Квантификация риска и опасностей
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность — необходимое условие существования человеческого общества.
Труд — высшая форма деятельности.
По мнению философов, самым адекватным определением человека является Homo agens, т. е. человек действующий.
Определение деятельности приводится в БСЭ. Формы деятельности и труда многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человек и среда, имеющих прямые и обратные связи.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система «человек — среда» является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая — в исключении нежелательных последствий.
К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т. п. Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия, называются опасностями.
Для опасностей характерны следующие признаки: угроза жизни; ущерб здоровью; затруднение функционирования органов человека.
Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называют причинами.
Приведем некоторые данные, характеризующие опасности 'и их последствия.
Число стихийных бедствии на Земле возрастает и в 1990 г. увеличилось в два раза по сравнению с 1960 г.
По данным ВОЗ с 1909 по 1974 г. заболеваемость неврозом в мире возрасла в 24 раза.
В мире насчитывается около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.
В СССР ежегодно травмируется около 19 млн., а погибает примерно 500 тыс. человек, в том числе в ДТП — 50— 60 тыс., на пожарах ~10 тыс., иа производстве ~14 тыс.
В нашей стране ежегодно около 30 тыс. человек становятся инвалидами труда. 6
от несчастных случаев | —------------ -1,5 | —•------------------ ■--------------------------------------- -0,5 | |
-0,8 | |||
% | " 13,6 | ' 6,25 | 6,6 |
Опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска.
Она основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.
^Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.
Безопасность — это цель, а БЖД — средства, пути, методы ее достижения.
БЖД — это научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.
Предметом ее изучения является одна сторона деятельности (труда), а именно: опасности с целью защиты от них. БЖД решает три взаимосвязанных задачи:
1. Идентификация опасностей, т. е. распознавание образа
с указанием количественных характеристик и координат опас
ности.
2. Защита от опасностей на основе сопоставления-затрат
и выгод.
3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточ
ного риска) отрицательных опасностей.
История развития человечества с самых ранних стадий отмечена вниманием к условиям деятельности, в том числе к вопросам защиты здоровья человека.
«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится. . .» (К. Маркс, Ф. Энгельс т. VXIII, стр. 191).
Вот некоторые примеры развития науки о безопасности:
— В трудах Аристотеля (384—322 до н. э.), Гиппократа
(460—377 до н. э.) и др. ученых рассматриваются условия
труда.
— Знаменитый медик эпохи Возрождения Парацельс
(1493—1541) изучал опасности, связанные с горным делом.
Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекар
ство. Только одна доза делает вещество ядом или лекар
ством» (Не ему ли принадлежит идея принципа нормирова
ния?).
— Немецкий врач и металлург Агрикола (1494—1555)
изложил вопросы по охране труда в своей работе «О горном
деле».
— Итальянский врач Рамаццини (1633—1714) заложил
основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болез
нях ремесленников».
— М. В. Ломоносов (1711 —1765) написал основопола
гающие работы по безопасности труда в горном деле.
— В XIX веке в связи с интенсивным развитием промыш
ленности появляется целая плеяда ярких ученых, занимаю
щихся проблемами безопасности: В. Л. Кирпичев (1845—
1913),А. А. Пресс (1857—1930), Д. П. Никольский (1855—
1918), В. А. Левицкий (1867—1936), А. А. Скочинский
(1874—1960), С. И.. Каплун (1897—1943) и др.
Проблемам безопасного развития техносферы посвящены труды акад. В. А. Легасова («Коммунист», 1987, № 6; газета «Правда» от 20 мая 1988 г. и др.).
1~* БЖД как научная дисциплина имеет собственную теорию, методологию и методы. В то же время БЖД базируется на достижениях таких дисциплин, как инженерная психология, физиология человека, охрана труда, экология, эргономика, экономика и др. Методологической базой БЖД является системный анализ.
Безопасность деятельности, пожалуй, одна из. важнейших сторон научных и практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта ^задача потребовала специальных знаний. В паше время проблемы безопасности еще больше обострились. Страна и 8
общество несут огромные потери от несчастных случаев по
жаров, аварий, катастроф. '
Особое значение в вопросах зашиты от опасностей имеет воспитание человека.
