Классификация кожаной обуви
Назначение. Различают четыре основные группы обуви: бытовая, специальная, спортивная, медицинская.
К специальной относится обувь специфических конструкций, в которой при изготовлении могут быть применены защитные материалы и детали. Группа специальной обуви включает рабочую, форменную и защитную.
Спортивная обувь также относится к специальной, она предназначена для занятий физкультурой, для поддержания здоровья и для спортсменов-профессионалов, мастеров спорта при занятиях определенным видом спорта. По половозрастному признаку ее классифицируют на шесть групп: малодетская, детская, школьная, мальчиковая, женская, мужская.
По виду конструкции различают сапоги, ботинки, полуботинки, туфли.
По материалу верха различают обувь хромовую и юфтевую, из искусственной и синтетической кожи, текстильную, комбинированную, цельнолитую обувь из пластмасс.
По методам крепления низа обувь также разнообразна – прошивная, доппельная, гвоздевая, клеевая, литьевая, горячей вулканизации, комбинированных методов и др.
По назначению спортивная обувь очень разнообразна, т.к. каждый из ее видов имеет особенности конструкции и свойств: обувь лыжная, коньковая, легкоатлетическая; туфли для бега, прыжков; обувь для игровых видов спорта, велосипедная; ботинки для борцов, туристические; туфли гимнастические и др.
В настоящее время на рынке обуви действуют три системы ее нумерации.
Самая распространенная в нашей стране – метрическая. Размер обуви определяется длиной стопы, выраженной в миллиметрах. Считается, что подбор размера обуви с интервалом в 0,5 см более премлем, и эта система имеет большее количество номеров.
Штихмассовая система – за номер обуви принята длина вкладной стельки, выраженная в штихах. Один штих равен 2/3 см, или 6,67 мм.
Система нумерации в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см) – она обозначает условный размер обуви. Для каждой половозрастной группы применяется своя шкала размеров. Разница между смежными номерами составляет 1/3 дюйма.
Пол и возраст. Выделяют следующие группы обуви: мужская, женская, мальчуковая, девичья, школьная для девочек, школьная для мальчиков, дошкольная, малодетская, для ясельного возраста.
Мужская обувь не имеет такого разнообразия, в ней преобладают черные и коричневые цвета, редко встречаются светлые и совсем отсутствуют яркие; обувь имеет сдержанную форму носочной и каблучной частей.
Вид материалов верха. Выделяют группы обуви: хромовая обувь, юфтевая обувь, с верхом из искусственных и синтетических кож, с верхом из тканей, с верхом из меха. Наиболее распространенная – хромовая обувь. Это бытовая обувь всех видов, с самой различной отделкой.
Вид материала низа – резина, полимерные материалы, термоэластопласты.
Цвет. Учитывается только для натуральных кож, т.к. от цвета зависит цена обуви. Белые кожи – самые дорогие, а черные – самые дешевые. Различают обувь белую, черную, цветную, яркую, светлую, серебристого и золотистого цветов, двухцветную.
Фасоны и модели. Фасон определяется формой обуви и силуэтом: формой и высотой каблука, носочной части. Модель обуви – это более детальная разработка фасона, где учитываются многие факторы.
Способ производства. Может быть машинный и ручной способ. Современную обувь в преобладающем количестве производят машинным способом.
Характер производства. Обувь нарядная (модельная) и массовая (повседневная, рядовая)
Сезон носки. Обувь летняя, зимняя, осенне-весенняя. Эти назначения определяются главным образом особенностями конструкции.
Ассортимент
Обувь молодежного ассортимента, наоборот, четко следует моде и даже авангардна по своему оформлению.
Для младшей группы характерен неустоявшийся эстетический вкус, обостренная восприимчивость всего нового, активное освоение моды. Девичья обувь повторяет женскую по многим признакам, в том числе и по размерам. Мальчуковая обувь, по сравнению с мужской, менее разнообразна по конструкциям, материалам и отделкам.
Ассортимент обуви имеет множество классификационных признаков, которые учитываются производителями и покупателями. Мотивация покупок обуви может быть различной: желание иметь престижный товар, соответствовать моде и своему имиджу, сменить и разнообразить гардероб, настоятельная необходимость в пополнении гардероба из-за отсутствия нужной обуви, покупки в подарок другому человеку или себе к празднику и др. Обувь относится к товару, который не покупают спонтанно, не обдумав особенностей предстоящей покупки.
