Определение и проблематика социального предпринимательства
Совершенно отдельную нишу в бизнесе, непосредственно связанную с КСО, занимает социальное предпринимательство (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Социальное предпринимательство[1]
Социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, то есть находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности. Проще говоря, социальное предпринимательство - это бизнес-решение социальной проблемы.
Социальная проблема, которую пытается своей деятельностью решить социальный предприниматель, это отправная точка его бизнеса. Нет проблемы - нет социального предпринимателя (а есть просто бизнес с элементами КСО или социальный проект без предпринимательского подхода). Социальное предпринимательство - это баланс социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги - не цель, но средство достижения этих социальных целей, позволяющее предпринимателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.
Отцом социального предпринимательства считается создатель некоммерческой организации «Ашока: новаторы для общества» (Ashoka: Innovators for the Public) Уильям Дрейтон. Более 30 лет назад профессор и успешный менеджер Дрейтон пришел в большой бизнес США с революционной для своего времени идеологией и этикой (в частности, Дрейтон активно продвигал идеи охраны окружающей среды, непопулярные при правительстве Рейнгана). В 1980 году Дрейтоном был создан Фонд «Ашока». Сегодня данная организация ведет свою деятельность более чем в 60 странах, поддерживая свыше 1800 стипендиатов в области СП[2].
Как отмечает вице-президент «ОПОРЫ России» Николай Николаев, движение социального предпринимательства сегодня переживает сразу три серьезных кризиса.
Во-первых, кризис определения. Что такое социальное предпринимательство? При всем многообразии вариантов сейчас наметилось два типа определений. Первый указывает главной отличительной чертой СП его цель. «Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных и экологических проблем, и достижение социально полезных целей». При этом основными критериями СП должны являться: социальное и экологическое воздействие, инновационность и экономическая самостоятельность. Ко второму типу определения больше тяготеют государственные органы: СП - это предпринимательство в социальной сфере. Первое определение вполне отражает желаемую суть социального предпринимательства, но не вписывается в рамки нормативной практики и законотворческой лексики, второе этого недостатка лишено, но не отражает той сути, которую хотелось бы вложить в это понятие. Если СП это бизнес (второе определение), основной целью которого является прибыль, то он и должен развиваться по рыночным законам. Максимизации прибыли будет отдан приоритет в управлении. Для таких проектов справедливы рыночные механизмы развития, например, кредиты, микрозаймы, даже венчурные инвестиции. Если же СП имеет основной своей целью социальные преобразования, тогда главные усилия предпринимателя направляются на решение социальной задачи, и он принципиально избегает прибыли. В этом случае любая традиционная "возмездная" помощь, когда предпринимателю приходится отдавать больше, чем брал, заставляет смещать приоритеты проекта от исполнения своей социальной миссии в сторону исполнения кредитных обязательств.
Во-вторых, кризис репрезентативности. Инициатива по развитию социального предпринимательства исходит не «снизу», а от экспертного сообщества, наиболее критичного в отношении социально-экономической ситуации, и государства, которое активно включилось в развитие этого явления. Ситуация эта отражает ожидания и потребности самого общества в необходимости изменений социальной ситуации и в стабильности, так как социальное предпринимательство на этом фоне выглядит панацеей.
В-третьих, проблемой является тиражирование социальных проектов. Сами предприниматели говорят, что у них нет уверенности в том, что люди, взявшиеся за тиражирование, смогут сохранить «душу» проекта. Ведь в основе СП лежит стремление к положительным преобразованиям, определенная добродетель. Можно ли добродетель технически тиражировать? Вряд ли. Социальное предпринимательство в идеале представляет не рыночную, а иную идеологию. А потому для тиражирования таких проектов недостаточна техника бизнес-решений. Нужна миссия, передающая и распространяющая ценности социального предпринимательства, которое должно рассматриваться как новая идеология предпринимательской деятельности, новая идеальная модель, база для формирования новой экономики, нацеленной на приоритетное решение социальных задач и базирующейся на иных, нежели рыночных, ценностях. Социальное предпринимательство должно оцениваться не с точки зрения выгоды, а только с точки зрения пользы[3].
7.2. Создание социального предприятия. Бизнес-план.
Социальное предприятие, как и любое другое, нуждается в бизнес-планировании для того чтобы:
- найти решения по различным вариантам управления;
- создать стоимостное предложение для потребителя, план маркетинга, юридическое обоснование, схему управления и установить прозрачную и согласованную стратегию;
- определить экономическую модель и т.п.