Выдающийся русский человек Григорий Винский писал: «Воспитание одно есть отличительная принадлежность человека, научение же не совсем чуждо и другим тварям» (Г. С. Винский. Мое время. Записки. СПБ., 1914).
БЖД призвана сыграть важную социальную роль в стабилизации нашего общества, внести вклад в повышение уровня безопасности деятельности народа.
Лучший способ понять как защищаться от опасностей состоит в том, чтобы приняться за изучение курса БЖД.
«Каждый человек имеет право на жизнь," на свободу и на личную- неприкосновенность> (статья 3, Всеобщая декларация прав человека). Без знания БЖД невозможно в полной мере воспользоваться этим правом.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД1.1. Основные понятия и определения Опасность
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и-вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности. Такие опреде-.ления"приняты в передовых отраслях науки и техники (см., например, книгу Берегового Г. Т. и др. «Безопасность космических полетов»).
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Таксономия опасностей
Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность^
является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксоиомированис их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.
Это определяет перспективы творчества ученых и педагогов.
Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.
По природе происхождения опасности бывают природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации: связанные с литосферой, гидросферой,, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д. . По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический и т. п.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это — острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы) признаки опасностей.
Номенклатура опасностей
Номенклатура — перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. В настоящее время представляется возможным представить общую номенклатуру опасностей в алфавитном порядке, ю
Алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха аномальное барометрическое давление, арборициды, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха. Бескость BiKvvvr взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота. Газы, гербициды, глубина, гиподир мия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности Динамит ские перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы Едкие вещества. Заболевания, замкнутый объём. Избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение искры Качка, кинетическая энергия, коррозия. Лазерное излучение^ листопад. Магнитные поля, макроорганизмы, медикаменты' метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность! Нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала. Огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колющие, режущие), отравление, ошибочные действия людей, охлаждение поверхности. Падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль. Рабочая поза, радиация, резонанс. Сенсорная депривация, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество. Тайфуны, ток высокой частоты, туман. Ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление. Шу Электрическая дуга, электрический ток, электрическое пол-электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональ лая перегрузка, ядовитые вещества и др.
При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т. п.).
Квантификация опасностей
Квантификация—- это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются численные, балльные и другие приемы квак-тификацни."
Наиболее распространенной оценкой опасности является риск (см. дальше).
п
Идентификация опасностей
Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных н иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения- конкретной задачи.
Причины и последствия
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и ■вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
Триада «опасность — причины — нежелательные последствия»— это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным.
Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
Приведем несколько примеров.
Яд (опасность)—ошибка провизора (причина)—отравление (нежелательное последствие).
Электроток — короткое замыкание— ожог.
Жажда — посадка самолета в пустыне — обезвоживание организма.
Алкоголь — употребление чрезмерного количества — смерть.
Аксиома опотенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основания для утверждения, о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна.
Это утверждение имеет аксиоматический характер (об ак сиомах см., например Кондаков Н. И. Логический словарь М., Наука, 1971, стр. 15—18).
Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение.
1.2. Основныеположения теории риска
В сентябре 1990 г. в г. Кельне состоялся Первый Всемирный конгресс по безопасности деятельности, как научной дисциплине, проходивший под девизом «Жизнь в безопасности». Специалисты из разных стран в своих сообщениях и докладах постоянно оперировали понятием «риск».
В советской технической литературе по безопасности это понятие пока не получило соответствующего признания/
В. Маршалл дает следующее определение: риск —частота реализации опасностей.
Наиболее общим определением признается такое: риск — это количественная оценка опасности.
Количественная оценка—это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?
Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т: к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.
Прежде чем перейти крассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.
