Тема 2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ И НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Задача № 13
Частный предприниматель заинтересовался правовыми нормами, регулирующими отношения по охране труда работников. В связи с этим он заключил трудовое соглашение со студентом юридического факультета, по которому тот должен был составить перечень нормативно-правовых актов по этому институту трудового права и выделить основное содержание правовых норм по охране труда.
Студент изучил только один нормативно-правовой акт - Основы законодательства РФ по охране труда.
Какие виды нормативно-правовых актов регулируют индивидуальные и непосредственно связанные с ними общественные отношения вообще и отношения по охране труда, в частности?
Какие виды источников трудового права входят в систему нормативно-правовых актов?
Какие виды законов регулируют общественные отношения?
На какие из них студент не обратил внимание?
Какие подзаконные акты регулируют отношения по охране труда? Назовите их виды.
Для ответов на предложенные вопросы см.: статьи 5, 209 – 231 ТК РФ.
Задача № 14
В Республике Татарстан были установлены новые праздничные дни, не имеющиеся в России. Это привело к уменьшению годовой нормы рабочего времени, установленной в Российской Федерации для трудящихся Татарстана.
В каких пределах субъекты Российской Федерации имеют право создавать новые правила поведения в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений?
Какие праздники введены в Республике Татарстан?
См.: статьи 6, 112 ТК РФ.
Задача № 15
В условиях, когда плановое народное хозяйство было ликвидировано на территории бывшего Советского Союза, а рыночные отношения начали только возникать, предприятия, учреждения, организации как работодатели не могли полностью обеспечить работой числящихся в штате работников, в результате часто возникали производственные простои. Ввиду этого администрация предприятия, учреждения, организации вынуждала работников использовать отпуск без сохранения заработной платы (длительный или кратковременный).
В силу, каких экономических причин администрация прибегала к такому “вынужденному отпуску без сохранения заработной платы”?
Предусматривает ли ТК РФ регулирование вынужденного отпуска работника без сохранения заработной платы по инициативе работодателя?
На основании систематического толкования, каких статей КЗоТ РФ Министерство труда отрегулировало сложившуюся ситуацию в разъяснении № 6 от 27 июня 1996г. (См.: Бюллетень Минтруда РФ, 1996, № 9; сейчас это Бюллетень трудового и социального законодательства РФ).
Какие предложения сделали бы Вы для упорядочения сложившейся ситуации с вынужденными отпусками?
Видите ли Вы здесь пробел в трудовом законодательстве?
См.: статьи 93, 128, 263 ТК РФ.
Задача № 16
Приказом Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года было утверждено Положение о порядке замещения научно-педагогических работников вузов (См.: Бюллетень Минтруда РФ. 2003. № 2).
В связи с этим своим приказом ректор одного из вузов установил, что все должности преподавателей должны замещаться только по конкурсу. Профсоюзный комитет вуза высказался за возможные исключения из этого общего правила и предложил осуществить прием на работу преподавателей на неполный рабочий день только по трудовому договору (контракту) без прохождения конкурса.
Как по существу должен решиться вопрос?
Задача № 17
На предприятии должность главного бухгалтера была вакантной, т.е. никем не занятой. Поскольку функции главного бухгалтера необходимо было выполнять, директор предприятия предложил старшему экономисту выполнять функции главного бухгалтера до того момента, когда будет найдено лицо для замещения этой должности.
Старший экономист проработал главным бухгалтером более 9 месяцев и затем был уволен с должности главного бухгалтера.
На основании, какого правового акта в данном случае должен быть осуществлен временный перевод на другую работу (приказа администрации или соглашения работника и работодателя?).
Что должно произойти со старшим бухгалтером после того, как будет принят на должность главного бухгалтера другой работник?
Видите ли Вы здесь пробел в трудовом законодательстве7
Каковы функции постановлений Пленума Верховного Суда России в механизме правового регулирования?
Задача № 18
Работодатель и профсоюзная организация решили установить дополнительный отпуск определенным категориям трудящихся, выполняющим особо важные и срочные задания на высоком профессиональном уровне. Они решили проконсультироваться в связи с этим у заводского юрисконсульта и просили его дать ответы на следующие вопросы:
Имеет ли право конкретное предприятие, учреждение, организация устанавливать новые правила поведения, льготы и преимущества своим работникам?
Если да, то на основании, каких норм это допускается?
Как называются нормы, выработанные на предприятии, в учреждении, организации?
Имеет ли право предприятие установить вышеуказанный дополнительный отпуск?
Юрисконсульт дал ответы на основании статей 5, 40- 41, 116 ТК РФ.
Какую же консультацию дал юрисконсульт?
Задача № 19
Гражданка М., имеющая двух детей в возрасте до трех лет, решила поступить на работу. Прочитав объявление о наличии вакантных мест на одном предприятии, она стала настаивать на приеме на работу.
Директор предприятия отказал ей в приеме на работу, ссылаясь на то, что она не имеет соответствующей квалификации.
Гражданка М. обжаловала в суд отказ в приеме на работу.
На основании, какого индивидуального правового акта возникает субъективное право на труд по конкретной должности (работе)?
Какое правовое значение имеет в данной ситуации приказ директора о приеме на работу?
Какой правовой акт принимает суд и каково его правовое значение?
Как должен разрешиться спор по существу (См.: статьи 3, 16, 391 ТК РФ).