Основы обучения в высшей профессиональной школе
Глава 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Основы обучения в высшей профессиональной школе
Образование с процессуальной точки зрения есть деятельность растущего человека в специально организованной среде, взывающей его к мотивированной познавательной активности, насыщая новым, все более трудным, посильным учебным материалом. Эта система трудностей предполагает сообщение студентам ориентировочной основы действий (ООД) по их преодолению и упражнения в переносе способов выполнения действия в нетиповые ситуации. Образовательная среда — постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека — студента, включающая в себя все большее богатство его опосредованных культурой связей с окружающим миром. Образовательная среда учит извлекать знания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, вооружает азбукой логического мышления, осознанного восприятия вещей и слов, учит постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях.
Это аспекты общеизвестного психолого-педагогического характера. Они, бесспорно, справедливы и для высшего профессионального образования, содержание которого базируется на концепции системно-деятельностного подхода. Термин "системно-деятельностный подход" объединяет два значения: "системный подход " и "деятельностный подход". "Системный подход" — термин собирательный. Им обозначают методологические направления, вышедшие из разных конкретных наук и объединенные единой тенденцией изучения своих объектов как систем. В основе этого подхода лежит отказ от односторонних аналитических, линейно-причинных методов исследования, а основной акцент делается на целостность интегрированных качеств объекта, их происхождение, поэтому внимание сосредотачивается на выявлении связей и взаимоотношений как в самом объекте, так и с окружающей средой. Соответственно ближайшие определения к термину "система" — "структура" и "среда". Если термином "система" высвечивается целостность объекта, то термином "структура" — его внутренняя дискретность, собранность из частей, которые находятся во взаимосвязях и взаимоотношениях, благодаря чему они и образуют целостность. Термин "структура" раскрывается через термины "элемент", "связи" и "отношения".
Руководствуясь термином "деятельностный подход", содержание учебных предметов и учебных практик следует проектировать с опорой на всесторонний учет будущей социально-производственной (профессиональной) деятельности выпускника учебного заведения.
С позиций педагогической психологии деятельностный подход к учебному процессу заключается в выявлении специфических особенностей процесса приобретения индивидуумом культуры, накопленной человечеством, передачи индивидууму общеисторического опыта, выработанного социальной практикой: знаний, навыков, способностей, видов и способов деятельности, а также в психологическом развитии индивидов. Этот процесс (обучение) происходит в форме содружества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий в процессе общения с использованием дидактических средств организует познавательную деятельность обучающегося адекватно целям обучения. Совместная деятельность может иметь разные формы: от непосредственных контактов с отдельным человеком до "общения с человечеством" — его опытом, средствами труда, научными достижениями, произведениями искусства и т.п. Тот, кто обучается, в процессе познавательной деятельности усваивает (интериоризирует) знания, умения, интеллектуальные навыки и, таким образом, накапливает определенный опыт социально-психологической компетентности.
Итак, рассматривая содержание обучения как элемент педагогической системы, отметим, что отбор образовательного материала следует выполнять по критерию полноты и системности видов деятельности, нужных для развития интеллектуальных способностей личности и привития квалификационных умений, необходимых для выполнения главных видов деятельности на различном уровне ее сложности.
Очень важно при проектировании содержания любой учебной дисциплины позаботиться о том, чтобы каждая из дисциплин, изучаемая студентами, вносила фундаментальный вклад в их общее профессиональное образование, чтобы соблюдался принцип: учить нужно не предмету, а специальности. Стратегическая суть этого положения сводится к целенаправленной ориентации всех дисциплин для целостного изучения явлений и процессов, формируемых личностные и профессиональные качества специалиста. К важнейшим интегральным задачам любой дисциплины относятся: обеспечение реального вклада каждой дисциплины в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку студента и выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование и развитие потребностей и умений использования научного содержания каждой дисциплины, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интегрального мышления, интеллекта на основе целостного подхода к обучению.
