Честность, правдивость
Характеристика класса
1. Формирование детского коллектива:
а) состав класса, количество мальчиков и девочек, возраст, количество учащихся из полных и неполных семей;
б) начало вхождения ученика в коллектив,
в) место проживания учащихся;
г) пути вхождения в коллектив новых учащихся.
2. Анализ психофизического здоровья учащихся:
а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);
б) фамилии учащихся, здоровее которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;
в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;
г) соотношение здоровья и учебных результатов.
3. Характеристика интересов учащихся:
а) сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся;
б) отношение учащихся к учебным предметам.
4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся:
а) желание работать с книгой и читать её;
б) уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности;
в) степень вовлечённости ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учётом их интересов (кружки, секции, спец. курсы и т. д.).
5. Характеристика сформированности классного коллектива:
а) определение в детском коллективе лидеров и изолированных учащихся, причины их разделения, кто является лидерами в классе, их краткая характеристика,
б) определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам), какие отношения складываются между микрогруппами.
в) каков характер взаимоотношения с другими классами.
6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива:
а) открытость, закрытость, тревожность учащихся;
б) наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;
в) степень конфликтности учащихся, её причины;
г) наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
7. Характеристика семей учащихся:
а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;
б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;
в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;
г) ценностные ориентации семей учащихся.
8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива:
а) анализ педагогической диагностики класса, проведённой классным руководителем;
б) положительные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.
9. Структура классного коллектива:
а) актив класса;
б) поручения учащихся класса;
в) микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел);
г) каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса;
д) сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится.
Карта психологической характеристики личностного развития школьника.
Раздел 1. Общие сведения о ребёнке
1. Анкетные данные:
а) фамилия, имя, отчество,
б) дата рождения,
в) школа, класс.
2. Сведения о состоянии здоровья:
а) часто ли болеет,
б) хронические заболевания ( какие),
в) особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется, утомляется после длительной нагрузки, неутомим,
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешенны; преобладает торможение.
3. Успеваемость:
а) отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.
4. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней:
а) полная или неполная;
б) отношения родителей между собой (уважительные, напряжённые, конфликтные);
в) взаимоотношения родителей с ребёнком ( доверительно – уважительные, авторитарные, конфликтные).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка
1. Направленность интересов:
а) на учебную деятельность;
б) на трудовую деятельность;
в) на художественно – эстетическую деятельность;
г) на достижения в спорте;
д) на отношения между людьми.
Отношение к делу:
Общественная активность
а) активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;
б) принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени;
в) не проявляет активности в общественных делах;
г) отказывается участвовать в общественных делах.
Трудолюбие
а) любую работу ученик всегда охотно выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо;
б) как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо; случаи противоположного характера редки;
в) редко охотно берётся за работу;
г) чаще всего старается уклониться от ююбой работы;
д) всегда уклоняется от любого дела.
Ответственность
а) всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
б) в большинстве случаев хорошо и в сок выполняет порученную ему работу;
в) часто не выполняет в срок (или плохо) порученное ему дело;
г) очень редко выполняет порученное дело;
д) никогда не доводит до конца порученные ему дела.
Инициативность
а) выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
б) довольно часто выступает зачинателем нового дела;
в) редко сам начинает новое дело;
г) почти никогда сам не начинает новое дело;
д) никогда не выступает зачинателем какого – либо дела.
Организованность
а) всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;
б) в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
в) умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап не надо отчитываться;
г) чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;
д) не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Любознательность
а) постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры;
б) в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;
в) редко стремится узнать что-то новое; как правило , интересуется одной ограниченной областью знаний;
г) как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
д) равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
Аккуратность
а) всегда содержит свои вещ в идеальном порядке; всегда одет опрятно, подтянет – за партой, у доски; бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;
б) содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи; помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности;
в) не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя; иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество, даже портит;
г) часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит;
д) совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем прядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям
Коллективизм
а) всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;
б) склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;
в) нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это е затрагивает его лично;
г) как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает;
д) считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества
Честность, правдивость
а) всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам; говорит правду и тогда, когда это ему невыгодно;
б) почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
в) часто говорит неправду, если ему это выгодно;
г) почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
д) склонен всегда говорить неправду.
Справедливость
а) активно борется с тем, что считает несправедливым;
б) не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
в) редко выступает против того, что считает несправедливым;
г) не добивается справедливости;
д) совершенно равнодушен к проявлениям справедливости.
Бескорыстие
а) в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды;
б) почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;
в) редко руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не своей выгоды;
г) в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
д) в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды;
Общительность
а) всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать в коллективе;
б) как правило, с удовольствием общается с людьми;
в) стремится общаться с ограниченным кругом людей;
г) предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
д) замкнут, необщителен.
Чувство товарищества
а) всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;
б) как правило, помогает товарищам;
в) помогает товарищам, когда его просят;
г) очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи;
д) никогда не помогает товарищам в трудной работе и в затруднительных ситуациях.
Отзывчивость
а) всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;
б)искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными заботами;
в) поглощён собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;
г) почти не умеет сочувствовать другим;
д) совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживаться у него.