Классификация требований к мотористу 2-го класса в соответствии международной конвенцией ПДНВ

ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМИНАЦИОННАЯ РАБОТА

курсанта

Москаленко Виктора Петровича

по специальности

моторист 2-го класса

Измаил

Содержание

1. Классификация требований к мотористу 2-го класса в соответствии международной конвенцией ПДНВ

2. Основные требования конвенции МАРПОЛ

3. Классификация и маркировка судовых ДВС

4. Способы охлаждения судовых ДВС

5. Организация вахтенной службы на судне

6. Охрана труда и техника безопасности при работе в МКО

7. Правила проведения открытых огневых работ

Вопрос №1

Классификация требований к мотористу 2-го класса в соответствии международной конвенцией ПДНВ

Моторист II класса под­чиняется второму механику.

Моторист II класса должен:

-знать устройство главных и вспо­могательных механизмов, назначение н расположение обслуживаемых им трубо­проводов и клапанов;

-уметь обслуживать главные и вспо­могательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;

-уметь обслуживать вспомогатель­ные котлы и технические средства, обеспе­чивающие их работу;

-знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

Моторист II класса обя­зан:

-принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых тех­нических средств;

-выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаро­безопасности;

-нести вахту согласно судовому расписанию.

Моторист II класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартов­ные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Вопрос №2

Международная конвенция по предотвращению загрязнения

с судов (МАРПОЛ—73/78)

Общие положения

Конвенция принята в 1973 году и в 1978 году дополнена Протоколом по безопасности танкеров.

Правила, охватывающие различные источники загрязнения с судов, содержатся в 7 Приложениях:

Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

(вступило в силу 2 октября 1983 г.)

Приложение II. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

(вступило в силу 6 апреля 1987 г.)

Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, (вступило в силу 24 февраля 1994 г.)

Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов (вступило в силу 1 января 2008 г.)

Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов (вступило в сипу 31 декабря 1988 г.)

Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов (вступило в силу 1 января 2008 г.)

Приложение VII. Правила предотвращения загрязнения нежелатель­ными морскими организмами, содержащимися в водном балласте (в настоящее время разрабатывается Комитетом защиты морской среды ИМО)

Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

Предусматривает, что каждое судно вместимостью 400 рег.тн. и более и нефтяной танкер валовой вместимостью 150 рег.тн. и более должны иметь на борту:

1. Фильтрующее оборудование, обеспечивающее очистку нефтесо­держащей воды до остаточного содержания нефти на сбросе за борт менее 15 ppm.

2. Прибор контроля нефтесодержания на сбросе за борт (АСС - автоматическая система сигнализации или САЗРИУС - система автоматического замера, регистрации и управления сбросом, с самописцем), обеспечивающий сигнал о превышении 15 ppm и команду на автоматическое запорное устройство и остановку откачивающего насоса.

3. Автоматическое запорное устройство (обычно трехходовой электропневмоклапан), обеспечивающее прекращение сброса в море воды с содержанием нефти более 15 ppm (по сигналу прибо­ра контроля).

4. Танк для сбора всех нефтесодержащих вод МКО с автономной системой выдачи на берег на оба борта, с международными флан­цами и пультом дистанционной остановки насосов в районе этих фланцев. Использование других систем для нефтесодержащих вод на берег запрещается.

5. Танк для сбора нефтяных остатков и отходов (шлам, остатки от мойки фильтров, моточисток и др.) с системой подогрева и трубо­проводом выдачи нефтеостатков на берег.

Трубопровод выдачи нефтеостатков должен быть автономным, не иметь прямого соединения с бортовым отверстием, не должен иметь соединения с осушительной или какой-либо другой систе­мой; он должен быть оборудован шнековым насосом для перекач­ки высоковязкого шлама.

При наличии на судне инсинератора — должен быть трубопровод

подачи шлама к нему и узел подготовки шлама к сжиганию: танк для смешивания шлама с топливом, с подогревом и перемешива­нием, гомогенизатор.

6. Трубопровод перелива и переливная цистерна на бункерной системе, стационарные или переносные поддоны либо выгородки емкостью 100-300 литров под воздушными трубами топливных и масляных танков.

7. Механическое герметичное закрытие палубных шпигатов.