Содержание образования в высшей школе, кроме профессионально-ориентированных знаний, должно обеспечивать (тренировать) здравый смысл — житейскую, практическую мудрость; способность предвидеть последствия поступков, отличать в области поведения существенное от случайного или неважного; выбирать из возможных то решение, которое принесет наибольшую реальную пользу. Образование есть наука и искусство вооружить людей разного возраста знанием трудностей и проблем, с которыми им неизбежно или с высокой степенью вероятности придется столкнуться в жизни, и дать им средства преодоления этих трудностей и решения данных проблем. Высшего уровня профессионального образования - творческого мастерства - невозможно достичь без общего гуманитарного образования и без инновационных подходов к решению любых проблем (социально-экономических производственно-технологических, экономических и др.) Ориентация на эти стратегические направления принята, но консерватизм свойственный высшей школе, еще стоит на пути продвижения вперед.
Реализация этих подходов требует разработки новой образовательной парадигмы, направленной прежде всего на развитие духовности и творческой сущности человека. При этом главной задачей образовательной практики становится не только обучение законам природы и общества, но и помощь в деятельном овладении гуманистической методологией творческого преобразования мира и гармонизации отношений в системе "человек-природа-общество". Ключевые принципы этой новой образовательной парадигмы, освещенные в работе [92], иллюстрируются рис. 2.1. Рассматривая рис. 2.1, обращаем внимание на то, что главная цель инновационного образования — сохранение и развитие творческого потенциала человека. Однако сегодня недостаточно творчества и проектирования. Образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого в первую очередь необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию.
Сегодня думающий человек обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия. А для этого он должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения задач, а также понимать, что никто не может претендовать на истину в последней инстанции, и ни одна теория не может считаться универсальной и вечной.
Итак, главный принцип инновационного образования заключается в том, что оно направлено на формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и ответственности за свои действия.
Рис. 2.1. Место инновационного образования в развивающемся обществе
Четвертый принцип — развитие междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий — предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволила бы науке избежать справедливого упрека, сделанного ей академиком К.В. Фроловым: "В современном узко специализированном и раздробленном виде наука не только не может определять научно-технический прогресс, она не способна на него даже влиять".
И, наконец, еще один, но далеко не последний принцип — принцип полихроматичности мышления, или "бинокулярности интеллектуальной деятельности". Целевое назначение этого принципа подобно назначению бинокулярного зрения.
Содержательная сторона образования (см. рис. 1.1) неотрывна от технологии его передачи и усвоения обучающимися, т.е. методов (способов) обучения. Важнейшей задачей дидактического процесса является перенос приобретаемых способов и видов деятельности (нравственной, умственной, социальной, материальной, практической) во все новые ситуации, предполагающие согласование, переплетение, новые качества и сочетания деятельности. Этот важнейший момент дидактического процесса отражает знание о способах переноса учебной информации и профессиональных умений с учетом закономерностей усвоения интеллектуальных знаний и практических навыков студентами.
Генеральный подход к организации образования — постепенно убывающая помощь студентам в овладении способами самостоятельного действия.
Большое значение имеет метод проектов, предполагающий разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности решения комплексных задач, общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого.
Эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении их с целями и средствами достижения: вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в будущем, но и в сегодняшней действительности.
Результаты достижения целей называются образовательностью, уровни которой характеризуют и индивида, и общество и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения. Отслеживая результаты образования, мы приобретаем необходимую для его совершенствования "обратную связь". Сопоставление целей с результатами образования способствует ответу на вопросы: необходимы ли, достаточны ли существующие формы, методы и содержание образования с точки зрения затраченных усилий?
Критерии образованности — ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления; умение видеть необходимость и находить ее причины; осознание связей между предметами и явлениями; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа наличных тенденций; количество и качество продуктов труда и, разумеется, социализированность.
Контрольные вопросы
1. Прокомментируйте процессуальный аспект образования.
2. Что является движущей силой образования?
3. Чем отличается общее образование от профессионального?
4. В чем суть термина "системно-деятельностный подход" и как это учитывается при проектировании содержания общепрофессиональных дисциплин?
5. Прокомментируйте структурную схему, приведенную на рис. 2.1. Какие
связи, взаимозависимости ее элементов вам удалось выявить?
