Конструктивная противопожарная зашита судна
Требования к конструктивной пожарной защите судна.Конвенция SOLAS-74 иправила Регистра регламентируют требования конструктивной защиты судов, направленных на:
• предотвращение и ограничение возникновения пожаров;
• ограничение распространения огня и дыма по судну;
• создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;
• создание условий для успешного тушения пожара.
Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:
• разделение судна на главные вертикальные противопожарные зоны термическими
(водяные завесы) и конструктивными (наличие переборок, палуб, коффердамов) преградами;
• отделение жилых помещений от других помещений судна термическими и конструктивными преградами;
• ограничение применения горючих материалов;
• обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;
• ограничение распространения и тушения пожара в зоне его возникновения;
• защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром;
• готовность средств пожаротушения к быстрому применению;
• сведение к минимуму рисков воспламенения паров легковоспламеняющихся грузов.
Согласно требованию вышеуказанных нормативных документов, все внутреннее пространство судна, включая надстройки и рубки, должно быть разделено на главные противопожарные зоны путем установки перекрытий специальной конструкции. Эти перекрытия могут быть вертикальными (в виде переборок) и горизонтальными (в виде палуб). В качестве металлической основы главных огнестойких переборок используются водонепроницаемые переборки, а выше главной палубы — огнестойкие переборки устанавливаются в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми. Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м. Внутри возможна установка перекрытий соответствующего класса. Все перекрытия делятся на три основных типа.
В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:
• класс «А», образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании одночасового испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на 139°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 1800С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:
Класс «А -60» 60 мин;
Класс «А-30» 30 мин;
Класс «А-15» 15 мин.
Класс «А-0» 0 мин.
На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.
• класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца получасового испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на 139°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 2250С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:
Клас «В-30» 30 мин.
Клас «В-15» 15 мин.
Класс «В-0» 0 мин.
• класс «С» – перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени, а также предела повышения температуры.
Эти материалы при нагревании до 7500 С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.
Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающегося типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-800 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.
Неизолированные металлические трубы, проходящие через перекрытия класса «А» и «В», изготавливаются из материалов, имеющих температуру плавления, превышающую 9500 С – для перекрытий класса «А-0», и 8500 С – для перекрытий класса «В-0».
Все судостроительные неметаллические материалы подразделяются на негорючие и горючие.
Негорючие материалы — материалы, которые при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Все остальные материалы считаются горючими.
Нормативными документами применение горючих материалов ограничивается (подчас весьма существенно), но не исключается вовсе. Из эстетических, санитарно-гигиенических соображений допускается применение на судах (особенно на пассажирских) дерева и ткани для отделки жилых и общественных помещений. Применение этих материалов, однако, лимитировано. Разрешается иметь горючих материалов не более чем 45 кг на 1 м2 площади палубы помещения, горючесть тканей не должна превышать горючести шерстяной ткани плотностью 800 г/м2, рассматриваемой в качестве эквивалента горючести. Применение ваты в качестве набивки матрацев и подушек не допускается.
Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающиеся и того же класса, что и переборка. Автоматическое закрывание дверей происходит после повышения температуры до 70-80° С в результате расплавления плавкой вставки в запоре дверей. В качестве плавкой вставки используется сплав Вуда, состоящий из 50% висмута, 12,5% кадмия, 25% свинца и 12,5% цинка. Во избежание травм и ушибов, на двери должно быть установлено динамически демпфирующее устройство, понижающее скорость закрытия и открытия в начальной и конечной фазах. В нижнем углу дверей, установленных на огнестойких переборках (кроме дверей главных огнестойких переборок), делается закрывающееся отверстие для протаскивания пожарных рукавов.
Двери, ведущие в жилые и служебные помещения, должны открываться вовнутрь помещения (а не в коридор) и иметь внизу слабозакрепленную филенку, которую можно выбить ногой при невозможности открыть дверь. Двери общественных мест открываются наружу. Из главной противопожарной зоны должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала, общественных мест (вместимостью более 30 чел.) должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Пути эвакуации людей ограждаются огнестойкими или огнезащитными выгородками.