Акватории Мирового океана, омывающие побережье регионов с наиболее высокой плотностью населения по Конвенции МАРПОЛ—73/78, выделены в особые районы.

Особые районы. Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, Карибское море с Мексиканским заливом, Северное море с Ирландским, Кельтским морями и Английским каналом, район заливов (Персидский и Оманский заливы), Аденский залив и район Антарктики.

Координаты, ограничивающие особые районы, приведены в тексте Конвенции МАРПОЛ-73/78.

В особых районах запрещается сброс в море нефтесодержащей смеси, за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие условия:

1. Для танкеров: Запрещается сброс нефтесодержащего балласта.

2. Для судов вместимостью 400 рег.тн. и более, а также из льял МКО танкеров: Судно за 12-мильной зоной, в движении, содержание нефти в сбросе менее 15 ppm, на судне в действии фильтрующее обору­дование, прибор контроля (АСС) и автоматическое запорное устройство, обеспечивающее прекращение сброса при превышении 15 ppm.

В районе Антарктики запрещается любой сброс нефтесодержащей смеси.

Вне особых районов запрещается сброс в море нефтесодержащей смеси, за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие условия:

1. Для танкеров:

Танкер на расстоянии не менее 50 миль от берега, в пути, мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 литров нефти на милю хода, общее количество сброшенного не превышает 1/30000 общего количест­ва груза, на судне действует САЗРИУС и отстойный танк.

2. Для судов вместимостью 400 рег.тн., а также из льял МКО танкеров:

Судно за 12-мильной зоной, в пути, содержание нефти в сбросе менее 15 ppm, на судне в действии АСС (автоматическая система сигнализации).

Исключение: Суда, совершающие постоянные рейсы между портами особого района, могут иметь только танки для сбора и сохранения на борту нефтесодержащей воды емкостью, достаточной для сбора этой воды за весь период перехода, при условии, что порты захода имеют береговые приемные устройства.

Все операции с балластом, льяльными водами, бункером, смазочными маслами в МКО танкеров и судов, не являющихся танкерами, заносятся в «Журнал нефтяных операций», часть I.

Все операции с грузом, балластом на нефтяных танкерах заносятся в «Журнал нефтяных операций», часть II.

Учитывая, что сброс в море нефтяных остатков и отходов (шлама) категорически запрещен в любой точке Мирового океана, каждое судно должно иметь танк для сохранения на борту и последующей сдачи на берег нефтяных остатков и отходов (шлама).

Контролирующие органы в портах исходят из того, что количество шлама зависит от количества сожженного топлива и составляет:

• для легкого топлива - 0,5% (не менее)

• для тяжелого топлива — 1,5% (не менее).

В соответствии с требованиями Приложения I к Конвенции МАРПОЛ-73/78, каждое судно должно иметь на борту следующие доку­менты:

1. «Свидетельство о типовом испытании фильтрующего оборудова­ния». Выдается заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

2.«Свидетельство о типовом, испытании прибора контроля». Выдается заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

3.«Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью». Выдается классификационным обществом на 5 лет с ежегодным переосвидетельствованием. В дополнении «А» к этому свидетельству указывается характеристика всего оборудования по очистке нефтесодержащих вод, номера и вместимость сборных танков, система накопления и ликвидации шлама.

4. «План чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением неф­тью» (SOPEP). Разрабатывается для каждого судна в зависимости от его оборудования, назначения судна, экипажа. План пишется на рабочем языке команды и на английском языке и должен быть Одобрен классификационным, обществом.

5. Журнал нефтяных операций, часть I, «Операции в машинных помещениях» для всех судов (включая танкеры) и «Журнал нефтяных операций, часть II, «Балластно-грузовые операции» для

танкеров вместимостью 150 рег.тн. и более.

Журнал должен иметь печать администрации государства флага. Журнал постранично подписывается капитаном, хранится на судне в доступном для проверки месте, предъявляется портовым властям по их требованию, копии записей заверяются капитаном. Журнал сохраняется на судне 3 года после внесения последней записи.

