Исследование пассажиропотока на заданном маршруте
Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, суткам, дням недели, сезонам года).
Пассажиропоток характеризуется:
- мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении;
- объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год).
Распределение пассажиропотоков на маршруте (по часам суток и участкам маршрута) представлены в Таблице 1 и Таблице 2.
Таблица 1
Часы суток | Количество пассажиров | Часы суток | Количество пассажиров | ||
Прямое направление | Обратное направление | Прямое направление | Обратное направление | ||
6-7 | 16-17 | ||||
7-8 | 17-18 | ||||
8-9 | 18-19 | ||||
9-10 | 19-20 | ||||
10-11 | 20-21 | ||||
11-12 | 21-22 | ||||
12-13 | 22-23 | ||||
13-14 | 23-24 | - | - |
14-15 | 24-1 | - | - | ||
15-16 | - | - | - |
Таблица 2
Участки маршрута | Расстояние, км | Количество пассажиров | |
Прямое направление | Обратное направление | ||
Ул. Бархатовой | - | - | |
Дк Химик | 3,5 | ||
Пл. им. Лицкевича | 5,6 | ||
Старозагородная роща | 7,8 | ||
М-н Яблонька | 12,3 | ||
ПО Большевичка | 15,2 | ||
ПО им. Баранова | 17,9 | - |
Расчетно-технологический раздел
Характеристика пассажиропотока
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.
Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов.
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования. Задача обследования: получение достоверных данных о мощности, распределении и колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах.
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.
Методы обследования классифицируются по ряду признаков:
- По длительности охватываемого периода:
- систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.);
- разовые (кратковременные);
- По ширине охвата:
- сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года;
- выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал;
- По виду:
- анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет);
- отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;
- талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов);
- табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц);
- глазомерный метод (проводится путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.
- силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов);
- опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.
Пассажиропотоки по часам суток и участкам маршрута (прямое и обратное направление) представлены в Таблице 3, Таблице 4, Таблице 5.
Таблица 3
Часы суток | Перевезено пассажиров | ||
Прямое направление | Обратное направление | В обоих направлениях | |
6-7 | |||
7-8 | |||
8-9 | |||
9-10 | |||
10-11 | |||
11-12 | |||
12-13 | |||
13-14 | |||
14-15 | |||
15-16 | |||
16-17 | |||
17-18 | |||
18-19 | |||
19-20 | |||
20-21 | |||
21-22 | |||
22-23 | |||
23-24 | - | - | - |
24-1 | - | - | - |
Итого |
Таблица 4
Прямое направление
Участки маршрута | Расстояние по перегонам, км | Наполнение, пасс. | Пассажирооборот, пасс.-км |
Ул. Бархатовой | - | - | - |
Дк Химик | 3,5 | ||
Пл. им. Лицкевича | 2,1 | ||
Старозагородная роща | 2,2 | ||
М-н Яблонька | 4,5 | ||
ПО Большевичка | 2,9 | ||
ПО им. Баранова | 2,7 | ||
Итого | - | - |
Таблица 5
Обратное направление
Участки маршрута | Расстояние по перегонам, км | Наполнение, пасс. | Пассажирооборот, пасс.-км |
Ул. Бархатовой | - | ||
Дк Химик | 3,5 | ||
Пл. им. Лицкевича | 2,1 | ||
Старозагородная роща | 2,2 | ||
М-н Яблонька | 4,5 | ||
ПО Большевичка | 2,9 | ||
ПО им. Баранова | 2,7 | - | - |
Итого | - | - |
пасс.-км