Организация технологического процесса
Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.
Для рациональной организации ТО и Р на СТО необходимо:
- применение технических, технологических и учетных документов;
- использование технических условий и технологических карт;
- организация рабочих мест и отладка работы на них.
В целях обеспечения выполнения установленного перечня и трудоемкости работ ТО и Р на конкретном посту и соблюдения расчетной продолжительности простоя автомобиля используют маршрутные и операционные карты.
Пример операционной карты представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Предоставление услуг и перечень работ по ТО и ТР легковых автомобилей на СТО, а также организация технологического процесса должны осуществляться в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам". Организацию технологического процесса ТО и ТР автомобилей на СТО следует принимать в соответствии со схемами, приведенными на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема производственного процесса полнообъёмного ТР на СТО
2. ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ СТО
В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.
Прежде, чем приступить к разработке планировочного решения станции обслуживания, рекомендуется предварительно составить экспликацию производственных, складских, технических, административных, бытовых и других помещений с указанием площадей, принятых по результатам технологического расчета и категории производства по взрывопожарной и пожарной опасности.
Затем, зная общую площадь помещений (здания), выбирается сетка колонн, строительная схема и габаритные размеры здания. Следует отметить, что при строительстве СТО используются железобетонные и металлические конструкции зданий, как из типовых, так и индивидуальных строительных элементов.
По принятой строительной схеме прорабатываются варианты компоновочного решения планировки помещений станции обслуживания с учетом основных требований (технологических, противопожарных и санитарно-гигиенических).
При планировке площади отдельных участков, складов и других помещений могут несколько отличаться от расчётных, но не более чем на ±10% (требование ОНТП).
Рассматривается 2-3 варианта планировки размещения помещений СТО с учетом возможного расширения станции при увеличении спроса на услуги, изменения технологических процессов и организации производства и т.п. Проводится анализ рассматриваемых вариантов и обосновывается выбранное проектное решение.
Рекомендации по компоновке помещений
На станциях обслуживания основным помещением является зона постовых работ ТО и TP, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственно-складскими помещениями.
Обычно выделяются самостоятельные участки УМР, ремонта кузовов и окраски, а также противокоррозионной обработки кузовов.
Практикой эксплуатации СТО выработаны определенные планировочные решения, исходя из специфики данных предприятий. Это в первую очередь относится к помещениям, связанным с обслуживанием клиентов. Так, помещение приема заказов (клиентская), помещение продажи запчастей, касса и посты приема и выдачи автомобилей располагаются обычно смежно. К этой же группе помещений относятся бар и кафе. Такое расположение удобно для клиентов и обслуживающего персонала.
К постам приемки и выдачи обычно примыкает участок диагностирования. Клиентскую и участок диагностики также желательно располагать рядом.
Перечисленный блок помещений является головной частью станции, куда клиент имеет свободный доступ. В этой части обычно располагаются основные рабочие въезды и выезды.
Планировка помещений СТО, участков и рабочих постов представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
3.ОХРАНА ТРУДА, ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств в целом, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Для работников и служащих так же возлагаются обязанности такие как:
- соблюдение мер по охране труда
- соблюдения требований по обращению с машинами и механизмами, связанными с выполнением их рабочих обязательств
- соблюдения мер индивидуальной защиты
- соблюдения техники безопасности на рабочих местах
- соблюдения санитарно-гигиенических норм
Невыполнения этих требований и обязанностей влечет к нарушению техники безопасности, что приводит к повышению риска травмирования, как самого работника, так и предприятия в целом.
К основным требованиям, выполняемых на участках кузовных работ, на автосервисном предприятии относятся:
- все арматурные и кузовные работы выполняются в оборудованных вентиляцией помещениях
- ремонтируемые детали, кузова, надёжно устанавливаются и закрепляются на специальных опорах
- очистка деталей от ржавчины производится металлической щёткой или шкуркой, рядом с вытяжной вентиляцией
- работа с листовым железом осуществляется только в специальных рукавицах
- обрезки и стружка металла собираются в специально отведённый для этого ящик
- ёмкости из-под легко воспламеняющихся жидкостей, перед ремонтом, пайкой или сваркой предварительно промывают горячей водой, и просушивают горячим воздухом до полного удаления следов воспламенения
и т.д.
Охрана труда на кузовном участке
На кузовном участке в процессе ремонта выполняется целый ряд мер и работ отличающихся сложностью технологических операций и многообразием применяемого оборудования. Техника безопасности на кузовном участке при выполнении всех видов работ должны быть оговорены в описаниях технологического процесса, технологических картах, а так же инструкциях по использованию оборудования. Эти требования действуют для всех видов транспорта находящихся на ремонте и едины для всех сотрудников данного предприятия.