Приложение II. Правила предотвращении загрязнения

вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

Перевозка вредных жидких веществ наливом осуществляется на танкерах-химовозах (в том числе и нефтяных танкерах), построенных в соответствии с требованиями «Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические вещества наливом» (Кодекс по химовозам), принятого КЗМС ИМО резолюциями МЕРС 19(22) и 20(22).

Для целей Приложения II вредные жидкие вещества подразделяются на категории - «X», «Y», «Z» по степени их токсичности и другие вещества (ДВ).

Категория «X» - наиболее токсичная категория.

Сброс в море жидких веществ категорий «Х», «У», «Z» запрещен.

В Приложении II к Конвенции МАРПОЛ-73/78 приводится руково­дство по классификации вредных жидких веществ. Перечень вредных веществ, перевозимых наливом, приводится в главах 17 и 18 Междуна­родного кодекса по химовозам, с указанием их категории.

Вне особых районов запрещается сброс вредных жидких веществ категории «X», водяного балласта, промывочных вод, остатков или смесей, содержащих такие вещества.

Остатки груза и промывочные воды, образующиеся при мойке танков, должны сдаваться на береговые приемные сооружения до тех пор, пока концентрация вещества в этих водах не будет равной 0,1% по весу.

Всякая вода, добавленная после того в танк, может быть сброшена в море при соблюдении одновременно следующих условий:

Судно в пути, со скоростью не менее 7 узлов, сброс производится ниже ватерлинии, на расстоянии не менее 12 миль от берега и на глубине не менее 25 метров.

Запрещается сброс вредных жидких веществ «У» и «Z», водяного балласта и промывочных вод, если одновременно не соблюдаются следующие условия:

Судно в пути, со скоростью не менее 7 узлов, методы и устройства для сброса одобрены классификационным обществом и обеспечивают концентрацию вещества в кильватерной струе судна не более 1 части на миллион для категории «У» или 10 частей на миллион для категории «Z»; максимальное количество сброшенного вещества не превышает 1 м3. или 1/3000, вместимости танков категории «У» и 3 м3, или 1/1000, вместимости танков для категории «Z»: сброс производится ниже ватер­линии, на расстоянии не менее 12 миль от берега, на глубине 25 метров.

Запрещается сброс веществ категории «другие вещества» (ДВ), водя­ного балласта и промывочных вод, если одновременно не соблюдаются следующие условия:

Судно в пути, со скоростью не менее 7 узлов, концентрация смеси не превышает 1 доли вещества в 10 долях воды, сброс производится на расстоянии не менее 12 миль от берега.

Особые районы для Приложения II: Балтийское, Черное моря и район Антарктики.

В особых районах запрещается сброс веществ категории «X», водяного балласта, промывочных вод. Остатки груза и промывочные воды, образующиеся при мойке танков, должны сдаваться на береговые приемные сооружения до тех пор, пока концентрация веществ в этих водах не будет равной 0,05% по весу. Всякая вода, добавленная после того в танк, может быть сброшена при соблюдении одновременно следующих условий:

Судно в пути, со скоростью не менее 7 узлов, сброс производится ниже ватерлинии, на расстоянии не менее 12 миль от берега и на глубине не менее 25 метров.

Запрещается сброс вредных жидких веществ категории «Y» и «Z», водяного балласта и промывочных вод, если не соблюдаются следующие условия:

Судно в пути, со скоростью не менее 7 узлов, методы и устройства одобрены классификационным обществом и обеспечивают концентра­цию вещества в кильватерной струе судна не более 1 части на миллион для категории «Y» или для категории «Z»; максимальное количество сброшенного вещества не превышает 1 м3, или 1/3000, вместимости танков; сброс производится ниже, ватерлинии, на расстоянии не менее 12 миль от берега и глубине не менее 25 метров.

В районе Антарктики запрещается любой сброс в море вредных жидких веществ или их смесей.

Контроль за выполнением требований Приложения II при проведении мойки танков, сдаче балласта и промывочной воды на береговые прием­ные сооружения, сбросе в море последующих вод осуществляется в порту инспекторами, уполномоченными Правительством страны порта.

В соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ-73/78, каждое судно-химовоз должно иметь на борту:

1. «Журнал грузовых операций» по форме, установленной Приложе­нием II Конвенции МАРПОЛ-73/78.

