Технология выполнения фактурной отделки поверхностей
Шпаклевку после приготовления наносят на поверхность шпателем, хорошо разравнивают, накладывая ее ровным слоем толщиной до 3—4 мм. По нанесенной шпаклевке накатывают жестким узорчатым валиком рисунки. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его периодически смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.
После просушки полученной рельефной поверхности ее следует слегка прочистить шкуркой, закрасить клеевой, масляной, эмульсионной или другой краской.
Хорошо выглядит окраска, выполненная лессировочным колером, который наносят на предварительно проклеенную поверхность. Проклейку выполняют 5-процентным раствором животного, казеинового или растительного клея.
Это делают для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Лессировочный состав лучше всего приготовить так. Развести густотертые краски смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают этим составом поверхности пистолетом-распылителем или широ-, кой кистью, например флейцем, состав наносят тонким слоем.
После окрашивания свеженанесенный состав тут же смахивают ветошью или тряпкой с выпуклых частей рельефа. Колер, остающийся в углублениях, образует тени, которые резче подчеркивают и выявляют нанесенную фактуру рисунка.
Матовую окраску получают, добавляя в приготовленный колер 15—20% тонкосеяного мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. На скипидаре или бензине-растворителе разводят также и тертые краски, иногда добавляя в них небольшое количество раствора 5-процентного мыла.
Глянцевую окраску получают, покрывая окрашенные поверхности светлым масляным лаком.
Работу по фактурной отделке лучше всего выполнять вдвоем. Один будет наносить шпаклевочный состав, другой накатывать рисунок с помощью валика. После обработки поверхности валиками, ее просушки и шлифовки приступают к окрашиванию.
Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировоч-ными составами.
Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму До полного высыхания (рис. 4).
Рис. 4. Проверка пластичности шпатлевки: а — нормальной вязкости, б — жидкий состав, конус растекается
По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.
Отделку под корзинку выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.
Веерообразную отделку делают по свеже-наложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.
Рис. 5. Фактурные отделки: а — под корзинку, б — веерообразная, в — вертикальными штрихами, г — наклонными штрихами, д — волнообразная, е — рельефными жилками
Отделку вертикальными штрихами выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.
Для отделки наклонными штрихами используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях. При волнообразной отделке делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.
Выполняя отделку рельефными жилками, по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см с длинным волосом.
При воронкообразной отделке к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2—3 см и поворачивают его на ‘Д окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.
Отделку завитками выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18—20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.
При отделке под тростник сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатле-ванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.
Отделку под заросли тростника выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.
Для отделки поверхности под гибкие прутья валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.
Отделку туповкой производят плоской губкой (лучше греческой).
При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.
Для отделки под итальянский известняк наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10—20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.
При отделке под бамбук сначала делают ту-повку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.
Для отделки под камень свежезашпатлеван-ные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа на камни.
При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром окоЛо 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6—7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.
Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности. После этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.
Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, гребенок, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может расширить количество рисунков и видов отделки.
Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивать поверхности можно 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.
При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или ручного краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают краски. Все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.
Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15—20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют очень небольшое количество 5%-ного раствора мыла.
Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов отделки по фактуре. Ниже приводится несколько иная технология и техника фактурной отделки.
Поверхность, ранее оштукатуренная, должна быть очищена от набелов и обоев до обнажения штукатурки: новая штукатурка заканчивается нанесением грунта с тщательным его разравниванием и затиркой.
Сметанообразный раствор наносят на совершенно сухую поверхность штукатурки с помощью флейца, начиная с одного из углов. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одного рисунка по всей поверхности. Через 8—12 ч, когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем-лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.
Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской, состав которой указан выше. Для получения более эффективной окраски сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.