Пример 1.Определить риск Rnp гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п—14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно Л' =138 млн. человек:
п 1,4 -10' ^]0_4 . Ллр- д, - 1.38.10» — "
Пример2. Ежегодно в нашей стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны
300 млн. человек, определим риск гибели У?СТР жителя страны
от опасностей: >
В качестве примера приведем зарубежные 1а.......... „
теризующис индивидуальный риск. иьж"ыс Данные, харак-
Пример3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск Яя быть ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП,'если ежегодно погибает в этих происшествиях 60 тыс. человек:
Различают индивидуальный и социальный риск. ■ Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный (точнее —групповой)—это риск для группы людей.
Социальный риск —это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
Поскольку в нашей литературе нам не удалось найти необходимых данных по социальному риску, воспроизводим рисунок из книги В. Маршалла «Основные опасности химических производств» (рис. 1.1).
Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения.
Ежедневно на производстве погибает 40... 50 человек, а в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5—10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте.
Это необходимо иметь ввиду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.
Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка.
По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей является предпочтительнее, чем использование традиционных показателей. 14
Индивидуальный риск фатального исхода в
обусловленный различными причинами
США) 10- i flic-1 Ю-1 10- ю-■ ю- ■10-» 10-' ■10-' ■10" 10-' ■10- ■ю-1 ю-ю- |
(по данным, относящимся ко всему населению
Автомобильный транспорт
Падения
Пожар и ожог
Утопление
Отравление
Огнестрельное оружие
Станочное оборудование
Водный транспорт
Воздушный транспорт
Падающие предметы
Электрический ток
Железная дорога
Молния
Все прочие
Общий риск
Ядерная энергия (100 реакторов)
Квантификация риска и опасностей
Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.
Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценки именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?». По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.
Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна.
Можно выделить 4 методических подхода к определению риска.
1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет ча
стот, вероятностный анализ безопасности, построение деревь
ев опасности.
2. Модельный, основанный на построении моделей воздей
ствия вредных факторов на отдельного человека, социальные,
профессиональные группы и т. п.
Эти методы основаны на расчетах, для которых не всегда есть данные.
3. Экспертный, когда вероятность различных событий оп
ределяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экс
пертов.
4. Социологический,, основанный па опросе населения.
Перечисленные методы отражают разные аспекты риска.
Поэтому применять их необходимо в комплексе.
Концепция приемлемого (допустимого) риска
Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Прежде всего нужно иметь ввиду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.
Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.
На рис. 1.2 показан упрощенный пример определения приемлемого (допустимого) риска.
При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный.
Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.
В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели.обычно считается Ю-6 в год. 16
риск
ся |
Максимально приемлемым риском для экосистем считает-тот, при котором может пострадать 5% видов биогеценоза Концепция приемлемого риска в нашей стране пока невос-требована. Более того, некоторые специалисты подвергают ее критике, усматривая в ней антигуманный подход к проблеме На самом деле, приемлемые риски на 2—3 порядка «строже* фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Управление риском Как повысить уровень безопасности?
Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:
■^ а) совершенствование технических систем и объектов;
^У б) подготовка персонала; »]• в) ликвидация чрезвычайных ситуаций. {V Априорно трудно определить соотношение инвестиций по »^ каждому направлению. Необходим специальный анализ с ис-Л пользованием конкретных данных и условий. Выводы могут быть при этом довольно неожиданными.
Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности техносферы. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи, за риск и др.
Специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.
Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность, в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровне.
Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона.
В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Последовательность изучения опасностей Стадия I — предварительный анализ опасности (ПАО). Шаг 1. Выявить источники опасности.——;—
-2 Заказ № 20
остройТслькый институт БИБЛИОТЕКА
Шаг ,2. Определить части системы, которые могут вызывать эти опасности.
Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. с. исключить опасности, которые не будут изучаться.
Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия III — анализ последствий.
1.3. Системный анализ безопасности
Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.
Система — это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель).
Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты, но и отношения и связи. Любая исправная машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементов которой является человек, называется эргатической. Примеры эргатической системы: «человек — машина», «человек — машина—окружающая среда» и т. п. Вообще говоря, любой предмет может быть представлен как системное образование.
Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое системное явление как горение (пожар) возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.
Системы имеют качества, которых нет у элементов их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностыб, лежит, по существу, в основе анализа вообще и проблем безопасности, в частности.
