Технология восстановления блок-картера
МОЙКА
Мойка блока производится после его разборки на участке комплектовки.
Блок помещают в моечную машину ОМ-4610. В ней осуществляется промывка масляных каналов от загрязнения и отложения на стенках каналов. Очистка масляных каналов посадочных мест является одной из важнейших операций ремонта, т.к. от величины отложения масляных каналах зависит межремонтный ресурс посадочных мест блока. Очистка производится раствором “Лабомид-209” ТУ38-10738-80. Применяются следующие параметры очистки:
1. Температура моющего раствора Т = (85±5) 0С;
2. Давление подаваемой жидкости Р = (0,4ч0,8) мПа;
3. Время воздействия раствора t = 10-15 мин;
4. Концентрация раствора составляет 20ч30 г/л;
После очистки коленчатый вал поступает на пост дефектовки, где производится его дефекация.
Мойка блока производится после его разборки на участке комплектовки.
Блок помещают в моечную машину ОМ-4610. В ней осуществляется промывка масляных каналов от загрязнения и отложения на стенках каналов. Очистка масляных каналов посадочных мест является одной из важнейших операций ремонта, т.к. от величины отложения масляных каналах зависит межремонтный ресурс посадочных мест блока. Очистка производится раствором “Лабомид-209” ТУ38-10738-80. Применяются следующие параметры очистки:
1. Температура моющего раствора Т = (85±5) 0С;
2. Давление подаваемой жидкости Р = (0,4ч0,8) мПа;
3. Время воздействия раствора t = 10-15 мин;
4. Концентрация раствора составляет 20ч30 г/л.
ДЕФЕКТОВКА
После очистки блок-картер поступает на пост дефектовки, где производится его осмотр и выявляются дефекты.
Дефектация деталей — это часть технологического процесса ремонта двигателей и агрегатов, заключающаяся в выявлении дефектов деталей и сборочных единиц и оценки их пригодности для дальнейшего использования. Она состоит из следующих операций: технического контроля, сортировки и учета деталей ремонтного фонда.
Дефект детали — это любое несоответствие детали требованиям технических условий (при контроле, сортировке и восстановлении детали). К дефектам относятся износы поверхностей деталей (внутренних и внешних), трещины, обломы, пробоины, задиры, коробление, коррозия.
Отделения дефектации деталей оснащаются стендами и стеллажами-параллелями для контроля крупных деталей, дефектоскопами — для обнаружения трещин, столами с ячейками. Комплект контрольного инструмента делится на три группы:
- для визуального выявления дефектов (лупы);
- жесткий мерительный инструмент для проверки размеров деталей — скобы, калибры, шаблоны, пробки;
- универсальный мерительный инструмент — индикаторы, микрометры, нутромеры, штангенциркули, наборы щупов, призмы, плиты поверочные, линейки измерительные и поверочные.
Применение специальных оптических приборов и стендов при дефектации деталей обеспечивает большую точность измерений деталей. Особое внимание уделяется контролю деталей, от технического состояния которых зависит безопасность движения.
ВОСТАНОВЛЕНИЕ
Режимы заварки трещин без применения защитного газа: сила сварочного тока — 130 А; напряжение — 36 В; марка электродов: МНЧ-1, ОЗЧ-1,АНЧ-1, ЦЧ-3 или ЦЧ-4.
Заварка трещин этими электродами обеспечивает образование аустелитовой структуры наплавленного металла, которая способна противостоять возникновению сварных трещин. Шов после наплавки этими электродами легко обрабатывается режущим инструментом.
Институтом электросварки им. Е. О. Патона АН УССР разработан эффективный способ сварки проволокой ПАНЧ-11.
Режимы сварки зависят от толщины стенки блока и выбираются в соответствии с данными табл. 2.
Таблица 2- Режимы сварки
Толщина стенки блока цилиндров, мм | Диаметр проволоки | Сварочный ток, А | Напряжение, В | Скорость сварки, м/мин | Вылет электрода, мм |
2—3 | 1,2 | 60—80 | 15—16 | 0,12—0,16 | 7—8 |
8—11 | 1,4 | 150—200 | 19—21 | 0,1—0,12 | 10—12 |
Полуавтоматическая сварка проволокой ПАНЧ-11 не требует специального оборудования. Для полуавтоматической сварки проволокой ПАНЧ-11 пригодны шланговые полуавтоматы А-547, А-547У, А-825, подающие проволоку диаметром от 1 до 1,6 мм в комплекте с выпрямителями ВС-200, ВС-300 или сварочными преобразователями с жесткой характеристикой.
