Обеспечение безопасности движения и охрана труда на транспорте

Раздел должен содержать основные требования для работников станции, положения по охране труда железнодорожников. В разделе должны быть освещены основные обязанности работников ж.д транспорта, меры ответственности за выполнение требований ПТЭ. Описать виды браков и аварий, которые возникают вследствие приема поезда на занятый путь или по неготовому маршруту, самопроизвольного выхода незакрепленных вагонов на путь приема, их ухода на перегон [12,с.246].

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается строгим соблюдением Правил технической эксплуатации, инструкций по движению, сигнализации и связи. Железнодорожный путь является опасной зоной вследствие наличия угрозы наезда подвижного состава на людей. Находиться на путях углесборочной станции могут только работники железнодорожного транспорта во время исполнения служебных обязанностей при строгом соблюдении правил техники безопасности.

Каждый работник железнодорожного транспорта должен соблюдать правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии, установленные для выполняемой им работы. Ответственность за выполнение этих правил и инструкций возлагается на начальников соответствующих подразделений. К самостоятельной работе на углесборочной станции, допускаются лишь лица, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности. Для работников, связанных с движением поездов, установлена периодичность проверки знаний по охране труда. Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается строгим соблюдением Правил технической эксплуатации, инструкций по движению, сигнализации и связи. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей личную ответственность за безопасность движения. Ответственность за выполнение ПТЭ работниками железнодорожного транспорта возлагается на начальников соответствующих подразделений. Следует учитывать, что от уровня производственной дисциплины во многом зависят безопасность движения поездов и безаварийная работа транспорта.

Основными причинами нарушений безопасности движения являются недисциплинированность работников, их недостаточные знания правил и должностных обязанностей, ослабленная требовательность со стороны вышестоящих руководителей.

Поэтому на железнодорожном транспорте проводится обширный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
Одним из таких мероприятий является тщательный отбор людей при приёме их на работу, связанную с движением поездов. На эту работу допускаются только лица, достигшие 18 - летнего возраста, предварительно прошедшие медицинское освидетельствование и периодически проходящие медосмотр в установленном порядке.

Дежурный по железнодорожной станции должен соблюдать технику безопасности во время работы. При её соблюдении в его обязанности входит:
требовать от грузоотправителей, выполняющих работы на путях станции и путях не общего пользования своевременную очистку мест погрузки - выгрузки, соблюдение габарита выгруженных и подготовленных к погрузке грузов.
следить, чтобы: водоотводные сооружения содержались в исправном состоянии и постоянно обеспечивали полный отвод паводковых вод со станционных путей;
пассажирские платформы имели твердое ровное покрытие; в зимнее время при гололёде служебные проходы по станционным путям и рабочие места были посыпаны песком или мелким шлаком и т.д.

Проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Работа железнодорожников связана с движением поездов и маневровой работой. Железнодорожный путь является зоной повышенной опасности, поэтому для работников всех категорий и специальностей разрабатываются конкретные правила техники безопасности. Для соблюдения техники личной безопасности, сохранения здоровья железнодорожников, работников железнодорожного транспорта обеспечивают спецодеждой. Сигнальный оранжевый жилет – чтобы локомотивные бригады видели издали работников на железнодорожном пути. Спецобувь должна быть на низком каблуке, чтобы составитель удобно держался за подножку, а операторы, списчики и другие работники чтобы устойчиво чувствовали себя при переходе через пути станции. Летний и зимний костюмы для сохранения здоровья. Защитные очки, при выгрузке распираторы защищают от пыли. Рукавицы для работы с тормозными башмаками, спецвениками и при очистки стрелочных переводов и т. п. На спецодежду установлены конкретные сроки ношения. Работа на железнодорожной станции связана с перевозкой людей, грузов, строительством и ремонтом путей, взаимоотношением со смежными службами. Все это накладывает особую специфику на график работы и отдыха. Еженедельный непрерывный отдых должен быть не менее 42 часов, продолжительность рабочей недели – 40 часов, а при вредных условиях труда – 36 часов. Считается, например, что работники котельных, прачечных, диспетчера трудятся во вредных условиях.