Постановка на ремонт
Кузовной ремонт проводятся в специально отведённых для этого местах или на специализированных предприятиях (ремонтных заводах). Автомобиль, направляемый на кузовной ремонт подвергают мойке, очистке от грязи, снега, льда, остатков перевозимых грузов. Автомобили моют и очищают от грязи способом шланговой мойки на открытой территории или механическим способом в помещении, снабжённом моечной установкой. После мойки автомобиль двигается либо своим ходом или буксируется на участок кузовного ремонта. Буксировка осуществляется с применением техники безопасности, согласно сигналам и командам, указывающие о начале движения, маневрировании и остановке.
Подъём подвижного состава
Для подъёма автомобиля используют подъёмники или подъёмные сооружения. Все работы производятся под наблюдением специально уполномоченного лица (инженера, мастера), который следит за соблюдением правил техники безопасности и работой подъёмного оборудования. При подъёме автомобиля на подъемнике, нахождение людей в кабине, на крыше, внизу под поднимаемым автомобилем, запрещается. Завершение подъёма сопровождается фиксированием подъёмника в поднятом состоянии.
Снятие и установка, монтаж и демонтаж агрегатов и частей кузова.
Подъёмно - транспортные механизмы, оборудованные захватами, должны использоваться во всех случаях для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более. Работа проводиться обычно бригадой под руководством мастера или старшего смены.
Перед началом всех видов работ на участке проводят следующие подготовительные операции:
- Освобождают рабочее место и пространство от лишнего инструмента и оборудования
- Подготавливают отдельные агрегаты к снятию и демонтажу с автомобиля
- После демонтажа отдельных агрегатов готовят корпусные детали к тому или иному ремонту
Сварочные работы
При сварочных работах применяются пылезащитные брезентовые костюмы и вытяжная вентиляция, которая исключает попадания вредных газов в органы дыхания работника. Во время работы со сварочным инструментом так же применяется защитные очки и маска, чтоб исключить попадания раскаленных брызг в лицо и защитить глаза от воздействия сильного излучения.
Установка и снятие с опор заготовок, деталей кузова, а так же приспособлений и инструмента массой более 15 кг должны производиться с помощью подъёмных или подъёмно - транспортных устройств (кранов, тельферов, тележек с подъёмными платформами). Конструкция всех приспособлений для закрепления обрабатываемых деталей должна исключать возможность их само отворачивания во время работы.
Пожарная безопасность
Пожарной безопасностью называется - состояние объекта, при котором исключается возможность возникновения пожара, а в случае его возникновения используются все необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.
Причины возгорания бывают следующие:
- нарушение технологического режима ремонта
- неисправность электрооборудования и проводки
- плохая подготовка к ремонту оборудования
- самовозгорание промасленной ветоши и других материалов
В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:
- курить в местах, не специально отведённых для этого
- произведение работ с применением открытого огня в непредусмотренных для этого местах
- освещать что-либо открытым огнем
- оставлять в подвижном составе промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы.
- работать в промасленной спецодежде запрещается
- нарушение норм и правил хранения пожароопасных материалов
- курение в запрещенных местах
- несоблюдение техники безопасности при работе с газосварочным оборудованием
Для тушения возникших пожаров выделяют следующие огнегасящие вещества:
- огнетушители
- пар
- пена
- вода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы выполнены расчеты автосервиса по обслуживанию автомобилей на 5 постов. Разработан технологический процесс по выполнению кузовного ремонта, в частности был выполнен подбор оборудования для СТО.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 г. N ВА-15/10 - М.: Издательство стандартов, 1990. - 17 с.
2. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.З., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с
3. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С. Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. -М.: Транспорт, 1980 - 210 с.
4. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.
5. Масуев М.А.: Проектирование предприятий автомобильного транспорта. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007.-221с.
6. Марков О.Д.: Станции технического обслуживания автомобилей. – Киев: Кондор, 2008. – 536с.
7. Напольский Г.М.: Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – Москва: Транспорт, 1985. – 231с.
8. Клещ С.А.: Технологическое проектирование АТП и СТО. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Часть 1. Справочно-нормативные материалы для технологического расчёта АТП и СТО. –Вологда: ВПИ, 1996.-36с.
9. Косенко Д.Ю. Проектирование и реконструкция предприятий автосервиса: учебное пособие / Д.Ю. Косенко. – Новосибирск: НКАиДХ, 2015. – 112с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)