Обеспечение безопастности движения и охрана труда на транспорте
Каждый работник обязан выполнять правила ТБ.
Первейшей обязанностью каждого железнодорожника, связанного с движением поездов, является безусловное обеспечение безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, а также соблюдение требований охраны окружающей среды.
При высоких скоростях и большой интенсивности движения безаварийная работа может быть гарантирована соблюдением каждым работником норм содержания технических средств и выполнением установленных правил безопасности по кругу своих обязанностей. Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности.
При этом инфраструктура железнодорожной сети Казахстана в большей мере развита в центральных и северных регионах, на которые приходится 5719 км эксплуатационной длины железных дорог, тогда как в восточных, западных и южных областях республики она составляет 2460 км, 2438 км и 2264 км соответственно. Более 300 км железнодорожной сети, находящейся в ведении АО «Национальная компания «Казакстантемиржолы», расположено на территории России и Кыргызстана.
Одним из важнейших факторов, характеризующих роль железнодорожного транспорта в социально – экономическом положении государства, является развитость его инфраструктуры.Несмотря на относительно низкую густоту, железнодорожная сеть Казахстана соединяет между собой и с определьными государствами все индустриальные и высоко урбанизированные территории республики, что и объясняет неравномерность их распределения
Географические условия Казахстана (отсутствие прямого выхода к морю, наличия судоходных рек), обширность территории, сырьевая структура производства и размещение производительных сил, неразвитость автодорожной инфраструктуры делают роль железнодорожного транспорта в экономике страны чрезвычайно важной. Эта роль сохранится в обозримом будущем.На железнодорожной сети республики расположен 751 раздельный пункт. На 351 станции производится грузовые операции, 21 станция имеет автоматизированные системы управления, 38 – оборудованы сортировочными устройствами. В силу сырьевой направленности экономики Казахстана железнодорожный транспорт играет ключевую роль в транспортно-коммуникационном комплексе Республики Казахстан. Согласно данным агентства по статистике в 2000 году в грузообороте всех видов транспорта его доля составила 63%. Важнейшее требование к работе железнодорожного транспорта- обеспечение полной безопасности движения поездов, а также безопасности пассажиров и персонала, сохранности перевозимых грузов. Основные документы на железнодорожном транспорте, который хорошо должен знать каждый железнодорожный это Правило технической эксплуатации железных дорог и инструкции, издаваемые в их развитие. Движение поездов на железнодорожных дорогах осуществляется по единому общесетевому графику и плану формирования поездов; технологические процессы содержат требования и нормы для работы каждой станции. Вся текущая работа железных дорог выполняется на основе годовых, месячных и оперативных планов перевозок и технических норм.
Нарушения правил безопасности могут быть вызваны разными причинами: стихийными явлениями, внезапными повреждениями внешне исправных частей пути, подвижного состава, контактной сети, моральным старением технических средств, но больше всего ошибками и упущениями работников, связанных с движением поездов.
По службе перевозок браки и аварии могут быть вызваны приемом поезда на занятый путь, отправлением на занятый перегон, приемом или отправлением по неистовому маршруту, «уходом» незакрепленных вагонов на перегон, переводом стрелки под подвижным составом, передержкой отцепов на замедлителях сортировочной горки, приводящей к столкновению отцепов, нарушением габарита и т.д.
Анализ состояния безопасности на железных дорогах показывает, что очень большое число нарушений правил происходит из-за ухода незакрепленных вагонов на перегоны и на маршруты приема и отправления.
Во многих случаях основными причинами нарушений является недисциплинированность работников, их недостаточные знания правил и должностных обязанностей, ослабленная требовательность со стороны вышестоящих руководителей.
Из всех последствий аварий и крушений самым печальным являются несчастные случаи с людьми. Но даже при неожиданных ситуациях квалифицированные и решительные действия железнодорожников позволяют предотвратить тяжелые последствия. Аварии и браки на железнодорожном транспорте могут быть полностью исключены при четком соблюдении каждым работником своих должностных обязанностей.
