Анализ пути следования по вызову на пожар
Наименование показателей | Участки дорог, D | Вариант В |
Радиусы Rx, м | ||
Участки дорог, D, град. (Подъем) a | 0-1 | |
1-I | ||
I-k-1-m | ||
Радиусы закруглений Rx, м, в точках | ||
k | ||
Условие эксплуатации | Шасси ПА | ЗиЛ-130; Vmax = 90км/ч; R = 8,3 м; k = 0,7 |
Тип дороги или покрытия | Асфальтобетонное покрытие | |
Состояние дороги или покрытия | Сухая в хорошем состоянии |
k - коэффициент устойчивости ПА
Определение минимального времени следования до района пожара
Определим скорость движения автомобиля на каждом участке следования с помощью динамической характеристики, для этого найдем коэффициент сопротивления дороги на каждом участке по формуле:
ψ = fcоsα + sinα,
где f – коэффициент сопротивления качению, по условию эксплуатации f = 0,015-0,018, берем среднее 0,0165. Тогда:
ψ0-1 = 0,0165cоs3 + sin3 = 0,0688,
ψ1-I = 0,0165cоs0 + sin0 = 0,0165,
ψI-k-1-m = 0,0165cоs2 + sin2 = 0,0514.
Теперь на оси ординат динамической характеристики D(v) откладываем коэффициент y и проводим прямую, параллельную оси абсцисс. И получаем:
n0-1 = 23км/ч;
n1-I = 90 км/ч;
nI-k-1-m = 34 км/ч.
Определение условий против опрокидывания и заноса.
Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает при разгрузке колес одной стороны автомобиля. Поэтому для движения ПА по косогору и на повороте необходимо выполнение условия:
Отношение k = B/2H называют коэффициентом устойчивости автомобиля против опрокидывании, по условию k = 0,7.
Для точки 0:
,
Фактическая скорость движения АЦ оказалась ниже скорости движения без опрокидывания, следовательно, опрокидывание АЦ в заданном условии не произойдёт.
Для точки k:
Фактическая скорость движения АЦ оказалась выше скорости движения без опрокидывания, следовательно, опрокидывание АЦ в заданном условии произойдёт.
Для точки 1:
Фактическая скорость движения АЦ оказалась выше скорости движения без опрокидывания, следовательно, опрокидывание АЦ в заданном условии произойдёт.
Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg)t при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т.е. когда не будут выполняться условия:
Для точки 0:
Для точки k:
Для точки 1:
Определение тормозного пути пожарного автомобиля
Тормозной путь Sт при полной блокировке колес определяется,
где ϑ – скорость автомобиля перед торможением, м/с; φ – коэффициент сцепления колес с дорогой(φ = 0,6 для ЗИЛ – 130); g – ускорение свободного падения, м/с2;
Кэ – коэффициент учитывающий снижение ускорения (Кэ = 1,4 – 1,6)
Для участка 0-1:
Для участка 1-I:
Для участка I-k-1-m:
Приблизительное время следования на пожар
Из полученных результатов можно сделать вывод, что занос или опрокидывание ПА возможен только из-за не соблюдения скоростного режима (превышение скорости выше рассчитанных значений).