6. Одной ли профессиональной направленностью завершается содержание
образования?
7. Что означают "эволюционное развитие образования" и "инновационная
способность" общества в аспекте образования?
2.2. Генезис и определение категории "педагогическая
технология"
Эффективность дидактического процесса, как уже говорилось, в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Ориентация на технологический подход в применении арсенала педагогики предполагает определенную технологичность как самих форм и методов обучения, с точки зрения их структуры, конструирования и практического применения, так и к изначальному этапу проектирования учебного процесса — постановке педагогической задачи. Сказанное рассмотрим с помощью рис. 1.1 и 2.2. Из рис. 1.1 можно определить функцию преподавателя как систему последовательных (технологических) операций по организации, слежению, контролю и коррекции деятельности студентов. Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности студентов и есть дидактический процесс.
Очевидно, что методически обеспечивается цель, содержание, сам процесс обучения. Значит, существуют соответствующие методические требования: целевые, содержательные, процессуальные. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавателей базируется на аксиоматических подходах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методах и средствах обучения (при помощи чего?), с учетом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса — его технологии.
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особого внимания заслуживают коррекция учебного процесса и диагностика качества.
Слово "технология" произошло от греческих "techne" — мастерство, искусство и "logos" — понятие, учение. В широкоаспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Базируясь на имеющихся в педагогической науке понятиях системного подхода к обучению, педагогическими технологиями уместно считать инструментарий достижения целей.
Рис.2.2. Структурная схема учебного процесса и его результатов
Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы позволил сделать вывод, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, охватывает все аспекты, элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности.
В практике высшей профессиональной школы можно встретить немало преподавателей либо недостаточно ориентирующихся в современной педагогике, либо смутно представляющих о ее существовании, работающих по интуиции, по выработанным ими методам. Фрагментарное применение различных способов и средств обучения без учета взаимообусловленности и взаимозависимости всех элементов педагогической системы только усугубляет противоречия между целями профессионального обучения, обусловленными ГОС и социальным заказом, и результатами качества подготовленности выпускников.
Внедрение педагогических технологий в практику образовательной системы требуется для упорядочения труда преподавателя, для постановки четких целей и определения путей их достижения, т.е. для управления процессом обучения. Применение педагогических технологий освободит педагога от произвольности в построении и реализации педагогического процесса и даст возможность нацелено двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого элемента и этапа обучения.
Таким образом, педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.
Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства, процесса, сложного, неожиданного для преподавательского состава. Процесс стандартизации начался без должной методологической подготовки, без осознания роли и функций педагогической технологии при переходе учебных заведений к работе в условиях образовательного стандарта. Это привело к ситуации, когда педагог оказался неподготовленным в данной области педагогических знаний, в большинстве своем не видит различия между методикой и технологией: если методика, в основе своей — это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов таких как:
1. Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
2. Содержательная техника реализации учебного процесса.
3. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения.
4. Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и
коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.
5. Методологическая основа методики, поскольку методика, как данность, находит в технологии свое обоснование и процесс построения.
6. Процессуальный, динамичный характер процесса обучения
в отличие от методики, дающей вполне определенные конкретные
рекомендации.
7. Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели,
а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.
8. Ориентация на обучающихся, в то время как методика
ориентирована на преподавателя.
С учетом изложенного, приведена в табл. 2.1 сравнительная характеристика сущности "методики " и "технологии ", разработанная М.П. Сибирской [67].
Таким образом, представляется, что понятие "технология обучения" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Автор разделяет мнение проф. В.М. Монахова [60] о том, что "приход технологии на смену традиционной методике должен безусловно способствовать повышению эффективности учебного процесса".
В нашей стране проблема результативности (эффективности) обучения активно разрабатывалась и разрабатывается на основе многих факторов: психологии учения, проблемности теории управления, концепций алгоритмизации обучения, управления познавательной деятельностью обучающихся, оптимизации обучения, научной организации педагогического труда. Широкую известность получили работы, направленные на достижение проектируемых результатов (созданы педагогами—новаторами И.В.Волковым, В.Ф.Шаталовым). Поиск построения эффективного учебного процесса, который бы обеспечивал успех каждому преподавателю, продолжается. Иначе говоря, необходимо решение проблемы проектирования такого обучения, которое бы превратилось в своего рода технологический процесс с гарантированным результатом.
