Индивидуальные спасательные средства
3.1. Спасательные круги. В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых – от 8 до 14 штук.
Спасательные круги должны соответствовать основным требованиям:
• иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутренний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг;
• иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м;
поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящихся в воде);
• не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
• иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала;
• иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;
• быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением названия порта приписки судна.
Рис. 2. Спасательные круги.
а) самозажигающийся; 6) светодымяший; 1,7 –буи самозажигающийся и светодымящий;
2 –линь; 3 –спасательный леер; 4 –светоотражающие полосы; 5 –круг; 6 – маркировка.
Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:
• один (или более) с каждого борта должен иметь спасательный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м;
• половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником питания, обеспечивающим продолжительность горения не менее 2 ч (рис. 2, а);
• не менее двух кругов должны иметь автоматически действующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.
Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасательных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками (рис.3.) располагают на крыльях ходового мостика.
Тактика пользования спасательным кругом (рис.4.):
а - доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;
б - нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя;
в - положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.
Добравшись до круга, следует не подныривать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энергию и тепло — от этого зависит время выживания в воде.
Рис.3. Штатное положение спасательного круга
1 - буй; 2 - круг; 5 - линь (длиной не менее 30 м).
Рис. 4. Тактика пользования спасательным кругом.
Требования Конвенции СОЛАС-74, регламентирующие количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов приведены в табл. 1.
Таблица 1. Минимальное количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов
Длина судна, м | Минимальное количество спасательных кругов пассажирского судна |
До 60 От 60 до 120 От 120 до 180 От 180 до 240 240 и более | |
Длина судна, м | Минимальное количество спасательных кругов грузового судна |
До 100 От 100 до 150 От 150 до 200 200 и более |
Спасательные жилеты
Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5%больше общего числа людей на судне.
Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты — 10% числа пассажиров. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:
• обеспечивать всплытие потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°;
• не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м;
обеспечивать возможность свободно плыть и взобраться на спасательное средство;
• удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин;
• разворачивать тело в воде за время не более 5 сек;
• иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клеймо проверки и маркировку.
Существует множество типов спасательных жилетов, причем некоторые устаревшие конструкции представляют опасность при пользовании.
Комплектация жесткого спасательного жилета (рис.6.) должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечивается водоизмещающим наполнителем, покрытым влагостойкой тканью оранжевого цвета.
Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от баллончика с газом (например, СО2), а в необходимых случаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком. На рис. 6., приведены образцы современных спасательных жилетов.
Тактика пользования спасательным жилетом и его действие (рис. 7.):
• взять жилет со штатного места;
• проверить полную комплектацию;
• определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поиска;
• надеть жилет через голову на шею.
Действие надувного спасательного жилета для человека, потерявшего сознание. В течение 5 с (рис.8.) после погружения в воду, человек всплывает (вид а), разворачивается (б), занимает безопасное положение (в).
Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнительные хранятся в местах несения вахт: в машинном помещении, на мостике, в радиорубке.
При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закрывающих отверстия в батарейке, наличие сигнального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.
При прыжках в воду необходимо:
• осмотреть место предстоящего приводнения;
• крепко прижать жилет к груди руками, отжимая вниз;
• сделать глубокий вдох;
• прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;
• закрыть глаза, голову держать прямо.
Подъем человека из воды Спасательный модуль
Рис.5. Индивидуальные спасательные средства
Рис.6.Спасательные жилеты.
1 — светоотражающие полосы; 2 — ремни крепления; 3 — свисток сигнальный;
4 — батарейка; 5 — фонарик (огонь поиска).
Рис. 7. Тактика надевания спасательного жилета
а) расправить жилет; б) расправить жилет и ремни (лямки); в) застегнуть ремни или завязать лямки на груди
Рис. 8. Действие спасательного жилета.