Сверхурочные часы или оплачиваются или на них предоставляются отгулы. Недели бывают с шестью- или пятью дневными рабочими днями. Перед праздниками рабочий день сокращается на 1 час. Сверхурочные часы не должны превышать 4 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год. Не допускается работать сверхурочно беременным женщинам, женщинам имеющим детей до трех лет и работникам обучающимся заочно без отрыва от производства.

Женщины не допускаются к ночным подземным работам, кроме тех, что посменно. Женщинам предоставляются равные права с мужчинами, за исключением тех работ, которые вредно отражаются на женском организме (защита и охрана материнства).

На предприятии проводятся различные виды инструктажей. Целью вводного инструктажа является знакомство с предприятием, общими положениями по охране труда, требованиями техники безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями производственной санитарии, средствами индивидуальной защиты и правилами их пользования. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально каждому работнику непосредственно руководителем работ. Повторный инструктаж проводят с целью закрепления знаний по охране труда по истечении 30 и более дней перерыва в работе, а также 1 раз в три месяца всем работникам. Внеплановый инструктаж проводится при поступлении телеграмм при нарушении техники безопасности, при авариях, при изменении правил по охране труда. Текущий инструктаж – перед каждой рабочей сменой напоминает о техники безопасности на работе.

Все больше внимания уделяется охране окружающей среды. Это связано с тем, что железнодорожным транспортом перевозится основная масса опасных и вредных грузов, и возникают различные ситуации с их утратой, испарением, течью, возгоранием и т. п. Разрабатываются специальные правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

безопасность производственного процесса заключается в предотвращении влияния опасных и вредных факторов на работающих. Достигается это главным образом за счет организационных мероприятий (обучения, инструктажа, выполнения инструкций по технике безопасности и т. п.) и технических средств безопасности.

Основными техническими средствами безопасности, направленными на профилактику производственного травматизма, являются: оградительные и предохранительные устройства, блокировки; специальные устройства безопасности; профилактические испытания машин.

К основным требованиям, предъявляемым к техническим средствам безопасности, относятся: повышение производительности труда; снижение опасностей и вредностей при обслуживании оборудования и выполнении технологических операций; надежность и прочность; удобство обслуживания оборудования и средств защиты; выполнение требований технической эстетики.

Действие технических средств защиты должно обеспечить безопасность работающих от начала рабочего процесса до его окончания и не должно прекращаться раньше, чем прекратится действие опасного или вредного производственного фактора.

Рассмотрим наиболее широко применяемые технические средства безопасности в основных цехах производств текстильной и легкой промышленности.

1) Оградительные устройства. Они предназначаются для изоляции человека, частей его тела и спецодежды от движущихся и вращающихся механизмов, от опасных по напряжению токоведущих частей оборудования, а также от зон высоких температур, вредных излучений и мест, где возможен вылет предметов при обработке изделий или в результате взрыва. Роль оградительных устройств в создании безопасных условий труда исключительно велика. Оградительные устройства подразделяются на стационарные, откидные или раздвижные, съемные и переносные (временные).

- Стационарными ограждениями изолируют опасные зоны, механизмы различных машин и некоторые участки рабочих мест. В соответствии с действующими правилами по технике безопасности все приводные и передаточные механизмы, рабочие органы, если это возможно по технологии, размещаются в корпусе машины. По конструктивному оформлению стационарное ограждение выполняется как неотъемлемая часть машины.

- Откидные или раздвижные ограждения (кожухи, футляры, крышки, дверцы и т. п.) применяются для укрытия рабочих органов, систем привода и других механизмов оборудования, требующих частой наладки, чистки, смазки и осмотров между плановыми ремонтами машин и станков. Они присоединяются к неподвижным частям машины (корпусу) с помощью петель, навесок или направляющих и могут открываться без применения инструмента. Наружная поверхность ограждения окрашивается под цвет машины, внутренняя - в красный цвет, сигнализирующий об опасности работы при открытом ограждении.