Журнал постранично подписывается капитаном судна, хранится на судне в доступном для проверки месте, предъявляется портовым властям по требованию, копии записей заверяются капитаном, журнал хранится на судне 3 года после внесения последней записи.

2. «Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом». Выдается клас­сификационным обществом на 5 лет с ежегодным переосвидетель­ствованием.

3. «Свидетельство о соответствии судна требованиям «Международ­ного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические вещества наливом» (Кодекс по химовозам).

Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

Специальных требований к конструкции и оборудованию судов не устанавливает. Вредные вещества в упаковке могут перевозиться на обычных судах с соблюдением правил перевозки согласно Приложена» 111.

Сброс в море вредных веществ, порожних упаковок из-под вредных веществ категорически запрещен. Остатки груза, порожние упаковки подлежат сдаче на береговые приемные устройства.

В дополнение к требованиям Приложения 111 к Конвенции МАРПОЛ-73/78 подробные требования по упаковке, маркировке, ярлы­кам, документации, укладке, предельным количествам и исключениям в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными вещества­ми изложены в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (ММОГ).

В соответствии с Приложением III к Конвенции МАРПОЛ—73/78 необходимо, чтобы во всех грузовых документах, относящихся к вредным веществам, использовались технические наименования таких веществ (только коммерческие названия применять нельзя) и вещество обозначается «Загрязнитель моря». Каждое судно, перевозящее вредные вещества, должно иметь специальный реестр или манифест с перечисле­нием находящихся на борту вредных веществ и указанием их размеще­ния на судне.

Они размещаются и закрепляются так, чтобы свести к минимуму опасность для морской среды, обеспечить безопасность судна и людей.

Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения

сточными водами с судов

Предусматривает, что каждое судно валовой вместимостью 400 рег.тн. и более и каждое судно с количеством людей на борту более 15 человек должно иметь на борту следующее оборудование: сборные танки для сточных вод с системой выдачи на оба борта с международными фланца­ми и пультом дистанционной остановки откачивающих насосов. Так как норма потребления воды на судне составляет 250 литров на человека в сутки, то суда с большим количеством людей на борту, по желанию судовладельца, могут оборудоваться:

1. Установкой для обработки сточных вод и сборной цистерной с системой выдачи на берег и пультом дистанционной остановки откачивающих насосов.

2. Системой измельчения и обеззараживания сточных вод.

Установки для обработки сточных вод подразделяются на:

-установки физико-химического принципа действия;

-установки биологического принципа действия.

В установках физико-химического принципа действия в первой ступени происходит аэрирование, во вторую ступень подается коагулянт (алюмосодержащие окислы), который связывает и осаждает на дно твердые частицы из сточной воды. Шлам, образующийся на дне второй ступени, необходимо периодически откачивать в сборную цистерну. В третьей ступени осветленная сточная вода обеззараживается и сбрасы­вается за борт.

Эти установки сравнительно дешевы, просты в обслуживании, но работать ими в акваториях порта запрещается из-за химического загряз­нения сточной воды.

В установках биологического принципа действии в первой ступени путем аэрирования кислородом воздуха сжигается органика в сточной воде. Во второй ступени микроорганизмы активного ила частично поеда­ют, а частично осаждают твердые частицы. Осветленная сточная вода подается в третью ступень, где она подвергается обеззараживанию хлор­содержащими препаратами или озоном, после чего сбрасывается за борт.

Установки этого типа являются установками непрерывного действия, они могут работать в акваториях порта. Их недостаток - чувст­вительность, к химическому загрязнению сточной воды. Химическое загрязнение (например, стиральными порошками) убивает-во второй ступени активный ил и выводит установку из стандартного режима работы.

Норматив очистки сточных вод в установках любого принципа действии следующий:

Колли — индекс < 2500;

Взвешенные вещества < 100 мг/л;

ВПК 5 < 50 мг/л;

(биологическая потребность в кислороде, пятисуточная)

Остаточный хлор < 5 мг/л.

Нормативы сброса сточных вод следующие:

В открытом море, за 3-мильной зоной, на ходу судна со скоростью не менее 4 узлов, разрешается постепенный сброс измельченных и обеззараженных сточных вод; за 12-мильной зоной, на ходу судна со скоростью не менее 4 узлов, разрешается постепенный сброс обработан­ных и необработанных сточных вод, а также работа открытой фановой системой.