1.7. Условия ликвидации пожара. Пожар можно ликвидировать следующими способами.
Удаление горючего вещества — способ малоэффективен, так как удалить горючее вещество непосредственно из очага пожара очень сложно. Его используют для предупреждения распространения пожара, для чего убирают все горючие вещества, находящиеся вблизи пожара.
Прекращение поступления кислорода — при уменьшении содержания кислорода в воздухе ниже 16% пожар прекращается. Свойствами изоляции пожара от притока свежего воздуха обладают некоторые огнегасительные средства. Наиболее эффективно применение этого способа в закрытых помещениях. Необходимо помнить, что некоторые вещества, относящиеся к классу окислителей (нитраты, хроматы, хлораты и др.), при нагревании сами выделяют кислород, и их горение нельзя локализовать, прекратив поступление воздуха.
Прекращение потока теплоты — наиболее распространенный способ. При подаче в зону пожара веществ, обладающих большой теплоемкостью, снижается температура в очаге пожара, и он затухает.
Прерывание цепной реакции — способ эффективен для предупреждения взрывов. В зону пожара подаются специальные вещества, которые воздействуют непосредственно на молекулярную структуру соединений, образующихся в ходе цепной реакции пожара.
Локализовать очаг пожара можно следующими способами: удалить горючее вещество; перекрыть доступ кислорода; аннулировать источник теплоты; разрушить цепную реакцию пожара.
2. Горючие вещества, их свойства.Все горючие вещества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.
Древесина и древесные материалы обладают горючестью и в зависимости от температуры и притока воздуха могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура 100 °С, при температуре около 204 °С - самовоспламеняются. Скорость горения зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Наиболее быстро сгорают тонкие древесные изделия большой площади. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альдегиды и кислоты. В начальной стадии пожара могут выделять много дыма.
Текстильные и волокнистые материалы в зависимости от состава волокон имеют температуру воспламенения 400-600 °С. Растительные волокна легко воспламеняются и хорошо горят, выделяя много густого дыма. Частично сгоревшие растительные волокна могут самовоспламеняться; сильно разбухают под воздействием воды. При горении выделяется большое количество едкого плотного дыма.
Шерсть тлеет, обугливается и является своеобразным аккумулятором теплоты, что способствует усилению пожара. Для тушения горящей шерсти требуется большое количество воды. Горение сопровождается густым серовато-коричневым дымом, в котором содержится высокотоксичный цианистый водород. При обугливании шерсти получается липкое черное вещество, напоминающее деготь.
Шелк - наиболее опасное в пожарном отношении волокно; плохо воспламеняется и горит, но накапливает большое количество теплоты. Влажный шелк может самовоспламеняться, при воспламенении кипы шелка признаки пожара появляются только при выбивании пламени на поверхность. Для тушения требуется много воды. При тлении шелка образуется пористый уголь и выделяется светло-серый дым, вызывающий сильное раздражение дыхательных путей. При определенных условиях образуется цианистый водород.
Примечание. При сильном пламени многие из перечисленных материалов сгорают полностью, выделяя черный дым.
Пластмассы и резинаимеют свойства горючести, зависящие от химического состава и формы изделий — твердые штампованные изделия, листы, пленки, пенопласты и др. (табл. 27.).
Воспламеняющиеся жидкости по степени воспламеняемости делят на несколько классов. Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения нарастает с повышением температуры. Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны, особенно в закрытых объемах (цистернах, танках).
Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки 32 °С. После высыхания краски сохраняют горючесть. Жидкие краски горят очень интенсивно с выделением плотного дыма и токсичных паров. При нагревании закрытых емкостей, в которых хранятся краски, происходят взрывы.
Воспламеняющиеся газыможно разделить на две группы: газы, образующиеся при нагревании жидких и твердых веществ; газы, хранящиеся в емкостях (в сжатом газообразном, сжиженном, криогенном состояниях). При хранении или образовании газов в закрытых емкостях в случае появления источника теплоты (пожара) резко возрастает вероятность взрыва.
Любое горючее вещество при воздействии на него теплоты становится источником пожара. Особенно пожароопасные некоторые синтетические материалы и легковоспламеняющиеся жидкости, требующие специальных условий хранения.