формализованные |
Методологический статус системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие
методы сочетаются с интуицией и личным
опытом, с эвристическими приемами.
Цель системного анализа безопасности состоит в том, что-оы выявить причины, влияющие на появление нежелатель-
пых событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т п ) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
«Дерево причин и опасностей» как система Любая опасность реализуется, принося ущерб благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины' и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся дер.евьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. Разделение этих- ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения, «деревьями причин и опасностей».
Построение «деревьев» является ' исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей. Логические операции при анализе безопасности систем Логические операции принято обозначать соответствующими знаками (рис. 1.3). Чаще всего употребляются операции «И» и «ИЛИ». Операция (или вентиль) «И» указывает, что для получения данного выхода необходимо соблюсти все условия на входе.
Вентиль «ИЛИ» указывает, что для получения данного выхода должно быть соблюдено хотя бы одно из условии на входе. Другими словами, операция «И» означает: перед тем, как произойдет событие А, должны произойти оба со-2-
бытия Б и В. Операция «ИЛИ» означает, что событие Г будет иметь место, если произойдет хотя бы одно из событий Д или Е (или оба).
Методы анализа
Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным.
Априорный анализ :
Исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к. их появлению.
Апостериорный анализ
Выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель такого анализа — разработка рекомендаций на будущее.
Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга.
Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия.
При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т. е. анализ начинается с венчающего • события.
Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий.
Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.
Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или.границ системы. Если система будет чрезмерно ограничена, то появляется возможность получения разрозненных несистематизированных предупредительных мер, т. е. некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания.
С другой стороны, если рассматриваемая, система слишком обширна, то результаты анализа могут оказаться крайне неопределенными. ■ ■
Перед исследователем стоит вопрос также'о том, до какого уровня следует.вести анализ. Ответ на этот вопрос зависит от конкретных целей анализа. Общий же подход со-20
стоит в том, чтобы выявить события, на которые в данной ТНС?ТУаЦИИ можн° миять посредство:!, пред»
р
Ниже приводится пример «дерева событий и опасностей»
для анализа взрыва в химическом реакторе (рис 14 15
1.6). Пример заимствован из Энциклопедии по безопасности
и гигиене труда (том 2, стр. 1314—1315). лшыиюсти
Космонавтика-передовой рубеж в вопросах обеспечения безопасности. Перенос методического опыта, накопленного в области безопасности космических полетов, на другие сферы безопасности представляется целесообразным. С этой целью приводим логическое дерево опасностей «токсические вещества» и «взрыв» на космическом летательном аппарате КЛА (рис. 1.7). Пример взят из работы «Безопасность космических полетов» (Береговой Г. Т. и др.).
Символы событий и логические символы, используемые при анализе систем безопасности зарубежными исследователями, приведены на рис. 1.8 и 1.9.
1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
Общие определения
В структуре общей теории безопасности принципы и методы играют эвристическую и методологическую роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания.
О значении принципов франц. философ-материалист Гельвеции (1715—1771) писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов» (Соч. «Об уме», 1758).
Обозначения к рис. 1.6:
А — взрыв;
Б — взрывчатая смесь;
В — подача топлива слишком интенсивна:
Г — подача окислителя слишком мала;
Д — отказал регулятор подачи топлива;
Е — отказал регулятор подачи окислителя;
Ж — отказала задвижка ДРЧ.
1 _ у рррз испортился датчик расхода и дает завышенные показания;
2 —у РРРЗ испортился преобразователь и дает завышенные показания;
3 — у РРРЗ испортился регулятор и дзет сигнал уменьшить подачу:
4 —у РРР1 испортился клапан (заедает в закрытом положении):
5 — испортился нагнетатель окислителя;
6 —у ДР4 не работает задвижка;
Принцип —это идея, мысль, основное положение.
Метод — это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.
Принципы и методы обеспечения безопасности относятся кчастным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике.
Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.
Средства обеспечения безопасности в широком смысле — это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.
Принципы, методы, средства — это логические этапы обеспечения безопасности.
Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости идругих критериев.