Дополнительная задача социального предпринимателя: убедиться, что структура его предприятия является средством для достижения более сложной цели: удовлетворение социальной потребности, которую не удалось полностью охватить ни государственному управлению, ни рынку.
Формирование бизнес-плана возможно на разных стадиях проекта: в момент создания предприятия; для освоения нового вида деятельности; для привлечения фондовых и грантовых средств; в целях оптимизации плана развития и лр.
Первый этап работы над бизнес-планом должен включать анализ социлаьной потребности. Для этого необходимо ответить на 5 вопросов:
1 / В чем проблема?
2 / Почему это проблема?
3 / Что вызывает эту проблему?
4 / Какова распространенность этой проблемы?
5 / Как это срочно найти решение этой проблемы?
Ответ на эти вопросы хорошо подтверждать статистическими данными, результатами проводимых исследований.
Далее создается устав предприятия, который является основой социального проекта и включает в себя четыре части: видение, миссия, цели, принципы действия.
Видение является идеальным и касается всего общества. Оно описывает, каким будет мир, если социальная потребность, определенная предпринимателем, перестанет существовать. Оно должна быть привлекательным и мотивирующим для инвесторов и потенциальных партнеров. Он также будет ориентиром для действий, осью, вокруг которой предприниматель соберет своих сотрудников, потенциальных волонтеров и все заинтересованные стороны.
Хорошее видение должно иметь две характеристики:
1. Находиться во взаимосвязи с идентифицированной социальной потребностью, то есть, давать достижимую социальную цель или ответ на социальный вызов;
2. Быть амбициозным, но доступным, одновременно стимулирующим и вдохновляющим, но казаться при этом достижимым.
Миссия ясно и точно описывает смысл существования социальной организации или определяет, какой конкретный вид деятельности позволяет предприятию решить определенную социальную проблему.
Хорошая миссия должна иметь четыре характеристики:
1. Описывать реальность, то есть соответствовать ситуации, контексту. С изменением ситуации миссия должна быть пересмотрена.
2. Отражение ценностей и приоритетов бизнеса.
3. Соответствуя контексту, быть как бы вне времени, чтобы оставаться в силе в течение неопределенного времени, несмотря на возможные изменения.
4. Быть понятной для всех и хорошо продуманной.
Миссия социальной организации является, следовательно, причиной ее существования, и она должна быть разбиты на оперативные цели. Цели являются основными действиями компании, которые могут быть измерены.
Наконец, принципы действия есть ключевые ценности компании. Это этическая или моральная база, которая позволяет направлять ваши действия.
При составлении бизнес-плана нужно структурировать представления, чтобы быть убедительным, выражаться предельно ясно и обобщенно (поскольку публика, которой вы пишете, не знает вашего сектора), быть объективным и профессиональным (для этого снабдить план цифрами и аналитикой).
Основные частибизнес-плана:
- анализ потребности и Устав;
- анализ возможностей, изучение рынка и экономическая модель;
- схема управления предприятием, включающая выбор организационно-правовой формы, план действий и финансовый прогноз;
- социальное воздействие. Главная часть для любого проекта социального предпринимательства: измерение социального воздействия. В самом деле, для того, чтобы обосновать социальную значимость проекта и правильный выбор удовлетворения выбранной потребности, важно четко объяснить стратегию измерений и мониторинга, которая будет осуществляться.
Таким образом, основной замысел бизнес-плана – помочь руководителям проектов задавать правильные вопросы и получать отзыв на свои проекты, при условии, что является гибким и не носит предписывающий характер.
5 ключевых объектов, которые находятся в центре процесса создания бизнес-плана:
- клиенты и бенефициары (выгодоприобретатели);
- анализ возможностей и исследования рынка;
- стоимостное предложение (определение потребительской ценности);
- каналы распределения и взаимоотношения с клиентами;
- основные партнеры и источники доходов.
В классической бизнес-модели существуют только клиенты компании.
Для социального предприятия мы должны различать клиентов и бенефициаров(выгодоприобретателей). Есть 3 возможных варианта:
1. Клиенты – это бенефициары. Компания продает товар или услугу непосредственно его выгодоприобретателям в целях удовлетворения социальной потребности.
2. Есть клиенты и есть бенефициары В этом случае клиенты и бенефициары различны: например, в компании, нацеленной на социальную интеграцию служащих (например, беженцев или аборигенов), выгодоприобретатель – это нанятый в целях интеграции сотрудник, а клиент – это тот, кто покупает продукцию, которая производится компанией.
