Организация труда водителей и кондукторов
Под организацией труда автобусных бригад понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий расстановку водителей и кондукторов, регламентирующий сменность их работы на линии.
Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:
- четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;
- безопасность перевозок пассажиров;
- полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
- соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;
- высокую производительность труда.
В практике работы АТП применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов):
- Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.
- Двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте. Целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами, с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.
- Полуторная форма — за двумя автобусами закрепляется два водителя, а третий водитель является подменным (через два дня выходной).
- Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.
- Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.
- Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.
Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
Согласно составленному расписанию движения автобусов, организация труда водителей и кондукторов будет осуществляться по двум формам: двухсполовинной и сдвоенной.
(ч) (3.6)
Графики работы водителей представлены в Приложении Д.