Для целей Приложения IV особых районов Мирового океана не установлено.

В портовых водах разрешается сброс сточных вод, обработанных на установках биологического принципа действия. Запрещается сброс необ­работанных и обработанных на установках физико-химического принци­па действия сточных вод, а также вод прачечных.

Национальными правилами государства порта захода могут быть установлены иные ограничения по сбросу сточных вод во внутренних водах и территориальном море.

Специального журнала для регистрации операций со сточными водами Конвенцией МАРПОЛ не предусмотрено. Операции по сбросу сточных вод и их сдаче на берег с указанием координат сброса, порта сдачи и количества заносятся в судовой вахтенный журнал.

В соответствии с требованиями Приложения IV к Конвенции МАРПОЛ-73/78 каждое судно должно иметь на борту следующие документы:

1. «Свидетельство о типовом испытании установки по обработке сточных вод» (если она есть на судне). Выдается заводом- изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

2. «Международное Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами». Выдается классификационным обществом на 5 лет с ежегодным переосвидетельствованием.

Приложение V. Правила предотвращения загрязнения
мусором с судов

«Мусор» означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуа­тационных отходов (Исключая свежую рыбу и ее остатки), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях Конвенции МАРПОЛ-73/78.

Для целей Приложения V каждое судно должно иметь на борту следующее оборудование:

1. В обязательном порядке - не менее 3-х емкостей для сбора и хранения мусора с маркировкой «Пластик», «Пищевые отходы», «Бытовой мусор». Эти емкости должны иметь крепление к палубе и плотно закрывающиеся крышки. Они должны быть окрашены в различные цвета. В некоторых портах требуют наличия отдельной емкости для электротехнических отходов (батарейки, аккумулято­ры, лампы и т.д.).

Суда с большим количеством людей на борту могут оборудоваться устройствами для обработки мусора:

2. Измельчители, способные обеспечить измельчение до размеров менее 25 мм, или

3. Прессы для уменьшения объема и придания отрицательной плаву­чести кипам мусора, или

4. Инсинераторы - высокотемпературные печи для сжигания всех видов мусора и нефтяных отходов (шлама). Применяемые на судах инсинераторы должны соответствовать «Стандартным техниче­ским требованиям ИМО», основными из которых являются:

-температура отходящих газов в пределах 850 1200°С;

-содержание кислорода 02 в камере сгорания - 6-12%;

-максимальное содержание СО в топочном газе — 200 мг/мДж;

-содержание несгоревших остатков в золе не более 10% по весу;

-температура в камере сгорания должна достигнуть 600°С в течение 5 мин после пуска.

Кроме обязательных для всех судов емкостей для сбора и хранения мусора, остальным оборудованием судно может снабжаться по желанию судовладельца.

Категорически запрещен сброс в любой точке Мирового океана всех видов пластмасс и изделий из синтетики. Они должны собираться строго раздельно от другого мусора и сдаваться на берег в портах захода.

При наличии на судне инсинератора, соответствующего «Стандарт­ным техническим требованиям ИМО», пластик можно сжигать при одно­временном соблюдении следующих условий:

За 12-мильной зоной, на ходу судна, отдельно от другого мусора, при благоприятном направлении ветра, чтобы токсичные отходящие газы не попадали в жилую зону судна.

Зола от сжигания пластика запрещена к сбросу в любой точке Мирового океана. Она имеет специфический вид и подлежит сбору, хранению и сдаче в порту захода. Хранится зола от сжигания пластика в специальной емкости с надписью «Plastic Ash».

Вне особых районов разрешается сброс в море:

На расстоянии более 25 миль от берега — обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов.

На расстоянии более 12 миль от берега — пищевых отходов и бытово­го мусора (бумага, картон, ветошь, стекло, бутылки, черепки и др.).

На расстоянии более 3-х миль от берега — измельченных до размеров не более 25 мм пищевых отходов и бытового мусора.