- Съемные ограждения применяются для укрытия приводных, передаточных механизмов, не требующих наладки, чистки и осмотра в течение всего межремонтного периода работы оборудования. Эти ограждения используются вместо откидных и раздвижных ограждений, если последние не могут быть выполнены на оборудовании по конструктивным соображениям. Съемные ограждения жестко закрепляются на машине болтами, винтами и т. п., поэтому для снятия их применяется инструмент.

- Переносные (временные) ограждения. Такие ограждения применяются при ремонтных и наладочных работах для защиты людей от случайных прикосновений к вращающимся механизмам, к токоведущим частям и т. д. Кроме того, они используются на рабочих местах сварщиков, газорезчиков для защиты окружающих от воздействия электрической дуги и ультрафиолетовых излучений. Переносные временные ограждения выполняются, как правило, в виде щитов высотой 1,7 м.

Оградительные устройства должны иметь достаточно жесткую конструкцию, чтобы выдерживать случайные нагрузки со стороны обслуживающего персонала. Ограждения, закрывающие части оборудования, при поломке которого могут вылетать осколки и отдельные детали, должны иметь прочность, не допускающую вылета этих осколков. Если ограждения имеют смотровые окна для наблюдения за работой механизмов и протеканием технологического процесса, то эти окна должны быть выполнены из материала, не дающего осколков при повреждении и не теряющего прозрачности в условиях эксплуатации.

Ограждения, их крышки и дверцы должны надежно фиксироваться в закрытом положении и иметь плотное соединение в притворах, исключающих щели.

Ограждения движущихся частей оборудования должны выполняться, как правило, из сплошного материала, но допускается (за исключением стационарных) изготовление их в виде решеток или сеток с ребрами жесткости. Внешнее оформление любого ограждения должно удовлетворять требования технической эстетики, контуры его должны согласоваться с соответствующими контурами оборудования, иметь плавные сопряжения поверхностей (без острых углов и граней), надлежащую чистоту обработки поверхности, стойкой к воздействию влаги, масла и агрессивной среды (в зависимости от условий работы оборудования).

В процессе эксплуатации оборудования администрация цеха обязана периодически проверять качество ограждений. Обслуживание (чистку, смазку, мелкий ремонт) механизмов и систем привода, укрытых ограждениями, должны производить специально обученные и проинструктированные работники не моложе 18 лет. Работы со снятым или неисправным ограждением запрещаются.

2) Предохранительные устройства. Они служат для предупреждения травмирования человека в результате неправильных действий или возможных аварий, поломок и взрывов на оборудовании.

К предохранительным устройствам относятся: сигнализация, тормозные устройства, предохранительные клапаны, мембраны, реле.

- Сигнализация предназначена для предупреждения работающих о возможной опасности и технологических отклонениях в работе оборудования. Для этих целей применяют звуковые, световые и цветные сигнальные устройства. Сигнализация в виде звонков (ревунов) и ламп желто- оранжевого цвета устанавливается для предупреждения о пуске оборудования на автоматизированных линиях, конвейерах, агрегатах, состоящих из нескольких машин, на одном виде аппарата или машины, обслуживаемых двумя и более рабочими. Сигнальным устройством (световой лампой) оснащаются все виды технологического оборудования, имеющего отдельно расположенные станции управления (для предупреждения о подаче напряжения в цепь управления электропривода). Сигнальная красная лампа имеется на оборудовании, работающем под давлением выше атмосферного и создающем для обработки материалов и изделий высокую температуру (печи, сушилки, шлихтовальные и опаливающие машины и т. п.). Сигнальной световой лампой оснащается оборудование, у которого устранение технических и технологических разладок (забои рабочих камер волокном, намотки волокна на валы, барабаны, трепала и т. п.) является опасной и трудоемкой операцией. Сигнальное устройство предусмотрено для контроля подачи смазывающей жидкости к трущимся поверхностям механизмов и уровня масла в системе централизованной смазки на машинах, а также для контроля уровня жидкости в аппаратах. Сигнальные устройства устанавливаются в зонах наилучшей видимости и слышимости на всех постоянных рабочих местах, а также на тех участках, где наиболее часто находится обслуживающий персонал. При наличии на оборудовании нескольких сигнальных ламп различного назначения (предупреждение о пуске, подача напряжения в цепи управления, технологическая разладка и др.) они должны иметь различные цвета, группироваться в одном светосигнальном приборе, снабженном соответствующими надписями, и устанавливаться на пульте управления или на самом оборудовании.

