Структура личности по З.Фрейду
Именно 3. Фрейд показал всем, что бессознательное властвует в человеческой душе (психике). Ученый, выделив в последней несколько глубинных пластов (слоев) - бессознание, подсознание (предсознание), сознание и «Сверх-Я», - создал новую, оригинальную модель личности, представляющую собой комбинацию трех элементов:
· «Оно»;
· «Я»;
· «Сверх-Я» (super ego).
«Оно» - это врожденный слой психики, который находится за нижними пределами человеческого сознания и включает разного рода биофизиологические пристрастия, инстинкты. Это самый нижний, но зато самый мощный, «дикий» пласт психики (как основание айсберга), психическая самость - основа жизнедеятельности всех человеческих индивидов. Как бессознательное влечение он дает человеку главный заряд мощной психической энергии. Люди смутно ощущают импульсы этой энергии, которая толкает их к активности в какой-либо сфере деятельности. Последняя может быть как разрушительной, так и творческо-созидательной. Таким образом, З.Фрейд впервые показал, что в человеке есть мощные внутренние силы, противостоящие его разуму (сознанию).
Подсознание (или предсознание) представляет собой уже формируемый психический слой. Он несравненно шире и выше, нежели бессознательное. Поэтому категория «подсознание» в не меньшей степени, чем категория «бессознательное», является основополагающим сюжетом в учении 3. Фрейда. Это такое состояние психики человека, которое похоже на бессознательное в силу того, что оно тоже скрыто, а если и выражено, то неявно. Подсознательное касается двух внутренних (психических) сфер воздействия на человека и его поведение. В первом случае поведение, будучи доведенным в результате тренировок до автоматизма, совершается как бы само по себе, бессознательно (например, езда на велосипеде). Но подсознание при этом в любое время можно помыслить, а соответствующее поведение - объяснить. В другом случае поведение первоначально является неосознанным, однако впоследствии оно может быть подвержено осознанию, пониманию. Подсознательное представление - это такое представление, которое человек просто не замечает, но присутствие, которого чувствует и признает. Подсознание обнаруживается только в экстремальных случаях, например при обнаружении ошибочных действий или же во сне.
Высшим же слоем человеческой психики является сознание, или «Я». По З.Фрейду, именно «Я» есть сфера осознания человеком бытия мира и себя в нем. Причем в психике индивида не происходит органического наслоения сознания на подсознательное и бессознательное.
Между бессознанием и сознанием возникает острый конфликт, который провоцирует формирование еще одного слоя в психике индивида. Его можно назвать социальным духовным пластом. Находясь на вершине человеческой психики, он очень сильно воздействует на нее, - это «Сверх-Я». Важно отметить, что «Сверх-Я» ни в коем случае нельзя считать сверхсознанием. «Сверх Я» - это априорный моральный закон, присвоенные индивидом внешние общественные требования, которые становятся его личным достоянием. «Сверх-Я» является, можно сказать, внутриличностной совестью индивида. Соответствующее психическое состояние З.Фрейд называл «внутренней цензурой индивида», которая постепенно складывается и закрепляется в его менталитете в результате усвоения им социально и духовно значимых моральных норм и религиозных заповедей, а также высших идеалов, общечеловеческих ценностей и т.п. Поэтому сознанию, или «Я», суждено всегда находиться между бессознанием и «Сверх-Я», то есть между неосознаваемой внутренней энергией «Оно» и влиянием высших сил морально-культур-ной цензуры личности, сформированных обществом. Таким образом, сознание оказывается как бы между молотом и наковальней. «Сверх-Я» вносит и «утверждает» общественное начало в человеческом индивиде. В результате воздействия «Сверх-Я» он социализируется в личность.
