Организация технологического процесса

Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.

Для рациональной организации ТО и Р на СТО необходимо:

- применение технических, технологических и учетных документов;

- использование технических условий и технологических карт;

- организация рабочих мест и отладка работы на них.

В целях обеспечения выполнения установленного перечня и трудоемкости работ ТО и Р на конкретном посту и соблюдения расчетной продолжительности простоя автомобиля используют маршрутные и операционные карты.

Пример операционной карты представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Предоставление услуг и перечень работ по ТО и ТР легковых автомобилей на СТО, а также организация технологического процесса должны осуществляться в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам". Организацию технологического процесса ТО и ТР автомобилей на СТО следует принимать в соответствии со схемами, приведенными на рисунке 1.

Организация технологического процесса - student2.ru

Рисунок 1 – Схема производственного процесса полнообъёмного ТР на СТО

2. ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ СТО

В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.

Прежде, чем приступить к разработке планировочного решения станции обслуживания, рекомендуется предварительно составить экспликацию производственных, складских, технических, административных, бытовых и других помещений с указанием площадей, принятых по результатам технологического расчета и категории производства по взрывопожарной и пожарной опасности.

Затем, зная общую площадь помещений (здания), выбирается сетка колонн, строительная схема и габаритные размеры здания. Следует отметить, что при строительстве СТО используются желе­зобетонные и металлические конструкции зданий, как из типовых, так и индивидуальных строительных элементов.

По принятой строительной схеме прорабатываются варианты компоновочного решения планировки помещений станции обслуживания с учетом основных требований (технологических, противопожарных и санитарно-гигиенических).

При планировке площади отдельных участков, складов и других помещений могут несколько отличаться от расчётных, но не более чем на ±10% (требование ОНТП).

Рассматривается 2-3 варианта планировки размещения по­мещений СТО с учетом возможного расширения станции при увели­чении спроса на услуги, изменения технологических процессов и организации производства и т.п. Проводится анализ рассматривае­мых вариантов и обосновывается выбранное проектное решение.

Рекомендации по компоновке помещений

На станциях обслуживания основным помещением является зона постовых работ ТО и TP, которая по характеру производствен­ного процесса должна быть связана со всеми производственно-складскими помещениями.

Обычно выделяются самостоятельные участки УМР, ремонта кузовов и окраски, а также противокоррозионной обработки кузовов.

Практикой эксплуатации СТО выработаны определенные пла­нировочные решения, исходя из специфики данных предприятий. Это в первую очередь относится к помещениям, связанным с об­служиванием клиентов. Так, помещение приема заказов (клиент­ская), помещение продажи запчастей, касса и посты приема и выда­чи автомобилей располагаются обычно смежно. К этой же группе помещений относятся бар и кафе. Такое расположение удобно для клиентов и обслуживающего персонала.

К постам приемки и выдачи обычно примыкает участок диагностирования. Клиентскую и участок диагностики также желательно располагать рядом.

Перечисленный блок помещений является головной частью станции, куда клиент имеет свободный доступ. В этой части обычно располагаются основные рабочие въезды и выезды.

Планировка помещений СТО, участков и рабочих постов представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

3.ОХРАНА ТРУДА, ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств в целом, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Для работников и служащих так же возлагаются обязанности такие как:

- соблюдение мер по охране труда

- соблюдения требований по обращению с машинами и механизмами, связанными с выполнением их рабочих обязательств

- соблюдения мер индивидуальной защиты

- соблюдения техники безопасности на рабочих местах

- соблюдения санитарно-гигиенических норм

Невыполнения этих требований и обязанностей влечет к нарушению техники безопасности, что приводит к повышению риска травмирования, как самого работника, так и предприятия в целом.

К основным требованиям, выполняемых на участках кузовных работ, на автосервисном предприятии относятся:

- все арматурные и кузовные работы выполняются в оборудованных вентиляцией помещениях

- ремонтируемые детали, кузова, надёжно устанавливаются и закрепляются на специальных опорах

- очистка деталей от ржавчины производится металлической щёткой или шкуркой, рядом с вытяжной вентиляцией

- работа с листовым железом осуществляется только в специальных рукавицах

- обрезки и стружка металла собираются в специально отведённый для этого ящик

- ёмкости из-под легко воспламеняющихся жидкостей, перед ремонтом, пайкой или сваркой предварительно промывают горячей водой, и просушивают горячим воздухом до полного удаления следов воспламенения

и т.д.

