Запрещается использовать нештатные предохранители
3.5. Разряды атмосферного и статического электричества. Поражению молнией особенно подвержены конструкции, значительно возвышающиеся над палубой, -мачты, надстройки, антенны. На этих конструкциях резко возрастает напряженность электрического поля и создаются условия для электрического разряда. Большую опасность грозовые разряды представляют для судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы.
На судах применяют простую и надежную систему молниезащиты: на мачтах крепят стержневые молниеотводы, создающие зону защиты над всеми конструкциями судна.
3.6. Заряды статического электричества возникают при трении диэлектрика о металл или трении двух диэлектриков. В современном судостроении широко применяют,
различные синтетические материалы для изготовления узлов механизмов и отделки помещений, что создает условия для накопления значительных зарядов статического электричества. Накопление статического электричества вызвано движением газов, паров и пыли по вентиляционным каналам, жидкостей по трубопроводам и трением твердых веществ. Разность потенциалов статического электричества в судовых условиях может достигать 20—50 кВ, в то время как электрический разряд при разности потенциала 3 кВ может воспламенить большинство горючих газов.
Для предотвращения образования опасных зарядов статического электричества применяют заземление всех изолированных частей судового оборудования, а также трубопроводов и шлангов, предназначенных для перекачивания огнеопасных жидкостей.
Надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества являются молниеотводы, создающие зону защиты над всеми конструкциями судна. Во время грозы антенны судна должны быть заземлены. Надежным средством защиты от разрядов статического электричества служит заземление.
3.7. Воспламенение горючих жидкостей и газов. На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют многоступенчатого подогрева, что способствует испарению легких фракций. Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях - бочках, бидонах, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях — стать причиной взрыва.
Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43 °С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками. Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов. Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15 "С ниже температуры вспышки. В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61 °С.
3.8. Нарушение правил производства работ с применением открытого огня.Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня, можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.
Работы с применением электро и газосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и Российским морским Регистром судоходства. К выполнению работ может допускаться только специалист, имеющий квалификационное свидетельство (сертификат) сварщика.
Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.
Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровках; во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов.
3.9. Противопожарный режим в машинных помещениях.Из всех судовых пожаров 25% приходятся на машинные помещения. В первые же минуты пожара создается сильное задымление и развивается высокая температура, поднимаются раскаленные газы - все это перекрывает многие двери и трапы в машинном помещении и создает значительные трудности в ликвидации пожара.
Для предупреждения пожаров в машинных помещениях необходимо строго выполнять следующие мероприятия:
• содержать в исправности и регулярно очищать дымоходы котлов, выпускной тракт дизеля, утилизационные котлы;
• промасленную ветошь хранить в металлическом ящике и удалять каждую вахту, сжигать ее в топке котла запрещается;
• все нагревающиеся части механизмов окрашивать негорючей краской;
своевременно осушать льяла и не допускать скапливания нефтепродуктов под плитами;
немедленно устранять все утечки и переливы нефтепродуктов;
• запрещается хранить легковоспламеняющиеся нефтепродукты, краски и лаки;
все деревянные и другие горючие материалы, входящие в комплект машинного аварийного имущества, должны быть пропитаны огнестойкими составами.
Пожар в машинном помещении создает серьезную угрозу жизнеспособности судна: потеря движения, выход из строя системы энергообеспечения и живучести.