Согласно 3. Фрейду, при определенных условиях бессознательные импульсы и иные инстинктивные влечения человека лежат в основе практически всех проявлений индивидуального духа, в том числе и низменных, а нередко - самых возвышенных и благородных. Однако бывает и так, что творческую энергетику человеческого индивида во всех сферах его жизнедеятельности «забивает» психическая энергия типа фрейдистского либидо (лат. libido - страсть) - чувственное вожделение, сексуальное бессознательное влечение, желание, склонность. Однако, в отличие от естественного стремления к самосохранению, оно может быть вытеснено чем-то духовно возвышенным в результате сложной психической трансформации, то есть сублимации (лат. sublimare - возносить, возвышать). Именно сублимация обусловливает базовое начало формирования творческой активности человека во всех сферах его деятельности: науке, медицине, искусстве, философии, в конечном итоге - во всех социальных проявлениях его жизни.
Либидо, дающее человеку мощный заряд внутренней (психической) энергии, функционирует как бы в двух срезах. Во-первых, сублимируя, оно не осознается человеком, но эффективно одухотворяет его жизнедеятельность, вытесняя «темное» половое влечение. А в результате действия «Сверх-Я» - ауры, порожденной в индивиде его сообществом, культурой, традициями и т.д., - низменные влечения меняются и становятся вполне благородными. В этом смысле бессознательное в виде заключенной в нем сексуальной энергии становится источником неких творческих позывов в жизни и деятельности. Таким образом, сублимация предстает не чем иным, как эффективным средством высвобождения сексуальной (темной) энергии и целенаправленного ее перевода в позитивные виды и формы социально-творческой энергии индивида. Сублимация выступает «психическим генератором» личности в целях ее воздействия на рост общественно-культурного прогресса. Благодаря ей личность достигает заметных успехов в избранной ею сфере деятельности. Но это зависит и от врожденной энергетики сексуального влечения, и от направленности сублимации. Все эти наблюдения позволили 3. Фрейду философски осмыслить роль последней как эффективного фактора переключения.
Однако либидо может попросту грубо вытесняться из психики человека. Подобное вытеснение прямо противоположно эффекту сублимации. В этом случае оно ни во что не переходит, но и не исчезает само по себе, а углубляется куда-то в недра психики, где и находится в скрытом состоянии до наступления неких «благоприятных» условий, а именно ослабления или временного прекращения действия внутренней цензуры - совести, «Сверх-Я». Грубое вытеснение либидо воздействует на психику человека, пробуждая в нем агрессивность. Оно загоняет энергетику сексуального влечения в нижние слои психики, что приводит нередко к психическим расстройствам и неврозам. Лучшим способом избавления от такого скрытого бессознательного состояния является осмысление его сознанием, для чего необходимо провести тонкий психоанализ по методу интроспекции (лат. introspectare - смотреть внутрь). Речь идет о своего рода исповеди, когда пациент, направляемый психоаналитиком, «припоминает» свои порочные мысли, желания и освобождается от их вредного воздействия.
С учетом всего сказанного можно сделать вывод, что фрейдовский человек - «Я» (или личность) - оказывается как бы сотканным из целого ряда противоположных факторов, обусловленных естественными (природными) влечениями и вполне осознанными (социально-нравственными) нормами, принципами организации жизнедеятельности. Поэтому внутренний (духовный) мир человека постоянно переживает непростую драматическую ситуацию под напором воздействия на него двух сверхсил: с одной стороны, темной внутренней (родовой), порой грубой врожденной психической энергии, всегда рвущейся наружу, а с другой - внешней (социально-культурной) энергии, которая целенаправленно сдерживает разрушительную силу темных инстинктов. Именно этим обстоятельством определяется характер индивидуального и общественного поведения каждого отдельно взятого человека.
По З.Фрейду, природа наделила человека родовыми, психологически обусловленными устремлениями. Удовлетворение этих стремлений ведет в конечном итоге к становлению личности. Фрейдизм, таким образом, превратился из частной неврологической концепции лечения в новое, современное направление философского осмысления личности как физиопсихосоциальной целостности. А отсюда напрашивается вывод о необходимости при лечении всех пациентов исходить из понимания личностной характеристики человека. Философская доктрина 3. Фрейда тем самым основательно модернизировала конкретно-научные методы, схемы организации и регуляции психической деятельности.