Для целей Приложения V особыми районами являются: Средизем­ное, Балтийское, Черное, Красное моря, Северное море с Ирландским и Кельтским морями и Английским каналом, Карибское море с Мексикан­ским заливом, Район заливов (Персидский, Оманский), район Антаркти­ки. Координаты, ограничивающие особые районы, приведены в тексте Конвенции МАРПОЛ-73/78.

В особых районах разрешается сброс в море:

На расстоянии более 12 миль от берега — пищевых отходов.

На расстоянии более 3 миль от берега в Карибском море — пищевых отходов, измельченных до размеров не более 25 мм.

Сброс других категорий мусора в особых районах категорически запрещен.

Все операции с мусором с указанием координат сброса, порта сдачи и количества мусора заносятся в журнал операций с мусором.

Мусор в нем подразделяется на 6 категорий:

1 кат.-пластмассы;

2 кат.-обладающие плавучестью сепарационные, обшивочные, упаковочные материалы;

3 кат.-измельченные изделия из бумаги, ветоши, стекло, бутылки, черепки, металл;

4 кат.-неизмельченные изделия из бумаги, ветоши, стекло, бутылки, черепки, металл;

5 кат.-пищевые отходы;

6 кат.-зола инсинераторов, за исключением золы, образующейся при сжигании изделий из пластмассы, которые могут содержать токсичные остатки тяжелых металлов.

В соответствии с требованиями Приложения V к Конвенции МАРПОЛ-73/78 каждое судно должно иметь на борту:

1. «Свидетельство о типовом одобрении судового инсинератора». Выдается заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

2. «Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором» Регистра судоходства (для судов, работающих под надзором Регистра). Это Свидетельство не является конвенционным, оно создано Регистром.

3. «План обращения с мусором» (GMP). Разрабатывается для каждо­го судна, в зависимости от его оборудования, назначения судна, экипажа, на рабочем языке команды и английском, должен быть утвержден судовладельцем. В одобрении классификационным обществом не нуждается.

4.«Журнал операций с мусором». Каждая выполненная операция по сбросу или сжиганию мусора регистрируется в Журнале операций с мусором и подписывается в день сжигания или сброса ответст­венным лицом командного состава. Каждая заполненная страница Журнала операций с мусором подписывается капитаном судна.

Записи в Журнале операций с мусором производятся на англий­ском, испанском или французском языках.

Запись каждого сжигания или сброса должна включать дату и время, местоположение судна, описание мусора и предполагаемое количество сброшенного или сожженного мусора.

Журнал операций с мусором должен находиться на борту судна в таком месте, чтобы быть в кратчайшее время доступным для инспекции.

Журнал операций с мусором следует хранить в течение 2-х лет после последней записи.

В случае сброса, удаления или аварийной потери веществ, указанных в правшах настоящего. Приложения, следует делать запись в Журнале операций с мусором с указанием условий и причин потери.

Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферного воздуха с судов

Основные требования:

1. Замена озоноразрушающих веществ на нейтральные. К ним относятся, но не ограничиваются: галлоны 1211, 1301, 2402, фреоны ХФУ-113, 114, 115; ХФУ-22 сохраняется на судах до 2020 г.

2.Вводится ограничение на содержание серы в топливах, сжигаемых в судовых двигателях:

Для тяжелых сортов топлива-до 4,5% S до 01.01.2012

до 3,5% S после 01.01.2012

до 0,5% S после 01.01.2020

Европарламент принял директиву по ограничению наличия серы в судовом бункере, который используется в территориальных водах и в портах стран Европарламента: наличие серы должно быть не более 1,5% для тяжелого топлива и не более 0,1% для легкого топлива после 01.01.2010.

Правительство США установило Калифорнийскую зону с аналогич­ными требованиями.

3.Каждое судно при бункеровке должно получить от поставщика топлива накладную, в которой должны быть отражены сведения о бунке­ре, установленные Дополнением VI к настоящему Приложению. Наклад­ная на поставку топлива и сопровождающая ее проба топлива, опечатан­ная и подписанная поставщиком и представителем судна, должны храниться на судне: накладная - 3 года, проба топлива - I год.

Дизели должны быть оборудованы системой для уменьшения выбро­сов NOx и SOx или системой очистки выхлопных газов в соответствии с техническим кодексом по NOx.