Охрана труда на кузовном участке

На кузовном участке в процессе ремонта выполняется целый ряд мер и работ отличающихся сложностью технологических операций и многообразием применяемого оборудования. Техника безопасности на кузовном участке при выполнении всех видов работ должны быть оговорены в описаниях технологического процесса, технологических картах, а так же инструкциях по использованию оборудования. Эти требования действуют для всех видов транспорта находящихся на ремонте и едины для всех сотрудников данного предприятия.

Постановка на ремонт

Кузовной ремонт проводятся в специально отведённых для этого местах или на специализированных предприятиях (ремонтных заводах). Автомобиль, направляемый на кузовной ремонт подвергают мойке, очистке от грязи, снега, льда, остатков перевозимых грузов. Автомобили моют и очищают от грязи способом шланговой мойки на открытой территории или механическим способом в помещении, снабжённом моечной установкой. После мойки автомобиль двигается либо своим ходом или буксируется на участок кузовного ремонта. Буксировка осуществляется с применением техники безопасности, согласно сигналам и командам, указывающие о начале движения, маневрировании и остановке.

Подъём подвижного состава

Для подъёма автомобиля используют подъёмники или подъёмные сооружения. Все работы производятся под наблюдением специально уполномоченного лица (инженера, мастера), который следит за соблюдением правил техники безопасности и работой подъёмного оборудования. При подъёме автомобиля на подъемнике, нахождение людей в кабине, на крыше, внизу под поднимаемым автомобилем, запрещается. Завершение подъёма сопровождается фиксированием подъёмника в поднятом состоянии.

Снятие и установка, монтаж и демонтаж агрегатов и частей кузова.

Подъёмно - транспортные механизмы, оборудованные захватами, должны использоваться во всех случаях для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более. Работа проводиться обычно бригадой под руководством мастера или старшего смены.

Перед началом всех видов работ на участке проводят следующие подготовительные операции:

- Освобождают рабочее место и пространство от лишнего инструмента и оборудования

- Подготавливают отдельные агрегаты к снятию и демонтажу с автомобиля

- После демонтажа отдельных агрегатов готовят корпусные детали к тому или иному ремонту

Сварочные работы

При сварочных работах применяются пылезащитные брезентовые костюмы и вытяжная вентиляция, которая исключает попадания вредных газов в органы дыхания работника. Во время работы со сварочным инструментом так же применяется защитные очки и маска, чтоб исключить попадания раскаленных брызг в лицо и защитить глаза от воздействия сильного излучения.

Установка и снятие с опор заготовок, деталей кузова, а так же приспособлений и инструмента массой более 15 кг должны производиться с помощью подъёмных или подъёмно - транспортных устройств (кранов, тельферов, тележек с подъёмными платформами). Конструкция всех приспособлений для закрепления обрабатываемых деталей должна исключать возможность их само отворачивания во время работы.

Пожарная безопасность

Пожарной безопасностью называется - состояние объекта, при котором исключается возможность возникновения пожара, а в случае его возникновения используются все необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.

Причины возгорания бывают следующие:

- нарушение технологического режима ремонта

- неисправность электрооборудования и проводки

- плохая подготовка к ремонту оборудования

- самовозгорание промасленной ветоши и других материалов

В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:

- курить в местах, не специально отведённых для этого

- произведение работ с применением открытого огня в непредусмотренных для этого местах

- освещать что-либо открытым огнем

- оставлять в подвижном составе промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы.

- работать в промасленной спецодежде запрещается

- нарушение норм и правил хранения пожароопасных материалов

- курение в запрещенных местах

- несоблюдение техники безопасности при работе с газосварочным оборудованием

Для тушения возникших пожаров выделяют следующие огнегасящие вещества:

- огнетушители

- пар

- пена

- вода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы выполнены расчеты автосервиса по обслуживанию автомобилей на 5 постов. Разработан технологический процесс по выполнению кузовного ремонта, в частности был выполнен подбор оборудования для СТО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 г. N ВА-15/10 - М.: Издательство стандартов, 1990. - 17 с.

2. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.З., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с

3. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С. Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. -М.: Транспорт, 1980 - 210 с.

4. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.

5. Масуев М.А.: Проектирование предприятий автомобильного транспорта. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007.-221с.

6. Марков О.Д.: Станции технического обслуживания автомобилей. – Киев: Кондор, 2008. – 536с.

7. Напольский Г.М.: Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – Москва: Транспорт, 1985. – 231с.

8. Клещ С.А.: Технологическое проектирование АТП и СТО. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Часть 1. Справочно-нормативные материалы для технологического расчёта АТП и СТО. –Вологда: ВПИ, 1996.-36с.

9. Косенко Д.Ю. Проектирование и реконструкция предприятий автосервиса: учебное пособие / Д.Ю. Косенко. – Новосибирск: НКАиДХ, 2015. – 112с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

Наши рекомендации