Порядок проведения работы. 3.1. Изучить основные требования пожарной профилактики в школе и инструкцию к

3.1. Изучить основные требования пожарной профилактики в школе и инструкцию к действиям преподавателя при возник­новении пожара (см. разд. II).

3.2. Изучить свойства огнегасительных веществ и области их применения, заполнить табл. 3.

Таблица 3

Область применения огнегасительных веществ

№ п/п   Огне гаси-тельные вещест ва   Химичес­кая форму­ла или со­став   Огнегасительные св-ва   Запрещенные области применения*  
охлаж­даю­щее   Изо ли­рую­щее   разбав­ляю­щие   Инги би-рую-щее  
  3         Вода Песок Покрыва­ло из вой­лока, бре­зента, асбеста и т. д. Химичес­кая пена (огнетуши­тель 10ХП-10) Углекис­лота (огне­туши тель                          
б         ОУ-2) Галоидировавн ные углеводо­роды горючие газы (азот, углекис­лый газ и др.) Порошки (огнетуши­тель ОП-1)   * Примечание. Буквенное обозначение областей применения огнегасительных веществ: а — дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.; б — горючие жидкости (мазут, краски, масла); в — электроустановки, которые находятся под напряжением или могут оказаться под напряжени­ем; г — ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.); д — горящие металлы (К, Na); е — одежда на человеке; ж — кинопленка; з — легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и т. п.).  

3.3. Изучить устройство и принцип действия нескольких видов огнетушителей (по указанию преподавателя).

3.4. Разобрать и собрать огнетушитель (по указанию препо­давателя).

3.5. Имитировать приведение в действие огнетушителей, представленных преподавателем.

3.6. Для заданного преподавателем объекта (школы) опреде­лить количество огнетушителей и других средств пожаротуше­ния в соответствии с ППБ-101-89 (см. разд. II), заполнить табл. 4.

Таблица 4

Нормы первичных средств пожаротушения для _______________ школы

(объект изучения)

№ п/п   Средства пожаротушения   Количество  
      Огнетушители: — пенные — углекиелотные — порошковые Ящики с песком (объем 0,5 м) Бочки с водой Войлок, кошма или асбест (полотно, размеры 2x2 м) Пожарный щит, оборудованный: лопатой багром топором ведрами      

Содержание отчета

Отчет о проделанной работе должен содержать: название и цель работы; порядок действия преподавателя при возникнове­нии пожара; схемы и технические характеристики огнетушите­лей (по указанию преподавателя); таблицы «Область примене­ния огнегасящих веществ» и «Нормы первичных средств по­жаротушения для заданного объекта (школы)».

Контрольные вопросы

1) Назовите основные мероприятия пожарной профилакти­ки в школе.

2) Назовите по порядку действия работников школы при возникновении пожара.

3) Что называется пожаром, возгоранием, горением?

4) Каковы способы подавления горения?

5) Назовите основные огнетушащие вещества с указанием способа подавления ими огня.

6) Охарактеризуйте огнегасительные действия воды.

7) Какие горючие вещества и материалы нельзя тушить водой?

8) Охарактеризуйте огнегасительные действия пены.

9) Какие огнетушащие вещества используются для тушения пожаров на электроустановках?

10) Для тушения каких пожаров используют порошок?

11) Что относится к первичным средствам тушения пожара?

12) Какой пожарный инвентарь должен быть на пожарном щите?

13) Какие требования предъявляются к размещению огнету­шителей?

14) По каким признакам и как классифицируются огнету­шители?

15) Какие огнетушители наиболее эффективны для тушения ЛВЖ, электроустановок?

16) Какие огнетушители рекомендуется использовать для тушения пожаров в библиотеках, музеях?

17) Как привести в действие огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?

18) Как тушить загоревшуюся на человеке одежду?

19) Каковы особенности тушения ЛВЖ?

20) Каковы особенности тушения пожаров на электроуста­новках?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ВЫНУЖДЕННАЯ ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ

Цель работы: научить оценивать соответствие состояния учебных помещений и зданий требованиям безопасной эвакуа­ции людей. Освоить методику определения расчетного времени эвакуации и проверки выполнения условия безопасной эвакуа­ции.

Общие сведения

1.1. Опасные факторы пожара.

В соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 «ССБТ. Пожарная бе­зопасность. Общие требования» [10] установлены следующие опасные факторы пожара (ОФП): открытое пламя и искры; повышенная температура окружающей среды и предметов; токсичные продукты горения; дым; пониженная концентрация кислорода; падающие части строительных конструкций; при взрыве — ударная волна; разлетающиеся части и вредные вещества.