Требования к качаству
Контроль качества обуви проводится в два этапа:
1) проверка качества обуви по внешнему виду;
2) проверка физико-механических показателей качества обуви. Проверка качества обуви в торговле осуществляется выборочно в соответствии с ГОСТ 9289-78 «Обувь. Правила приемки».
Согласно ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности», обувь подразделяют на стандартную (или сортную) и нестандартную. Стандартная обувь должна соответствовать образцу — эталону.
Сортность обуви устанавливается по худшей полупаре и наиболее существенному дефекту. Количество наименований дефектов, допустимых в стандартной обуви, на полупаре не ограничивается, значение имеет размер дефекта, место его расположения на деталях и степень его выраженности.
Перечень дефектов, недопустимых в стандартной обуви, определяется ГОСТ 28371-89.
В стандартной обуви не допускаются: сквозные повреждения деталей, растрескивание, отслаивание и липкость покрывной пленки материала верха и подкладки, неправильное расположение деталей, плохое соединение швов, неразглаженный шов, местная неприклейка подошвы, неправильно поставленный каблук, неприклеенная или порванная подкладка, замины, незаде-ланные или плохо заделанные повреждения, неправильное комплектование пар обуви, неустойчивость покрытия кож.
Для защиты интересов потребителя ГОСТами 26165-84,26166-84, 26167-84, 19116-84, 1135-88, 5394-89 устанавливаются гарантийные сроки носки для обуви отечественного производства. В течение гарантийного срока покупатель может предъявить претензии к продавцу, если в ней обнаружены
Дефекты
Сквозной износ верха, стельки и подошв; осыпание красителя; разрушение швов; раскол, перелом и отрыв каблука; оседание задника.
Маркировка
Маркировка обуви должна соответствовать требованию стандартов: ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», ГОСТ 7296-81 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранением
Маркировка должна быть полной и достоверной, на русском языке. Маркировка на потребительской таре должна содержать следующие данные:
1) наименование вида обуви;
2) наименование страны-изготовителя;
3) наименование фирмы-изготовителя;
4) основное назначение и область применения обуви;
5) правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования;
6) основные потребительские свойства или характеристики (цвет материала верха, вид материала верха, подошвы и подкладки; размер и полнота обуви и др.);
7) информация об обязательной сертификации (знак соответствия по ГОСТ Р 50460-92);
8) юридический адрес изготовителя или продавца;
9) обозначение нормативного документа, по которому производится обувь;
10) товарный знак изготовителя (при наличии);
11) дата выпуска (месяц и две последние цифры года наносятся арабскими цифрами, например 04.02);
12) обозначение фасона колодки и (или) номера модели;
13) клеймо «СТ».
Маркировка может быть дополнена изготовителем информацией о добровольной сертификации, о знаке соответствия обуви государственным стандартам, штриховым кодом, гарантийном сроком носки обуви, а также другой интересной для потребителя информацией.
Информация с 1-го по 8-й пункт является обязательной дл) маркировки импортной обуви.
Каждая полупара кожаной обуви должна иметь маркировочные обозначения: товарный знак предприятия, размер, полнота, номер модели, фасон, дата выпуска, обозначение нормативной документации, клеймо СТ.
Размер, полноту наносят на ходовую поверхность подошвы (в геленочной части), а также на детали подкладки или на внутреннюю сторону голенищ бесподкладочных сапог.
Маркировка транспортной тары дополняется информацией о количестве пар обуви, размерно-полнотном ассортименте, дате упаковки и номере упаковщика.
Упаковка
Кожаную обувь упаковывают в коробки из картона так, чтобы носок одной полупары прилегал к пяточной части другой. Между полупарами прокладывают мягкую бумагу. Легкую обувь заворачивают в бумагу или пакет. Коробки, пакеты с обувью укладывают в ящики. На коробки и пакеты наносят маркировочные данные: товарный знак предприятия, артикул, фасон, номер стандарта, местонахождение предприятия-изготовителя. Аналогичные обозначения наносят на каждый ящик или коробку, также указывают номер ящика. Дату упаковки, количество пар обуви и вес брутто.
Обувь хранят при температуре от 8 до 16 °С и относительной влажности воздуха 50-70 % .
Хранение
Обувь хранят в помещениях сухих, чистых, проветриваемых при температуре воздуха не ниже +14°С и не выше +25°С и относительной влажности воздуха 50—80 %. Обувь хранят в коробках на стеллажах, на обувь не должны попадать прямые солнечные лучи. Коробки и ящики размещают на расстоянии не менее 1,0 м от наружных стен склада, отопительных и нагревательных приборов. Расстояние от пола до нижней полки стеллажа должно быть не менее 0,2 м.