3. Есть клиенты и бенефициары, которые также являются клиентами. Бенефициар платит за услуги или продукт, но по специальному тарифу. Параллельно, компания нацелена на других клиентов для того, чтобы сбалансировать свою бизнес-модель.
Чтобы определить свою аудиторию выгодоприобретателей, нужно провести анализ возможностей.
Анализ возможностей имеет две основные цели:
- определить бенефициаров (кому вы помогаете, кому служите?);
- позиционировать предложение (что другие делают по той же проблеме, как они действуют и кто они?).
Есть две широкие категории бенефициаров:
- прямые, к которым напрямую обращается социальный предприниматель);
- косвенные, которые получают благо от действий социального предпринимателя не напрямую (например, семейства прямых бенефициаров). Кроме того, в эту категорию входят субъекты, которые несут финансовые последствия определенной в социальном бизнесе проблемы (часто это органы власти разных уровней);
При анализе возможностей необходимо определиться с целевой аудиторией. В социальном предпринимательстве этот термин относится к людям, которые финансируют проект (в качестве потребителей, инвесторов или частных спонсоров) . В списке косвенных бенефициаров, несомненно, будет располагаться часть будущих клиентов, которые предпочтут финансировать проект, который, в конечном счете, решит проблему, а не продолжать платить за последствия.
Здесь же необходимо проанализировать ваши потенциальных конкурентов, которые также могут быть двух типов:
- прямые, которые предлагают аналогичное бизнес-решение;
- косвенные, которые предлагают совершенно иной вид решения, но данное решение в той или иной степени решает выбранную социальную проблему.
В процессе изучения рынканеобходимо оценить предложение для предлагаемого продукта или услуги. В случае некоммерческих проектов оцениваются возможные источники финансирования социального проекта.
Изучение рынка рекомендуется проводить в три этапа:
1. Определить потребности целевой аудитории (установить и сегментировать нужды целевой аудитории, которые побудят ее приобретать или финансировать социальный проект).
2. Провести анализ конкуренции, чтобы убедиться в оригинальности и необходимости собственного проекта по отношению к уже существующим.
3. Оценить в конкретных цифрах уровень спроса, на который претендует социальный проект со стороны клиентов или финансовых партнеров (учесть, что существование потребности может не означать наличие спроса на ее удовлетворение).
На этапе разработки стоимостного предложения нужно проанализировать цену (и ценность) вашего продукта для клиентов и бенефициаров. Обычно используются следующие методы определения цены:
- через издержки производства;
- через уровень цен конкурентов (здесь нужно учесть и издержки);
- через воспринимаемую ценность для клиента (определяется как интерес клиента к вашему предложению (воспринимаемая выгода) минус его оценка усилий, предпринимаемых для получения вашего предложения (воспринимаемая цена)).
Для некоммерческих предприятий нужно определить, какие суммы предлагают различные спонсоры, которые должны покрывать издержки, а также учитывать конкурентные цены и ценность для потребителя. Необходимо ответить на вопросы: сколько данный фонд в среднем предлагает для других поддерживаемых проектов? зачем данному инвестору вас финансировать?
После изучения рынка определяются каналы распределенияпродукта (услуги) (широта распространения продукта (услуги), его стоимость, доступность клиентов) и особенности взаимодействия с клиентами и бенефициарами (является ли услуга массовой или персональной? есть ли послепродажное обслуживание? и т.п.).
Термина «клиент» определяется в широком смысле как:
- целевая аудитория: те, кто на самом деле платит за ваш продукт или услугу;
- бенефициары: тех, кому ваш продукт или услуга предназначены, они не обязательно платят за доступ к продукту (услуге);
- консультанты, которые могут помочь социальному проекту, чтобы сделать его известным.
Ключевые виды деятельности, ресурсы и партнеры определяются на конечном этапе. Нужно определить все виды деятельности, которыми занимаются сотрудники и / или волонтеры, позволяющие предлагать ваш продукт или услугу от проектирования до распределения. Важные вопросы: кто ваши поставщики? каковы маршруты поставок? где и кем производство будет осуществляться? кто будет обеспечивать упаковку, если она необходима? как обеспечить доставку продукта? какова цепочка прямых поставок и поставок через партнеров или субподрядчиков?
Основные ресурсы охватывают ресурсы: интеллектуальные (патенты, товарные знаки, ноу-хау); физические (здания, машины ...), человеческие (ключевые компетенции), финансовые.
Дайте характеристику партнерам: кто они? какие виды деятельности ими поддерживаются? какие ресурсы они предоставят в ваше распоряжение?