Пламя чаще всего поражает открытые части тела. Очень опасны ожоги, получаемые от горящей одежды, которую труд­но потушить и сбросить. Особенно легко воспламеняется одеж­да из синтетических тканей. Температурный порог жизнеспо­собности тканей человека составляет 45°С.

Повышенная температура окружающей среды, поверхнос­тей предметов нарушает тепловое равновесие тела человека, вызывает перегрев, ухудшает самочувствие из-за интенсивного выделения нужных для организма солей, нарушает ритм дыха­ния, деятельность сердца и сосудов. Необходимо избегать длительного облучения инфракрасными лучами интенсивнос­тью 540 Вт/м2 и кратковременного облучения 1050 Вт/м2.

Температура тела человека в зоне облучения при пожаре не должна превышать 39... 40°С, так как при атом возникает опасность теплового удара, а при 60... 70°С в организме челове­ка происходят необратимые физиологические изменения, которые могут привести к гибели. Однако наибольшую опасность этот фактор представляет для слизистых оболочек и верхних дыхательных путей.

Токсичные продукты горения являются наиболее опасными по сравнению с другими ОФП. При горении обычно образуются: оксид углерода СО, углекислый газ СО,, оксиды азота NO и NO2, пары воды Н,О, цианистый водород HCN и др., которые заполняют большой объем помещений с неработающей венти­ляцией, автоматически отключаемой в случае пожара, создавая в течение 20...60 с опасные концентрации. Нахождение челове­ка в течение 5 мин в атмосфере с содержанием СО>1% может привести к потере сознания, а затем и гибели. При вдыхании СО происходит блокирование усвоения кислорода тканями орга­низма, что приводит к гипоксии (кислородному голоданию).

Взрывоопасная концентрация СО в атмосфере равна 12,5% . Концентрация углекислого газа СО2, равная 3... 4,5%, стано­вится опасной при получасовом вдыхании, а 8... 10%-ная вызывает быструю потерю сознания и летальный исход. Боль­шую опасность представляют продукты горения пластмасс. Так, при горении 1 кг пенополиуретана в 1 м3 воздуха выделя­ется цианистого водорода (HCN) в 10 раз выше смертельной дозы. Следует помнить, что в условиях психического стресса, возникающего во время пожара, даже более низкая концентра­ция токсичных паров и газов, чем допустимая в лабораторных условиях, может привести к несчастному случаю или смертель­ному исходу. Опасность дыма связана как с уменьшением освещенности в помещениях и коридорах, на лестничных площадках, в результате теряется ориентация, снижается ви­димость, так и с содержанием в дыме раздражающих и токсич­ных газообразных, жидких и твердых компонентов.

При понижении концентрации кислорода в атмосфере до 10% (нормальное 20, 95%) человек теряет сознание, может возникнуть удушье, а вслед за ним —- страх, слабость, при этом человеку трудно самостоятельно выбраться из помещения нару­жу.

Статистика показывает, что люди на пожарах погибают не от прямого действия огня, а от действия токсичных продуктов горения и от недостатка кислорода.

Разрушение и обрушение несущих конструкций зданий и сооружений часто связаны с максимальным ущербом, так, при потере механической прочности, несущей способности тяжелые элементы конструкций, падая, довершают повреждение обору­дования, приводят к травмам и гибели людей.

Значение ОФП, не вызывающих отравление, травмирование или гибель человека в течение установленного времени, называют допустимыми значениями ОФП. Согласно ГОСТ 12.1.004-85, вероятность воздействия основных факторов пожара (ОФП) не должна превышать нормативную на предприятиях, равную 10~б в год в расчете на каждого человека.

1.2. Огнестойкость зданий.

Условия развития пожара в зданиях во многом определяют­ся степенью их огнестойкости, т. е. способности зданий в целом сопротивляться разрушению при пожаре.

По огнестойкости здания делятся на пять степеней (I—V), с возрастанием номера уменьшается предел огнестойкости [11, 12].

Степень огнестойкости зданий оценивается пределом огне­стойкости основных строительных конструкций и пределом распространения огня по этим конструкциям. Предел огнестой­кости — это время в часах от начала воздействия огня на конструкцию до момента появления признаков потери несущей или ограждающей опасности конструкции (обрушение кон­струкции; образование сквозных трещин или отверстий; по­вышение температуры на необогревающей поверхности более чем на 140°С).

Строительные материалы По возгораемости делятся, соглас­но СНиП 2.01.02-85, на три группы: несгораемые, трудносго­раемые, сгораемые.

Несгораемые (горючие) вещества и материалы не способны гореть в воздухе при температуре до 900°С; к ним относятся: полупроводниковый кремний; асбест; кварц; стекло и др.

Трудносгораемые (трудногорючие) вещества и материалы способны возгораться на воздухе под действием источника зажигания, но не способны самостоятельно гореть после его удаления (пластмассы, древесины и ткани, пропитанные антипиренами, строительные бетонные конструкции с органически­ми наполнителями).