Следует отметить, что действенность и эффективность сигнализации в предотвращении возникающей опасности (в отличие от других предохранительных устройств) в значительной степени зависит от внимания и обученности работающих. Недостатком данной блокировки является невысокая надежность работы при колебаниях температуры и влажности воздуха.

Монтаж, ремонт и наладку блокировок должны проводить специально обученные, достигшие 18-летнего возраста работники отдела (группы) контрольно-измерительных приборов и автоматики. Результаты проверок заносятся в специальный журнал. В свою очередь мастер (бригадир) обязан принять работу и проверить правильность включения блокировок.

Общим правилом нормальной работы блокировок является невозможность пуска оборудования при снятом ограждении и немедленный останов его при попытке снять ограждение на ходу машины.

Профилактические испытания. Технологическое оборудование текстильной и легкой промышленности подвергается профилактическим испытаниям при выполнении плановых ремонтов, предусмотренных системой планово- предупредительного ремонта, что обеспечивает безаварийность работы оборудования в межремонтный период.

Методы защиты, средства техники безопасности разрабатываются в институтах охраны труда, на кафедрах вузов, в научно-исследовательских институтах различных ведомств. Техника безопасности тесно связана с другим разделом охраны труда -- производственной санитарией, поэтому при разработке средств, проведении мероприятий по технике безопасности учитываются требования обеспечения комфортных условий труда и предотвращения воздействия на работающих вредных факторов. Безопасность работы, снижение травматизмамогут быть достигнуты при комплексном применении всех методов защиты. В Казахстане действует система стандартов безопасности труда. На мероприятия по внедрению средств техники безопасности выделяются значительные материальные средства. Достижения в этой области тесно связаны с техническим прогрессом, комплексной механизацией и автоматизацией производства, направленными на облегчение труда, создание комфортных условий работы, на ликвидацию тяжёлой физической работы, охрану здоровья трудящихся. Требования безопасных условий труда, принятие законов по охране труда, контроль за их соблюдением являются одной из главных задач борьбы трудящихся за свои права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.А.Назарбаев. Казахстан 2050. Послание Президента страны народу Казахстана, 2013г.

2. Спиваковский А. О. , Пошапов М. Г. Транспортные машины и комплексы открытых горных разработок, -М.: Недра, 2004 г.-434 с

3. Мельников Н. В. Краткий справочник по открытым горным работам.- М.: Недра 2012 г. – 414 с.

4. Д.П.Заглядимов. Организация движения на железнодорожном

транспорте. – М.: Транспорт, 2000 – 345с.

5. В.П.Хацкелевич. Общий курс и правила технической эксплуатации ж. д. –

М.: Транспорт, 2008 – 368с.

6. А.Т.Дерибас. Промышленный транспорт. М.: Транспорт, 2004 – 560с.

7. Инструкция по движению и маневровой работе. М.: Транспорт, 2010 -

254с.

8. К.Ю.Скалов. Устройство пути и станции. М.: Транспорт, 2003 – 320с.

9. М.Г.Потапов. Карьерный транспорт. М.: Недра, 2000 – 264с.

10. И.Е.Савченко. Железнодорожные станции и узлы. М.: Транспорт, 2008

– 350с.

11. Устав железных дорог. М.: Транспорт, 2003 – 104с.

12. В.С.Крутяков. Охрана труда на ж.д транспорте и в транспортном строительстве.-М.: Транспорт,2010 - 375с

Наши рекомендации