Чтобы найти наиболее подходящую экономическую модель для компании, необходимо решить вопрос о стоимости производства вашего продукта или услуги с учетом соотношения постоянных и переменных затрат, а также с точки зрения доходов и издержек.
Источниками финансирования социальных проектов могут стать:
1) государственные финансы (фонды);
2) банки (государственные и коммерческие);
3) частные лица.
Проблема также состоит в выборе юридического статуса социального предприятия и модели его управления. Здесь необходимо ответить на вопросы: нужна ли вам государственная поддержка, гранты или иные субвенции? необходимы ли для запуска проекта инвестиции, обращения к соответствующим фондам? будет ли предприятие коммерческим или некоммерческим?
В соответствии со ст. 50 части 1 Гражданского кодекса РФ организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности называются коммерческими, а не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками – некоммерческими.
Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации социального характера могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций, общественных движений; ассоциаций (союзов), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; автономных некоммерческих организаций. Они также могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (то есть, не менее 10 тысяч рублей в соответствии с действующим законодательством).
Иногда предприятия выбирают смешанный статус, дифференцируя бизнес и социальные проекты.
Управление социальным предприятием зависит от его юридического статуса. Кроме того, необходимо решить комплексные задачи о том, на каком уровне будет происходить принятие решений, кто будет консультировать социальное предприятие, какие заинтересованные стороны будут его контролировать.
Социальные предприятия, помимо обычных стейкхолдеров, может иметь специфических, например:
- волонтеры (в добавление к наемному персоналу);
- спонсоры,
- общественные деятели и фонды;
- бенефициары.
Социальные предприятия также оформляют необходимые финансовые документы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Для определения степени социального влияния необходимо ответить на 3 вопроса:
- что случилось бы несмотря ни на что (не является результатом работы социального предприятия)?
- какие заслуги можно приписать именно социальному предприятию?
- какими способами и методами можно измерить социальную значимость данного проекта?
Обозначим более точно объекты, которых может касаться социальное воздействие организации. Их 5: индивид, общество, политика, экономика и окружающая среда:
· на индивидуальном уровне мы можем воздействовать на условия жизни, здоровья и автономии человека, свободу выбора образа жизни;
· на уровне общества воздействие касается социальных связей, справедливости в распределении ресурсов и равных возможностей;
· в области политики действие социального проекта может распространяться на развитие навыков критического мышления, необходимых в демократическом обществе или привести к политическим решениям (например, к созданию специальных государственных органов);
· в области экономики социальное предприятие может помочь сохранить расходы для общества, увеличить занятость особых категорий населения (например, лиц с ограниченными возможностями), развивать человеческий капитал региона;
· влияние организации на окружающую среду может быть прямым, если ее деятельность направлена на охрану окружающей среды, или косвенным: через пропаганду охраны окружающей среды и экономию ресурсов.
Обратите внимание, что социальное воздействие может осуществляться в различных временных рамках (иметь короткий, средний или длительный срок), и что последствия воздействия могут быть и положительными, и отрицательными (даже если она априори редкость!).
Это определения социального воздействия необходимо ответить на 4 вопроса:
1. Почему? Для кого?
2. Что является объектом влияния?
3. Когда будет (было) осуществлено воздействие (анализ может быть проективным (при запуске проекта) и ретроспективным в случае реализации пилотажа)?
4. Каковы средства и ресурсы воздействия?
К анализу социального воздействия предъявляются требования актуальности, целесообразности и прозрачности.
Кроме того, нужно определить социальный эффект воздействия на заинтересованные стороны и выбрать индикаторы социальных изменений. Для выбора индикаторов используются требования, такие как: актуальность, доступность, приемлемость, надежность, сопоставимость.
После выбора индикаторов можно приступить к измерению социального воздействия. Измерить социальное воздействие можно при помощи следующих методов:
- затраты-результаты;
- эксперимент с рандомизацией;
- подход «по показателям»;
- социологические методы;
- SROI (Social Return On Investment) - рассчитывается путем деления стоимостной оценки изменений, порождаемых социальным проектом, на стоимость затраченных на него денежных средств.
Тема 8. Практики по интеграции социальной ответственности в организации
Анализ отношения характеристик организации к социальной ответственности. Значимые социальные проблемы и организация. Оценка сферы влияния организации. Установление социальных приоритетов. Внедрение социальной ответственности в управление, системы и процедуры организации. Программа управления ответственностью. Обмен информацией о социальной ответственности. Мониторинг в области социальной ответственности. Проблемы КСО в России.