Прогноз развития лесопатологической ситуации в насаждениях Российской Федерации на второе полугодие 2015 года

Постановление №378 от 18 мая 2011 г.«Об утверждении правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»

опубликовано: 15:35, 28.06.2011 , изменено 11:51, 12.11.2014 , напечатать

В соответствии с частью 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2011 г. N 378

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ СВОДНОГО ПЛАНА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - сводный план).

2. Сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в целях:

а) оптимизации определения мест размещения и привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
б) повышения эффективности привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения лесных пожаров;
в) координации мероприятий по тушению лесных пожаров, возникающих на землях лесного фонда и землях иных категорий;
г) недопущения распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов и земли иных категорий, а также недопущения возникновения лесных пожаров из-за пожаров, возникших на землях населенных пунктов и землях иных категорий;
д) обеспечения создания резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов.

3. Сводный план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Сводный план состоит из текстовой и графической частей.

5. В текстовой части сводного плана содержится общая характеристика лесов на территории субъекта Российской Федерации и устанавливаются:

а) меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры;
б) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
в) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
г) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
д) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
е) перечень лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, подлежащих включению в межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
ж) иные мероприятия, содержащиеся в планах тушения лесных пожаров, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.

6. Графическая часть сводного плана состоит из карт-схем мест дислокации лесопожарных и аварийно-спасательных формирований на территории субъекта Российской Федерации, которые могут быть привлечены к тушению лесных пожаров, маршрутов авиационного патрулирования, зон наземного, авиационного и космического мониторинга.

Карты-схемы разрабатываются на основании планово-картографических материалов лесоустройства, лесного плана субъекта Российской Федерации, материалов землеустройства и инвентаризации земель.
На картах-схемах отображаются границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

7. Проект сводного плана ежегодно, до 20 февраля, направляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Федеральное агентство лесного хозяйства на согласование.

8. Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 14 дней со дня поступления проекта сводного плана рассматривает его и принимает решение о согласовании или направляет мотивированный отказ в согласовании.

9. Основанием для отказа в согласовании сводного плана является:

а) отсутствие в проекте сводного плана сведений, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил;
б) несоответствие сведений, указанных в проекте сводного плана, сведениям, содержащимся в планах тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. В случае направления Федеральным агентством лесного хозяйства отказа в согласовании проект сводного плана подлежит доработке и направлению на повторное согласование.

11. Сводный план утверждается ежегодно, до 20 марта.

Приказ Рослесхоза от 5 июля 2011 г. № 287«Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды»

опубликовано: 08:38, 26.08.2011 , изменено 11:34, 12.11.2014 , напечатать

В соответствии с частью 4 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251, № 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54) приказываю:

утвердить:

· классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению № 1;

· классификацию пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды согласно приложению № 2.

Руководитель В. Н.Масляков

Приложение № 1
к приказу Рослесхоза
от __________ № ____

Классификация
природной пожарной опасности лесов

Класс природной пожарной опасности лесов Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств) Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения
I (природная пожарная опасность - очень высокая) Хвойные молодняки. Места сплошных рубок: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные). Сосняки лишайниковые и вересковые. Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостои (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари. В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью.
II (природная пожарная опасность - высокая) Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты. Лиственничники кедрово-стланниковые. Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов (периоды, в течение которых число лесных пожаров или площадь, охваченная огнем, превышает средние многолетние значения для данного района).
III (природная пожарная опасность - средняя) Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники. Низовые и верховые пожары возможны в период летнего максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов.
IV (природная пожарная опасность - слабая) Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные). Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса. Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки-брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники-кисличники и черничники, мари. Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках - в периоды летнего максимума.
V (природная пожарная опасность - отсутствует) Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и приручейные. Ольшаники всех типов. Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха).

Примечание:

1. Пожарная опасность устанавливается на класс выше:

· для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);

· для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;

· для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам.

2. Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.

Приложение № 2
к приказу Рослесхоза
от _______________ г. № ___

Классификация
пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды

1. Классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов.

2. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.

3. В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов.

4. В субъектах Российской Федерации действуют региональные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (далее - региональные классы), которые определяют:

· методику расчета комплексного показателя;

· границы классов пожарной опасности;

· методику учета осадков.

Решение о применении региональных классов оформляется приказом Федерального агентства лесного хозяйства и может быть установлено отдельно для разных временных периодов.

5. Для регионов, в которых не установлены региональные классы, действуют федеральные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, указанные в таблице 1.

6. Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (эта) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода):

КП = SUM [t° (t° - эта)]

n

Таблица 1. Федеральные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды

Наши рекомендации