Сгораемые (горючие) вещества и материалы способны самостоятельно возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (бензин, керосин, пластмассы, древесина, каучук, этиловый спирт i ацетон и др.)- Выделяют группу легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), способных воспламеняться от кратковременной (до 30°С) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламя спички, искры, тлеющая сигарета и т. п.).

Минимальные нормированные пределы огнестойкости из­меняются от 0,25 часа до 2,5 часа.

В зданиях I степени огнестойкости основные конструкции должны быть изготовлены из естественных и искусственных каменных материалов (бетона или железобетона) с пределом огнестойкости не менее 2,5 часа. В здании II степени огнестой­кости в покрытиях допускается применять незащищенные стальные конструкции.

Основные части зданий V степени огнестойкости — сгорае­мые, пределы огнестойкости для них не нормируются. Предел огнестойкости кирпичных стен, перегородок толщиной 5 см составляет 0,75 часа.

Повысить огнестойкость зданий можно облицовкой иди оштукатуриванием строительных конструкций. Особое значе­ние имеет защита деревянных конструкций. Защищенные известково-цементной, асбестоцементной или гипсовой штука­туркой деревянные конструкции относятся к трудносгорае­мым. Эффективными видами огнезащиты древесины являются:

— пропитка антипиренами —-химическими веществами, снижающими горючесть (фосфорно- или серно-кислый аммо­ний);

— нанесение поверхностных покрытий (фосфатное огнеза­щитное ОФП-9 и вспучивающееся огнезащитное ВПД).

Металлы являются негорючими материалами, но обладают высокой теплопроводностью, поэтому их сгнезащита заключа­ется в создании на поверхности металлических конструкций теплоизолирующих экранов из асбестоцементных плит, кирпи­ча, гипсокартона и гипсоволокна.

При определении необходимой огнестойкости зданий долж­ны учитываться вероятность возникновения и распространения пожара, характер аварий. Помещения (производства) по взрывопожарной и пожарной опасности делятся на категории (А, Б, В, Г, Д, Е) в соответствии с «Общесоюзными нормами техноло­гического проектирования ОНТП-24-86». Категории определяются, исходя из вида находящихся в помещении горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, особенностей технологического процесса.

Категории А и Б устанавливаются для взрывопожароопасных помещений и производств; В, Г, Д — для пожароопасных, Е — для взрывоопасных.

Если в помещении находятся негорючие вещества и мате­риалы в холодном состоянии, то помещение относится к кате­гории Д.

1.3. Эвакуационные выходы и пути.

Требования к проектированию эвакуационных выходов и путей изложены в СНиП 2.01.02-85.

Эвакуационными выходами считают дверные проемы, если они ведут:

— из помещения непосредственно наружу;

— в лестничную клетку с выходом наружу непосредственно или через вестибюль, отделены от коридоров перегородками с дверями;

— в проход или коридор с непосредственным выходом наружу или в лестничную клетку;

— в соседние помещения того же этажа огнестойкостью не ниже III степени, которые не содержат производств, относящих­ся к пожарной опасности к категориям А, Б и Е, а также имеют непосредственный выход наружу или на лестничную клетку.

Эвакуационными путями называют проходы, коридоры, площадки, лестницы, которые ведут к эвакуационному выходу и обеспечивают безопасное и быстрое движение людей. Эвакуа­ционные пути должны обеспечивать эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, в течение необходимого времени эвакуации.

Число эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается по расчету, но обязательно не менее двух. Они должны располагаться рассредоточено. В качестве второго выхода могут использоваться наружные лестницы.

Для многих многоэтажных зданий небольших размеров и небольшой вместимости одна лестница вполне обеспечивает своевременную эвакуацию людей. На случай возможного за­дымления этой лестницы, а также для обеспечения операции по тушению пожара устраивают второй выход на наружную лест­ницу.

Эвакуационные пути должны отвечать следующим требова­ниям: расстояние от наиболее удаленного рабочего места до выхода наружу должно быть кратчайшим; пути движения людских потоков не должны пересекаться или встречаться.

Лифты и другие механические приводы для транспортиро­вания людей не относятся к путям эвакуации, так как всякий механический привод связан с источниками энергии, которые при пожаре могут выйти из строя.

Процесс эвакуации из зданий делится на три этапа.

Первый этап — это движение людей от наиболее удаленной точки помещения до эвакуационного выхода. К таким помеще­ниям относят производственные цехи, мастерские, зрительные залы, классы и аудитории в учебных заведениях.

