РАмаха кРшНена криДати
Урок. Рамайана 1.1.64-69.
Мы с вами начинаем изучать новый раздел грамматики Шрилы Дживы Госвами: "Нама-пракарана". "Пракарана" – это "раздел".
Атха нАма-джАни вишнурадАни
1.2. нАма – "именная основа"
1.3. джАни – "рождённые", мн.ч., ср.р., и сочетается в числе и падеже со словом "вишнурадАни"
т.е. "рождённые из именных основ"
1.4. вишнурадАни – "конечные формы слов", т.е. те, которые подверглись склонению и содержат окончания.
Тогда вся наша надпись будет означать, что раздел посчящён склонению слов и имеет дело с конечными формами, которые получаются из именных основ.
Пример: 2.1. "кРшНа" и 2.2. "рАма" – это именные основы, у них ещё нет окончаний. Это "нАма", или именная основа. А далее мы уже видим полноценное предложение:
рАмаха кРшНена криДати
"Рама с Кришной играют"
3.2. кРшНена – "с Кришной", это триитийа
3.3. кридАти – "играет", глагол наст.р., 3 л.
У первого слова 2.1. появилось окончание висарги, а у второго слова появилось оконочание твор.падежа, ед.ч. вместе "кРшНа" у нас есть "кРишНена"
Добавлю, что, в отличие от русского языка, в санскрите слова имеют свою уникальную именную основу, которая не совпалдает с формой именительного падежа ед.ч. В русском языке, как мы с вами знаем, именная основа совпадает с им.п. в ед.ч. То есть, если у нас с вами слово "снегович": это и именная основа, и слово в им.п., ед.ч. А в санскрите будет разница.
"Звезда" – это именная основа, но она совпадает с формой в ед.ч. в им.п.
В санскрите же всё по-другому: в предложениях могут употребляться только конечные формы слов. В санскрите даже есть такое выражение:
нАпадаМ ЩАстре прайунь*джИта
* (здесь и далее "нь" – это буква "н" палатального ряда )
(во второй строчке разбиты сандхи)
на ападаМ ЩАстре прайуньджИта
"то, что не оканчивается на окончание, т.е. слова, если они не подверглись склонению по падежам, то в шастре (в Священных Писаниях, или книгах) они не могут использоваться"
Т.е. в предложениях могут содержаться только слова с падежными окончаниями.
Это было введение. В действительности, мы прошли уже довольно много сутр для склонения слов. Мы в прошлом году это успешно делали – склоняли слова, спрягали глагольные формы. Мы изучили большинство основных сутр по грамматике из всех основных разделов. Поэтому, что нам с вами надо делать – это просто больше переводить, читать, практиковаться. И изучение грамматики не будет нашим основным элементом. Основная часть всегда (или практически всегда) будет посвящаться именно чтению текстов, переводу. Но, в то же самое время, мы каждый урок будем проходить по нескольку правил грамматики, чтобы у нас был хороший базис для полноценного успешного перевода.
Итак, первая сутра новой главы. 87-я
(00:05:31)
адхАту вишнубхактакам артхаван нАм
"то, что не является дхату и то, что не имеет падежных окончаний, но в то же время имеет смысл – то называется намой".
1.4. "артхаван" – "наделено смыслом" ("артха" в данном случае переводится как "смысл"; "ван" – это суффикс принадлежности)
То есть, в этом правиле даётся определение, что такое "именная основа": она должна быть отлична от глагольного корня, потому что есть именные основы – это одно; а есть ещё глагольные основы, или глагольный корень.
И также нАма – это именная основа, у которой нету падежных окончаний.
1.2. + 1.3. – "вишнубхактаки" это означает "падежные окончания", также оно переводится как "то, что имеет падежные окончания", т.е. когда у нас есть форма "кРшНаХ", "кРшНена", "кРшНе", "кРшНайа" – то это уже слово с окончанием, оно уже подкатегорию "нАма" не может подпадать.
И поэтому нам это определение намы нужно, чтобы мы знали, что когда говорится: что есть нАма, и к ней надо добавить падежные окончания – и тогда будет получаться полноценное слово. В этом смысл этой сутры.
И синоним для слова "вишнубхактаки" – это "вибхакти". "Вишнубхактаки" – это термин Дживы Госвами. Более распространённый – это термин "вибхакти"
А синоним для слова "нАма" – слово "лингам" или "пратипадика"
Следующая сутра.
Я.
88. пракРтиХ пУрвА – "первая часть склонённого слова называется "пракрити" Т.е., если у нас есть была нАма, - мы добавили окончание и получили слово уже с окончанием. И пракрити – это будет первая часть этого слова. 1.1. пУрвА – "первый", основа, или основная часть слова. |
То есть, нАма, которая содержится в слове с окончанием, называется пракРити.
Следующая сутра говорит (89-я):
2.2. параХ | А та, что дальше, или в конце – называется |
2.1. пратйайаХ | "пратйайаХ". То есть, "пратйайа" означает "окончание". |
Т.е. слово состоит из пракрити и прайайи (окончания)