На железнодорожном транспорте проводится обширный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
Одним из таких мероприятий является тщательный отбор людей при приеме их на работу, связанную с движением поездов. На эту работу допускаются только лица, достигшие 18- летнего возраста, предварительно прошедшие медицинское освидетельствование и периодический медосмотр в установленном порядке.
На должность дежурного по станции назначаются лица, имеющие высшее образование, сдавшие испытания в знаниях действующих правил и должностных инструкций и до начала самостоятельной работы прошедших практику в течение 5-10 дежурств под наблюдением опытного дежурного по станции.
При обслуживании железнодорожного транспорта рабочие не должны ходить по рельсам или концам шпал. Ходить можно только по междупутью или обочине. Не допускается сидеть на рельсах, концах шпал и внутри рельсовой колеи. Чтобы перейти на другую сторону стоящего поезда, надо его обойти или воспользоваться тормозными площадками. Нельзя проходить также между вагонами, если расстояние между ними менее 5 м.
Все локомотивы должны иметь две исправно действующие системы тормозов, устройство для подачи звуковых сигналов, песочницы, скоростимеры, средства освещения и пожаротушения. Моторовагоны и думпкары должны иметь автоматические тормоза. Скорость движения поезда устанавливает начальник дороги. Расчетный тормозной путь не должен превышать 400м. Запрещено сцеплять и расцеплять вагоны на ходу, ездить в бункерах и на автосцепках, вскакивать или спрыгивать с него на ходу. При остановке поезда на уклоне тормоза должны быть зажаты и под колеса подложены тормозные башмаки.
Отцепленные вагоны должны быть надежно закреплены, заторможены. Контактные сети должны питаться отдельными линиями. Высота подвески центрального контактного провода над головкой рельсов постоянных путей должна быть не менее 6,25 м на станциях и 5,75 м на перегонах. Для сигнализации применяют светофоры, семафоры, флаги, фонари, свистки и т.д. Сигнальные цвета обозначают: красный – остановка, желтый – уменьшение скорости, зеленый – свободный путь.
Место ремонтных работ на действующем участке железнодорожного пути обозначают переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 50 м с обеих сторон, а на расстоянии 300 м от них устанавливают сигналы уменьшения скорости.
Участок движения составов с уменьшенной скоростью обозначают с обеих сторон на расстоянии 15 м от их границ знаками «начало опасного места» и «конец опасного места», а на расстоянии 300 м от этих знаков устанавливают переносные сигналы уменьшения скорости.
Ввиду большой сложности и ответственности за безопасность движения этим работникам должны быть созданы надлежащие условия на их рабочих местах.
В помещения дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке, маневрового диспетчера, операторов СТЦ допуск лиц, не имеющих на это право, запрещен. Сюда имеют право входа только люди, контролирующие работу или обслуживающие установленную аппаратуру.
Необходимым условием обеспечения безопасности движения являются дисциплина, внимательность, бдительность, четкость в переговорах, слаженность и чувство большой ответственности за вверенную работу.
В выполнении операций по приему, отправлению поездов, маневровой работе одновременно участвуют несколько работников (дежурный по станции, составитель, машинист, дежурные стрелочных постов и т. д.). Поэтому неправильные действия одного из них могут быть предупреждены другими работниками.
Существенная мера повышения безопасности на станциях – внедрение такой техники, как поездная и маневровая радиосвязь, громкоговорящая парковая связь.
На станциях погрузки залогом безопасности служит тщательный отбор вагонов в техническом и коммерческом отношениях, строгое соблюдение правил погрузки и крепления грузов, особенно опасных, негабаритных и грузов на открытом подвижном составе.
Неуклонное соблюдение установленных правил безопасности должно осуществляться при формировании поездов, и особенно пассажирских, при включении автоматических тормозов, при снаряжении и обслуживании поездов, при обозначении их сигналами.
В случае возникновения аварийной ситуации на станции должны быть приняты необходимые меры для устранения возможных последствий, вплоть до незамедлительного вызова восстановительных и противопожарных средств. Требования, обеспечивающие безопасность движения, четко изложены в инструктивных документах. Правилах технической эксплуатации железных дорог. Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Республики Казахстан.