Педагогические технологии зародились более трех десятилетий назад в США, были подхвачены многими развитыми странами, включая СССР, и получили признание ЮНЕСКО. Из много аспектных подходов к генезису и тезаурусу категории "педагогическая технология" Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологии США позволило опубликовать в 1974 г. следующее официальное определение: "Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний".
Безусловно, эта формулировка очень широка и всеобъемлема, но все же неконкретно и нечетко характеризует понятие.
В одном из документов ЮНЕСКО дается следующее определение педагогической технологии: "это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования".
Начиная с 60-х годов термин "педагогическая технология" постепенно овладевал отечественными педагогическими массами. В разработку определения этого термина большой вклад внесли ученые О.Л.Агапова, А.А.Андреев, Н.ПАникеева, С.ИАрхангельский, Ю.К.Бабанский, СЯ.Батышев, В.Ф.Башарин, В.П.Беспалько, В.Н.Боголюбов, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, В.А.Вялых, Т.В.Габай, Б.С.Гершунский, О.С.Гребенюк, В.В.Давыдов, О.В.Долженко, О.В.Железовская, И.К.Журавлев, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, М.М.Зиновкина, И.И.Ильясов, В.СЛеднев, И.Я.Лернер, В.Я.Ляудис, АН.Матюшин, И.И.Мархель, М.И.Махмутов, В.М.Монахов, А.Я.Савельев, Н.А.Селезнева, Л.Г.Семушина, М.П. Сибирская, Н.Ф.Талызина, Ю.Г.Татур и др.
Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы показал, что термин "педагогическая технология" трактовался и трактуется по-разному. Обобщая эти трактовки, можно дать следующее определение: педагогическая технология — это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Иными словами, современные технологии обучения представляют собой системный подход проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения. Системный и широкоплановый подход определяет технологию обучения как педагогическую категорию, ориентированную на совершенствование дидактической практики, которая является решающим свидетельством в пользу ее эффективности.
Таблица 2.1. Сравнительная характеристика "методики и * технологии''
Признаки сравнения | Методика | Технология |
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения. | Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучения. |
Определение | Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения. | Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения. |
Фактические исходные предпосылки создания | Обоснование и процесс построения находит в технологии. | Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики. |
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. | Проект будущего учебного процесса. |
Ориентация | На обучающих (преподавателей). | На обучающихся. |
Направлен-ность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей. | На универсализацию подходов к изучению учебного материала. |
Отражение динамичнос-ти обучения | Дает вполне определенные конкретные рекомендации. | Отражает процессуальный динамичный характер процесса обучения. |
Интеллек-туальный подход | Узко предметный аспект к данному (ой) предмету (теме). | Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога. |
направленности на достижение высоких результатов в профессиональной компетенции и развитии личности студентов. Структурными составляющими такой системы являются:
• цели обучения;
• содержание обучения;
• средства педагогического взаимодействия, в том числе
мотивация и средства;
• организация учебного процесса;
• студент;
• преподаватель;
• результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
Таким образом, технология обучения предполагает управление дидактическим процессом, что включающим в себя организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действия, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности в интересах достижения целей, определенных на основе образовательных стандартов.
В данной работе, как и в других информационных источниках, применяются понятия "технологии" и "технология". Нет ли здесь противоречий? Представляется, что "педагогическая технология", "технология обучения" предполагают взгляд на процесс обучения в целом — по учебному предмету, курсу, части предмета. При этом решение соответствующих дидактических задач (целеопределение, отбор содержания, создание средств обучения и их выбор и т.д.) обеспечивается определенными технологиями. Как в любой деятельности имеется два исходных момента: ее задача и технология процесса. Иными словами, каждая дидактическая задача решается с помощью адекватной технологии обучения.