правила по охране труда; отраслевые правила по охране труда; санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; государственные стандарты ССБТ; отраслевые стандарты ССБТ;
строительные нормы и правила (СНиП); правила безопасности; правила устройства и безопасной эксплуатации и т.п.; правила охраны труда; положения и типовые инструкции по охране труда; инструкции по охране труда на предприятии; стандарты предприятия по охране труда. По характеру регулирования вопросов охраны труда все нормативные правовые акты можно условно разбить на ряд групп:
Первая группа норм этих правовых актов направлена на обеспечение безопасности труда на стадии проектирования производственных объектов, конструирования машин, механизмов и оборудования, а также их создания и производства. Вторая группа нормативных правовых актов направлена на обеспечение безопасности во время самого процесса производства.Третья группа нормативных правовых актов предусматривает меры по устранению или снижению воздействия на работающего неблагоприятных производственных факторов, устанавливает величины предельно допустимых величин вредных производственных факторов, а также порядок предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и права работников. Четвертая группа нормативных правовых актов определяет порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, а также ответственности за их нарушения.