Подготовка к продаже
Большинство товаров поступивших в магазин надо подготовить к продаже, так как часть их в таре следовательно, могла помяться, запылиться, то есть потерять свой первоначальный товарный вид. Предварительная подготовка высвобождает работников при продаже товаров, в результате чего уменьшаются затраты времени покупателей и товарные потери, повышается производительность труда продавцов, увеличивается товарооборот и пропускная способность магазина.
При подготовке товара к продаже улучшают его внешний вид, а это способствует повышению культуры торговли.
Подготовка товаров к продаже включает следующие основные операции:
1. Распаковка - высвобождение товара от наружной тары в которой его привезли. Основное требование к распаковки - сохранить качество товаров, тары и упаковки.
2. сортировка - группировки изделий по ассортиментным признакам, т.е. по размерам, фасонам, ценами, а также проверка соответствия цены, сортности, обозначенных на маркировке и в сопроводительных документах.
3. Предоставление товарного вида - очистка от пыли, глажка, устранение мелких дефектов.
4. Маркировка - прикрепление к товару товарного ярлыка с названием товара, артикул, сорт, размером и ценой. Ярлыки к товару прикрепляют, навешивают, пришивают на обратной стороне ярлыка заведующий секцией своей подписью удостоверяет правильность цены. Кроме ярлыков, товары должны иметь ценники.
Сначала раскрывают упаковку и распаковывают обуви. Рассортировывают обуви по размерам, виду, фасонами ценам. Проверяют наличие маркировки на обуви. Проверяют соответствие обуви размера, полноте. Проверяют парность обуви. Очищают его от пыли и выкладывают на рабочем месте.
Размещение и выкладка
Размещение товаров - это система выставления их на отдельных участках в зоне обслуживания по различным признакам, присущими определенным изделиям.
Обувь размещают по следующим признакам: по характеру пошиву (модельная, массового производства); по виду (туфли, ботинки, сапоги и т.д.); по размеру и полноте; по материалу изготовления; по половозрастным признакам и признакам сезонности.
При самообслуживании для каждого размера обуви отводится значительное место.
Обувь размещают на оборудовании в торговом зале. Для образцов выставляют кол пар обуви на горках без коробок. Выставляют несколько пар обуви каждого вида и размера. Для размещения сезонной обуви и новинок отводят наиболее заметное место в торговом зале. Обувь которое пользуется спросом, размещают ближе к своему рабочему месту.
Обязательное правило размещения товаров при самообслуживании - постоянство места. В систему размещения товаров можно вносить определенные изменения чтобы они были оправданы.
Товары наибольшего спроса, дорогие и мелкие по размерам устанавливают ближе к продавцу.
Товары длительного выбора и сложного ассортимента размещают в тех частях торгового зала, где нет основного потока покупателей. Новые и моловидоми товары на которые надо обратить внимание выкладывают на верхних полках. Товары часто пополняют, громоздкие и тяжелые помещают в низу ближе к помещениям хранения, родственные, взаемозаминюючи и сопутствующие - рядом.
Запасы товара можно условно разделить на рабочие, выставочные и резервные.
Рабочий запас- предназначен для непосредственного отпуска покупателям.
Выставочный фото- предназначен для демонстрации товаров покупателям.
Резервный запас - предназначен для пополнения рабочего запаса. Его держат в помещениях для хранения товаров.
Основой размещения является группировка товаров по одинаковым потребительским назначению.
Выкладка товаров - это способ демонстрации и заключения отдельных их видов, благодаря применению которого можно показать весь ассортимент и одновременно каждый его вид. Выкладку товаров может быть товарное и декоративное. Для изложения используют внутрь магазинные витрины, стенды, и другое.
Обувь выкладывают на полках или кронштейнах парами, по видам, размерам, материалу верха и по сезону. Преподают его с учетом артикулов и номеров. Сопутствующие товары (шнурки, стельки, набойки) выкладывают на отдельные горки.
Технология продажи
Основными элементами процесса продажи являются: выявление спроса покупателей; предложение и показ товара; оказание помощи в выборе товара (консультация о свойствах и правилах пользования изделием, примерка); предложение сопутствующих товаров; подготовка товаров к отпуску (отмеривание, комплектование); расчет с покупателем; отпуск товара (упаковка и выдача покупки); оказание дополнительных услуг (дополнительная упаковка товаров и др.).
При продаже кожаной обуви особое внимание обращается на фасон и отделку . Выкладку товаров может быть товарное и декоративное. Для изложения используют внутрь магазинные витрины, стенды, и другое.