Радиолокационный маяк-ответчик (транспондер)
Для определения положения судов, терпящих бедствие, применяют радиолокационные маяки-ответчики (РЛМО), которые передают сигналы, воспринимаемые на экране локатора в виде серии точек. Эти точки указывают направление на терпящее бедствие судно. В зоне излучения точки превратятся в окружности. РЛМО работают в диапазоне 9,2-9,5 ГГц.
На всех пассажирских и грузовых судах валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн должен иметься, по крайней мере, один радиолокационный ответчик. Кроме того, это требование распространяется и на все грузовые судна валовой вместимостью от 300 до 500 регистровых тонн.
РЛМО устанавливаются в таких местах, откуда они могут быть перенесены в любую спасательную шлюпку или плот.
Высота установки антенны ответчика должна быть, по крайней мере, на 1 м выше уровня моря. В этом случае будет обеспечено его обнаружение на дистанции 5 миль с судовых радаров, антенны которых установлены на высоте 15 м; и не менее 30 миль при запросе радара воздушного судна, находящегося на высоте 1000 м.
РЛМО должен:
• обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию готовности;
• иметь плавучий линь;
• выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 м;
• быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут;
• быть оборудован индикацией о том, что он приведён в действие радаром;
• работать в режиме ожидания 96 часов и 8 часов при непрерывном излучении;
• сохранять работоспособность в диапазоне температур от -20° С до + 55° С.
Радиосвязь обеспечивает взаимный обмен информацией и автоматическое обнаружение объектов при постоянном слежении за определенным районом Мирового океана со спутников. Для аварийного радиообмена выделены международные частоты 500 КГц — радиотелеграф; 2182 КГц и 1 56,8 МГц — радиотелефон.
Шлюпочные переносные и стационарные радиостанции работают на частоте 500, 2182, 8364 кГц; 121,5 и 243 МГц.
В 1982 г. вступила в силу Конвенция международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), система которой складывается из взаимодействия космических, судовых и наземных станций. Космические станции оборудованы на спутниках, находящихся на геостационарных орбитах в плоскости экватора на высоте 36 тыс. км от поверхности Земли. В системе три спутника, висящих над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Геостационарная орбита спутников обеспечивает их полную неподвижность относительно земной поверхности. Спутники перекрывают всю поверхность земного шара от 70° северной широты до 70° южной широты.
Судовая станция связи ведет прием и передачу через параболическую антенну с автоматическим стабилизирующим устройством, ориентирующим антенну на спутник независимо от курса судна. Наземные станции имеют мощные параболические антенны, ориентированные на спутник, и вычислительные комплексы, обрабатывающие всю информацию.
Система ИНМАРСАТ имеет недостатки: передающая станция должна иметь большую мощность; в высоких широтах возможны перерывы в связи; аварийное сообщение должно содержать координаты места бедствия в аварийных автоматических радиобуях, в которых сложно обеспечить большую мощность.
Этих недостатков лишена система низкоорбитальных спутников КОСПАС-САРСАТ. Спутники этой системы работают на полярной орбите с высотой 800-1000 км от поверхности Земли. Спутники принимают сигналы на частотах 406 и 121,5 МГц и передают их на наземные станции на частоте 1544,5 МГц. Пункты приема информации по полученным сигналам рассчитывают координаты аварийного судна. Центр управления координирует поиск и спасение.
В Украине поиск и спасание людей, судов и самолетов, терпящих бедствие на море осуществляет Государственный координационный центр реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах (ГКЦР), который подчинен Министерству по чрезвычайным ситуациям (МЧС), созданный в 1999 г. ГКЦР имеет региональные филиалы – в Хмельницке, Черкасске, Донецке – речные; морские – в Одессе, Керчи, Севастополе, Мариуполе. Каждый порт согласно КТМУ, оказывает помощь в районе на основании комерческо-хозяйственной деятельности.
К операциям привлекаются: дежурно-спасательные силы портов, государственное предприятие «Морская аварийно-спасательная служба Министерства транспорта Украины» (МАСС), подразделения ВВС, погранвойска и МВД, а также центр медицины катастроф.
На государственное предприятие «Морская аварийно-спасательная служба Министерства транспорта и связи Украины» возложены функции национальной морской поисково-спасательной службы.
Главным (национальным) органом для общей координации поиска и спасения в морской зоне ответственности Украины назначен Государственный морской спасательно-координационный центр ГП «Марс» (Maritime Average Rescue Service) Министерства транспорта в г. Одессе.
Региональные спасательные центры (подчиненные ГКЦР) сейчас организуются и должны иметь:
• аварийно-спасательные группы, в которые войдут катера быстрого реагирования, буксиры специального назначения (с барокамерой и оборудованием для ликвидации разлива нефти), спецоборудование и водолазные подразделения;
• учебные базы спасателей и водолазов;
• радиоцентры, способные обеспечить надежную связь в любой точке морского района А-2 и устойчивый прием сигналов об авариях;
• инспекции, осуществляющие контроль над соблюдением национальных и международных стандартов и норм в сфере спасения и предупреждения чрезвычайных ситуаций на воде;
• главного специалиста медицины катастроф и медспециалистов в мобильных водолазных группах.
В зоне одесского РКЦР – крупнейшего в Украине – находится 18 морских портов, рыбные и речные порты Украины. Их главная задача – решать проблемы, локализовать и ликвидировать возможные последствия нефтеразливов на внутренних акваториях.
МЧС-овский РКЦР осуществляет общее руководство на уровне национальных требований, подключает при необходимости другие ведомства.
«МАРС» на международном уровне имеет следующие обязанности: оперативный дежурный-координатор принимает сигналы бедствия, проверяет их достоверность, устанавливает связь с терпящим бедствие судном и информирует РКЦР; по правилам IМО и ИАМСАР (требования к авиации) становится официальным руководителем операции, ответственным организатором за координацию и спасение на море. При необходимости помощи по спасению или ликвидации последствий аварии, «МАРС» может обращаться за помощью к МЧС.
IМО выдвигает жесткие требования к организации спасательно-координационных центров:
• наличие оборудования ГМССБ (центры в Одессе, Мариуполе, Керчи и Севастополе включены в Admiralty List of Radio Signals);
• аппаратура в портах Одесса, Севастополь, Керчь, позволяет охватывать зоны связи и приема сигналов об авариях до 180 миль, что практически перекрывает все судоходные пути в зоне Украины. В настоящее время запланировано создание морского района А-1 ГМССБ с радиусом действия 30 км. в районе Усть -Дунайска или на острове Змеиный. На острове зона связи и приема сигналов увеличивается в несколько раз.
Украина имеет свою зону ответственности по поиску и спасению (SAR).