Методические рекомендации. Для планирования перевозок и анализа итогов деятельности автотранспортных
Для планирования перевозок и анализа итогов деятельности автотранспортных организаций и их служб установлена система технико-эксплуатационных показателей. Технико-эксплуатационные показатели подразделяются на количественные и качественные.
К количественным показателям относятся:
Объем перевозок– количество пассажиров, которое перевезено либо подлежит перевозке за определенное время, пасс. Обозначается Q, измеряется пасс.
Пассажирооборот - транспортная работа, выполненная либо подлежащая выполнению за определенное время. Обозначается Р, измеряется пасс*км.
К качественным относят следующие показатели:
Парк транспортных средств
Все транспортные средства, имеющиеся в АТП и числящиеся по списку называются списочным (инвентарным) парком. Обозначаются Аи и определяются по формуле:
Аи=Аг.э+Ар ,
Аг.э=Аэ+Апр ,
Аи= Аэ+Апр+ Ар ,
Для учета работы парка за определенное число дней служит показатель автобу-со-дни:
АДи=А Дг.э+АДр ,
АДг.э=АДэ+АДпр ,
АДи=АДэ+АДпр+АДр ,
где Аг.э и АДг.э – автобусы и автобусо-дни, готовые к эксплуатации;
Ар и АДр – автобусы и автобусо-дни, находящиеся в ремонте;
Аэ и АДэ – автобусы и автобусо-дни, находящиеся в эксплуатации (на линии); Апр и АДпр – автобусы и автобусо-дни, простаивающие по организационным
причинам.
Коэффициенты технической готовности и выпуска транспортных средств, методика их расчета.
Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности пассажирских автомобильных транспортных средств к выполнению перевозок и определяется:
- для парка за 1 день:
- для парка за определенное число дней
- для одного автобуса за n-ое число дней
Степень выпуска транспортных средств на линию характеризует коэффициент выпуска, который определяется:
- для парка за 1 день:
- для парка за определенное число дней
- для одного автобуса за n-ое число дней
Средняя дальность поездки пассажира
, км
где Q – объем перевозок или количество пассажиров, которое перевезено или подлежит перевозке, пасс;
P – транспортная работа (пассажирооборот), выполненная или подлежащая выполнению, пасс∙км.
Коэффициент сменности
Коэффициент сменности показывает число пассажиров, сменившихся на одном пассажирском месте в течение рейса (оборота) или часа.
где Lм - протяженность маршрута (расстояние от одного конечного остановочного пункта до другого), км.
Общий пробег автобуса
Общий пробег автобуса - это расстояние, пройденное автобусом за определенное время.
Lобщ = Lпасс + Lнул , км
где Lпасс - пробег с пассажирами, км;
Lнул - нулевой пробег, км.
Lпасс =l м ∙ zр, км
где zр - число рейсов.
Коэффициент использования пробега
Степень исполнения пробега характеризует коэффициент использования пробега, который определяется по формуле:
Время рейса, оборота
Рейс - это одна ездка пассажирского автомобильного транспортного средства, от начального до конечного пункта маршрута в прямом или обратном направлении.
где tдв - время движения за рейс, мин;
∑tоп - суммарное время простоя на промежуточном остановочном пункте,мин;
tок - время простоя на конечном остановочном пункте, мин;
Vт - средняя техническая скорость, км/ч; n-число промежуточных остановочных пунктов.
Оборот - законченный цикл транспортного процесса с возвращением автобусов в исходную точку, т.е. первоначальный пункт, откуда началось движение
tоб =2∙ tр ,ч
Время в наряде
Временем в наряде называется промежуток времени с момента выезда автобуса из автотранспортной организации до момента возвращения в автотранспортную организацию за вычетом времени обеда (от 20 мин до 2ч).
Tн = Твозвр – Твыезд – Тобед, ч
Тн = Тм + Тнул, ч
Тм = tр ∙ zр, ч
Скорости движения автобусов
Различают максимальную, допустимую, техническую, скорость сообщения и эксплуатационную скорости.
Максимальная скорость – это скорость, которая может быть достигнута за счет конструкции автобуса на благоустроенном участке дороги.
Допустимая скорость – это скорость, допускаемая ПДД по городам и населенным пунктам республики.
Средняя техническая скорость – средняя скорость за время движения автобуса на маршруте.
,км/ч
Средняя скорость сообщения – это условная средняя скорость, с которой пассажир транспортного средства будет доставлен от места посадки до места высадки.
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость - это средняя скорость за время рейса или оборота автобуса.
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость за день определяется по формуле:
, км/ч
Вместимость и ее использование
Вместимостью автобуса называется способность перевозить одновременно определенное число пассажиров с удобствами, предусмотренными конструкцией автобуса. Число мест в автобусе, установленное технической характеристикой, называется номинальной вместимостью.
Вместимость автобусов городского и пригородного типа определяется суммой числа мест для сидения и стоящих пассажиров с расчетом, что на одного стоящего пассажира приходится площадь 0,2 м2, в час «пик» - 0,125 м2 (на 1м2 – 5 человек):
qн=qсид +qст∙F,пасс.
где qсид – количество пассажиров, проезжающих сидя, пасс;
qст – количество пассажиров, проезжающих стоя, пасс;
F – площадь пола автобуса, свободная от сидений, м2.
Степень использования пассажировместимости характеризует статистический коэффициент - отношение фактически перевезенных пассажиров к возможному количеству, т.е. к тому количеству, которое мог бы перевезти автобус при полном использовании его пассажировместимости с учетом сменности пассажиров.
Динамический коэффициент использования пассажировместимости определяется отношением выполненной транспортной работы к возможной, т.е. той, которая могла быть выполнена при полном использовании пассажировместимости автобусов с учетом коэффициента сменности.
Производительность автобуса
Производительность автобуса за рейс в пасс и пасс∙км
, пасс.
Производительность автобуса за час в пасс и пасс∙км
Производительность за день в пасс и пасс∙км
Производительность парка за определенное число дней
Практическое занятие № 1 Расчет технико-эксплуатационных показателей использования транспортных средств на различных видах пассажирских перевозок.
Тема 1.3. Линейные сооружения на маршрутах
Линейные сооружения на маршрутах, их назначение, состав и классификация. Информационное обеспечение остановочных пунктов и пассажирских терминалов. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям.
Литература: [5], стр.153-157; [8], стр. 137-145, 149-151, 172-176
Тема 1.4. Требования к пассажирским транспортным средствам
Эксплуатационные требования к пассажирским транспортным средствам. Требования к внешнему и внутреннему оформлению транспортных средств.
Литература: [5], стр.45-49; [8], стр. 115-127
Тема 1.5. Обеспечение безопасности выполнения перевозок пассажиров. Охрана окружающей среды
Организация работы по обеспечению безопасности выполнения перевозок пассажиров.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Литература: [11], с.25-29
Тема 1.6. Маршрутная система пассажирского транспорта
Транспортная сеть и ее показатели. Определение термина «маршрут». Классификация маршрутов. Порядок открытия регулярных маршрутов. Паспорт маршрута.
Литература: [5], стр.66-75; [8], стр. 153-172.
Тема 1.7. Пассажиропотоки и методы их изучения
Транспортная подвижность населения и факторы на нее влияющие. Пассажиропотоки и методы их изучения: анкетный, глазомерный, талонный, опросный, счетно-табличный, отчетно-статистический, автоматизированный.
Литература: [5], с.75-90; [8], с.84-93.