Требования к оформлению отчёта о самостоятельной работе
Отчёт о результатах практического занятия должен сдаваться в рукописном виде и включать:
1 – основные понятия и определения;
2 – описание выбранного ядовитого вещества и его свойств;
3 – описание необходимых мер безопасности при работе с выбранным ядовитым веществом;
4 – выводы по работе.
6. Контрольные вопросы
1. Что такое вредное вещество?
2. Как вредные химические вещества попадают в организм?
3. Какие бывают химические вещества по токсическому (вредному) эффекту воздействия на организм человека?
4. Что такое предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДКрз?
5. Что такое гербициды? Для чего и в какой форме их применяют?
6. Какие нормативные акты описывают правила безопасного обращения с пестицидами (ядохимикатами)?
7. Классы опасности пестицидов по степени воздействия на организм, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения.
8. Назвать группы ядохимикатов по их химическому составу.
9. Какие пестициды наиболее вредны для организма человека?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств,
Их сервисном обслуживании и ремонте
Время, отведённое на проведение практического занятия, – 2 часа.
Цели практического занятия
1. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по охране труда при эксплуатации автотранспортных средств.
2. Ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных сайтов в Интернете.
Задачи практического занятия
1. Получение студентами теоретических знаний о травматизме при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании, его основных причинах и правилах безопасности работ.
2. Получение практических навыков выбора методов и средств для повышения безопасности эксплуатации и сервиса автомобилей.
3. Ознакомление с инструкциями по охране труда для водителей и слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Краткие теоретические сведения
3.1. Травматизм при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к началу XXI века ежегодно в дорожных авариях во всем мире погибало более 1 миллиона 200 тысяч человек. В 2000 году, например, дорожные аварии были девятой по счёту причиной заболеваемости и смертности жителей планеты, при этом на их долю приходилось около 3% общего числа инвалидности в мире. По прогнозам ВОЗ, если не предпринимать никаких мер, то к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и превратиться в более серьёзную проблему для здоровья людей, чем малярия, туберкулёз и ВИЧ/СПИД вместе взятые.
Например, в период с 1995 по 1999 год в России произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых были ранены 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. По основным показателям аварийности на автомобильном транспорте Россия
находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы.
В 1999 году из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 120197 ДТП, в которых погибло 23857 и ранено 142016 человек. Наибольшее влияние на аварийность, связанную с нарушениями правил дорожного движения, оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам - 72,6 % ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что позволяет выделить транспорт физических лиц в как самую проблемную группу по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. По-видимому, одна из причин этого – в том, что часть водителей личного транспорта не знает или не использует некоторые методы повышения безопасности, описанные в ТОИ Р-200-01-95 «Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобиле» [99], а также ниже в приложении 4 «Инструкция по охране труда для водителей».
Причиной дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных травм может быть любое звено системы «человек - дорога – транспорт»: плохая подготовка водителей, их психофизиологические особенности, употребление алкоголя, плохое состояние здоровья усталость за рулём, нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами; плохое состояние дорог, насыщенность транспортом узких трасс, отсутствие подземных переходов и путепроводов, отсутствие регулирующих движение знаков и опознавательных линий, неисправность и несовершенство транспортных средств, недостаточно эффективные средства индивидуальной защиты.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесённые различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей.
На экономическом портале EcoUniver приводятся описанные ниже результаты ряда исследований травматизма и инвалидностей у водителей и других работников автотранспортных предприятий России.
79% травм и несчастных случаев среди работников автотранспортных предприятий регистрируются у водителей, хотя они составляют не более половины общего числа работающих на автотранспорте. Травмы и несчастные случаи занимают второе место среди причин временной утраты трудоспособности, третье место - среди причин первичной инвалидности и второе место - среди причин инвалидности у контингента инвалидов бывших водителей, состоящих на учёте в ор-
ганах социального обеспечения.
Длительность пребывания на пенсии по инвалидности вследствие травм и несчастных случаев (в среднем 6,2 года) больше лишь у инвалидов с заболеваниями нервной системы и органов чувств. Анализ контингента водителей-инвалидов вследствие травм показал, что 6,7% из них имеют первую группу, 23,4% - вторую и 69,9% - третью. Существенное влияние на тяжесть инвалидности оказывает характер полученных травм. Судя по приведённым данным, к наиболее тяжёлым последствиям приводят множественные травмы, травмы черепа и переломы костей. В этом случае I группа инвалидности обусловлена в основном повреждением позвоночника. Важно отметить, что травмы, полученные при ДТП и приведшие к инвалидности, чаще локализовались на нижних конечностях и на позвоночнике и составляли почти половину всех случаев переломов и ампутации, а травмы, полученные водителями при ремонте и обслуживании автомобилей, чаще всего были связаны с повреждением верхних конечностей и глаз.
Самая частая причина инвалидности водителей вследствие производственных травм (26,4%) - повреждения глаз, затем травмы конечностей (верхних 9,7%; нижних 18,1%), головы (16,6%), позвоночника (13,8%) и множественные (5,6%). Травмирование водителей происходит в основном при выполнении несвойственных для их профессии работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, так как любые бывшие в эксплуатации автомобили требуют обслуживания. Число зарегистрированных травм и несчастных случаев при этих работах в 20 раз превышает аналогичный показатель при вождении автомобилей. Причём ремонтные рабочие при выполнении тех же операций травмируются в 9 раз реже. В то же время травмы при ДТП тяжелее и вызывают более длительную утрату трудоспособности: средняя длительность одного случая при ДТП составляет 37 дней, а при ремонте и техническом обслуживании - 25 дней. Почти половина случаев при ДТП (40%) приводит к временной утрате трудоспособности длительностью более 30 дней, а при прочих работах такая продолжительность наблюдается лишь в 22% случаев.
Неравномерно распределяется число травм в течение дня - во второй половине дня (после 13 часов) регистрируется 2/3 от их общего числа (67,8%), а среди водителей карьерных самосвалов во 2-ю смену отмечено 3/4 всех травм. Влияние профессионального стажа и возраста на частоту и тяжесть травм хорошо иллюстрируют сравнительные данные о первичной инвалидности водителей. Молодые водители (до 29 лет) почти в 2 раза чаще выходят на инвалидность вследствие травм, чем их более взрослые коллеги. В структуре причин инвалидности в этом возрасте травмы занимают 1-е место, а 91,4% контингента инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Вместе с тем с увеличением стажа показатели инвалидности повышаются, особенно после 20 лет работы по специальности, что позволяет отнести этот фактор к группе факторов риска травматизма у водителей.
Травмы при ДТП регистрируются в 2 раза чаще у водителей автобусов, чем грузовых автомобилей. Причём на территории автотранспортных предприятий и в производственных помещениях это соотношение увеличивается еще больше (в 3 раза). Таким образом, ясно выделяются 2 основных направления борьбы с травматизмом водителей: первое - профилактика ДТП; второе - сведение к минимуму использования для производства ремонтных работ и технического обслуживания автомобилей водителей, у которых навыки для ведения подобных работ, как правило, недостаточны. Естественно, что профилактика травматизма невозможна без большой работы по обучению водителей технике безопасности, санитарному просвещению в плане борьбы с вредными привычками, в частности, с алкоголизмом.