Заварку трещин на стенках водяной рубашки блока с подогревом производят ацетиленовым пламенем горелки. В качестве присадочного материала используются чугунные прутки диаметром 5 мм. От окисления шов предохраняется бурой. Подогрев блока цилиндров производится до температуры 600...650 °С. Понижение температуры ниже 600°С не допускается. В интервале температур 60...600°С во время заварки трещины при быстром нагреве в результате соединения углерода с железом происходит образование карбида железа (белый чугун). В этом случае при охлаждении блока образуются большие внутренние напряжения с трещинами.
Задиры, прижоги, износ или несоосность гнезд вкладышей коренных подшипников коленчатого вала в блоке цилиндров двигателя устраняют расточкой в блоке гнезд под ремонтный размер на станке нижней борштанги для расточки постелей блока и втулок распределительного вала.
Овальность средних гнезд вкладышей относительно оси крайних гнезд должна быть не более 0,025 мм.
Шероховатость поверхности гнезд под вкладыши должна соответствовать Ra—1,25мкм.
Изношенные отверстия под втулки распределительного вала восстанавливают расточкой на станке для расточки постелей блока под ремонтный размер верхней борштанги. После этого в отверстия для блока цилиндров запрессовывают втулки ремонтного распределителя.
При запрессовке втулок необходимо обеспечить совпадение масляных отверстий в блоке и втулках. После запрессовки в блок цилиндров втулки растачивают под ремонтный размер с учетом обеспечения размера диаметра опорных шеек распределительного вала и зазора между шейкой вала и втулкой.
Расточку постелей блока цилиндра под вкладыши коленчатого вала и втулки распределительного вала производят на станке одновременно двумя борштангами. Резцы на борштангах выставляются с помощью индикаторного приспособления под размер.
В соответствии с «Техническими условиями на контроль, сортировку и ремонт блока цилиндров» втулки после ремонта должны отвечать следующим требованиям: овальность и конусность расточенных отверстий во втулках распределительного вала при замерах индикатором должна быть не более 0,02 мм, их несоосность — не более 0,03 мм; шероховатость поверхности втулок при сравнении с эталонами должна быть Ra =1,25 мкм.
Вкладыши перед установкой в постели блока цилиндров и их крышки подвергают контролю в приспособлении. На посадочную поверхность вкладыша наносят слой краски, после чего вкладыш устанавливают в контрольное приспособление, как показано на рис. 28, извлекают из него и осматривают, пятно контакта от краски по наружной поверхности вкладыша должно быть не менее 90% от обшей ее площади.
Изношенные посадочные пояски под гильзы в блоке цилиндров растачиваются под ремонтный размер.
Блоки цилиндров, имеющие коробление поверхности сопряжения с головками цилиндров более 0,08 мм, восстанавливают шлифованием. Блок цилиндров устанавливают в приспособление и производят шлифование плоскости горизонтальным плоскошлифовальным станком до устранения коробления плоскости разъема.
Неплоскостность поверхностей головок цилиндров контролируется на поверочной плите щупом. Щуп, вставленный между головкой и поверочной плитой, по толщине должен быть не более 0,07 мм.
Изношенные внутренние поверхности отверстий под толкатели восстанавливают развертыванием под ремонтный размер на радиально-сверлильном станке.
Повреждение резьбы в блоке цилиндров восстанавливают постановкой резьбовых ввертышей.
После восстановления блок цилиндров должен отвечать следующим техническим требованиям:
- крышки коренных подшипников не должны быть разукомплектованы с блоком цилиндров;
- при испытании на герметичность водой под давлением не менее 0,4 МПа подтекание воды не допускается.
Расстояние между осями коленчатого вала и промежуточной шестерни (157,5±0,03) мм, а распределительного вала и промежуточной шестерни— (112,5 + 0,03) мм (замеряется индикаторным приспособлением).
Выпавшие заглушки водяной рубашки головок цилиндров заменяют новыми; оборванные шпильки вывертывают и вместо них ввертывают новые; ослабевшие седла клапанов извлекают; гнездо развертывают под ремонтный размер и вместо него запрессовывают гнездо ремонтного размера; изношенные фаски шлифуют и клапаны притирают по месту их посадки в гнездах.
Изношенные отверстия (втулки) для прохода охлаждающей жидкости восстанавливают запрессовкой в расточенное отверстие бронзовых втулок.
После восстановления головки цилиндров подвергают испытаниям в соответствии с требованиями ТУ на сборку и испытания.
Масляную магистраль головки цилиндра испытывают под давлением воздуха 0,6 МПа. Утечка воздуха допускается не более 8 см3/мин. Водяную рубашку головки цилиндра испытывают под давлением 0,3 МПа. Утечка воздуха допускается не более 15 см3/мин.