Второй этап эвакуации представляет собой движения лю­дей от эвакуационных выходов из помещений до выходов наружу. Такое движение происходит по коридорам, проходам к фойе и лестничным клеткам и по лестницам — через вести­бюль наружу. Если выход из помещений совпадает с выходом наружу, то второй этап эвакуации исключается.

Третий этап — движение людей от выхода из зданий и рассеивание их в городском потоке или на территории учебного заведения.

Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до бли­жайшего эвакуационного выхода определяется в зависимости от категории помещения (производства) по взрывопожарной и пожарной опасности, степени огнестойкости здания и числа этажей в нем. Число и ширину проходов, дверей коридоров лестничных маршей на путях эвакуации принимают в зависи­мости от численности учащихся (работающих) в самой много­численной смене. Минимальная ширина коридора или прохода принимается равной 1 м, дверей на путях эвакуации — 0,8 м, маршей и площадок лестниц — 1,05 м.

Двери на путях эвакуации применяют, как правило, распаш­ные с открытием по ходу движения людского потока. Двери, выходящие в коридор из примыкающих помещений, могут открываться по ходу людского потока или внутрь помещения. Если двери открываются против хода людского потока, то расчетную ширину коридора следует принимать в свету между полотном открытой двери и противоположной стеной коридора или полотном открытой двери, находящейся с противополож­ной стороны коридора.

На всем протяжении прохода или коридора не должно быть порогов или промежуточных ступеней. При небольшой разности уровней пола должны устраиваться пандусы с уклоном 1:8. Ограничивается и максимальная ширина лестничного марша, она не должна превышать 2,4 м.

Наружные открытые лестницы предназначены для эвакуа­ции людей из многоэтажных зданий, должны быть стальными, шириной не менее 0,7 м, с уклоном не более 1:1 и с ограждением не менее 0,8 м. С помещениями они должны сообщаться через площадки или балконы на уровне эвакуационных выходов. Все виды эвакуационных путей должны иметь естественное или искусственное освещение, которое должно работать как от обычной электросети, так и от сети аварийного освещения. Мебель и оборудование в аудиториях, классах, лабораториях и мастерских должны быть установлены так, чтобы они не препятствовали эвакуации людей. Ширина минимальных про­ходов предусматривается не менее 1 м.

Во время массовых мероприятий в школе (на вечерах, при проведении елки, демонстрации кинофильмов) необходимо осо­бенно тщательно выполнять правила пожарной безопасности, они изложены в «Правилах пожарной безопасности для обще­образовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89» (см. раздел II).

Культурно массовые мероприятия должны проводиться:

— в зданиях I и II степени огнестойкости — в помещениях любого этажа;

— в зданиях III—V степени огнестойкости — только в помещениях первого этажа.

Проведение культурно-массовых мероприятий в подвалах и цокольных помещениях запрещается.Дежурный преподава­тель, который должен находиться с детьми неотлучно, должен быть проинструктирован о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей.

тий— 1,5 м2. В зависимости от степени огнестойкости ограни­чивается количество непрерывно установленных мест в ряду. Максимальное их число — 60.

В зависимости от количества непрерывно установленных мест в ряду ограничивается ширина прохода между рядами. Наименьшее расстояние прохода между рядами — 0,35 м.

Эвакуационные выходы из помещения должны быть обозна­чены световыми указателями с надписью «выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения. При проведении культурно-массо­вых мероприятий в помещениях световые указатели должны быть включены.

1.4. План эвакуации.

Разработка плана эвакуации включает:

— разработку порядка и последовательности действия при получении сообщения о пожаре с указанием должности и фамилии исполнителя каждого этапа (см. прил. 1 к разд. II);

— составление плана помещения учебного заведения с нанесением путей эвакуации (оформляется с учетом требования ГОСТ 12.1.114-82 (см. прил. 1 к разд. II) [13];

— расчет времени эвакуации и уточнение эвакуационных путей и выходов.

План эвакуации утверждается руководителем учреждения. Все работники учебного заведения должны быть ознакомлены с планом эвакуации.

Параметры эвакуационных путей и выходов должны обеспе­чить выполнение условия безопасности эвакуации:

Порядок проведения работы. 3.1. Изучить основные требования пожарной профилактики в школе и инструкцию к - student2.ru tp < tнб,

где tp — расчетное время эвакуации, определяемое по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей;

tнб— необходимое время эвакуации, т. е. время возникнове­ния критических условий для жизни человека или время до наступления предельно допустимых значений опасных факто­ров пожара (ОФП).

Необходимое время эвакуации людей:

— из помещений нормируется и зависит от категории помещения (производства) по взрывопожарной опасности, объема помещения и степени огнестойкости здания.

— из зальных помещений общественных зданий, аудиторий и классов учебных заведенийб если здания имеют I и II степени огнестойкости, принимается по табл. 5.

Таблица 5

Наши рекомендации