Устанавливается контроль за содержанием в отходящих газах двига­телей окислов азота NOx. Предельное содержание окислов азота NOx допускается не более:

1) 17 г/кВт-ч — при n < 130 об/мин;

2) 45*n №2) г/кВт-ч — при п > 130 об/мин, но < 2000 об/мин;

3) 9,8 г/кВт-ч - при п = 2000 об/мин й более.

Применяется для дизелей, установленных на судах, построенных после января 2000 года.

Вводится ограничение на использование главных двигателей в аква­ториях портов. Главные двигатели с приходом должны глушиться на внешнем рейде, судно буксируется к портовому причалу и также выводится на внешний рейд буксирами, главные двигатели запускаются только на внешнем рейде. Порты активно оборудуются береговым электропитанием для судов.

Правительства стран-сторон Приложения VI могут назначать порты и терминалы, в которых регулируются выбросы летучих органических соединений с танкеров (паров нефтепродуктов) в соответствии с требова­ниями Правила 15 Приложения VI.

Все танкеры должны быть обеспечены системой сбора паров нефтепродуктов и использовать ее во время погрузки таких грузов.

Сжигание на судне допускается только в судовом инсинераторе, причем работа инсинераторов на стоянке в портах запрещается.

Применяемые на судне инсинераторы должны соответствовать «Стан­дартным техническим требованиям ИМО», основными из которых являются:

• температура газов, отходящих из камеры сгорания, в пределах 850-1200°С;

• содержание кислорода О? в камере сгорания - 6-12%;

• максимальное содержание СО в топочном газе - 200 мг/мДж;

• содержание несгоревших остатков в золе не более 10% по весу;

• температура в камере сгорания должна достигать 600°С в течение 5 минут после пуска.

Осадки сточных вод и нефтесодержащие остатки могут сжигаться в главной или вспомогательной установке или бойлерах за пределами портовых вод.

Запрещается сжигание на судне: остатков грузов, в соответствий с Приложениями I, II, III, и связанных с ними упаковочных материалов, полихлорированных бифенилов, мусора, содержащего галогеновые соединения.

В Приложении VI приводится форма Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздуха, выдаваемого Классификацион­ным обществом на 5 лет, с ежегодным переосвидетельствованием.

Есть сведения, что многие суда (включая пассажирские, контейнеро­возы и паромы) оснащаются скруббинг-системами (газоочистительная установка, снижающая содержание окислов серы в выхлопных газах; монтируется непосредственно на судне; не требует специального наблю­дения оператора; постоянно выдает информацию о составе выхлопных газов; обеспечивает безопасную эксплуатацию судового двигателя; анализирует эффективность его работы; не нарушает стабильности судна). Такие системы позволяют использовать самые тяжелые мазуты, при этом не выходя за рамки не только требований Приложения 6 МАРПОЛ, но гораздо более жесткого требования ЕС, лимитирующего содержание серы на уровне 0,1% в своих территориальных водах.

Технические средства борьбы с биологическими
загрязнениями балластных вод морских транспортных судов

В период эксплуатации морские суда периодически находятся в частично загруженном состоя нии. Для сохранения мореходных качеств и прочностных характеристик судна на борт в качестве балласта принима­ется морская вода.

Вместе с балластной водой в судовые танки попадают морские организмы, их икра, личинки, а также растения и возбудители опасных болезней. При сбросе балласта в других географических районах морские организмы и растения начинают активно размножаться. Изба­виться от них практически невозможно. Они негативно воздействуют на окружающую среду. Последствия этого процесса во многих уголках мира разрушительны. Инородные морские виды, выпускаемые в морскую среду, приводят к нарушению естественного экологического равновесия, разрушению гидротехнических сооружений, прямому нанесению значительных убытков морским хозяйствам и, в конечном итоге, могут быть причиной экологической катастрофы.

В настоящее время применяются различные способы замены балласт­ных вод и методы их обработки на судне (механические, физические, химические и смешанные). Наиболее экономичными являются системы электрохимической и ультрафиолетовой обработки балластных вод.

В настоящее время Комитетом защиты морской среды ИМО разрабатывается Приложение VII «Правила предотвращения загрязнения нежелательными морскими организмами, содержащимися в водном балласте».

Вопрос №3

Наши рекомендации