Недоступность материальных объектов инфраструктуры населенных мест и ограничения в перемещении как причины ограничения общественного участия инвалидов
Для инвалидов, проживающих в современных обществах, часто возникают затруднения в осуществлении их жизнедеятельности. Самая серьезная проблема – недоступность физической среды обитания – она не рассчитана на проживание в ней инвалидов. На жизненном пути инвалида оказывается множество физических препятствий, не позволяющих ему пользоваться объектами инфраструктуры:
*Здания общественного, культурного, жилого назначения построены и оборудованы без учета специфических потребностей инвалидов; *транспортные средства предназначены для пользования ими только людей, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения; *технические средства коммуникации изготовлены по этому же принципу.
В обществе долгое время существовал принцип полного непризнания наличия инвалидов. Их долгое время содержали в специализированных учреждениях, проживание инвалидов в семьях было крайне затруднительным. Поэтому на сегодняшний день практически все социальное пространство оказалось не подготовленным для обеспечения провозглашенных принципов равноправия всех членов общества.
2.Ограничения у инвалидов в сфере коммуникации
Барьер общения возникает из-за того, что большинство инвалидов стремятся к общению со здоровыми людьми, к расширению социальных контактов, обогащению жизненного опыта на равных с ними условиях. Однако способы и темпы передачи или восприятия информации у инвалидов сужены либо отличаются от скорости и способов, которые приняты в данном сообществе. Определенную роль играют внешний облик инвалидов при некоторых заболеваниях, задержка интеллектуальных процессов и упрощенные представления инвалидов о внешнем мире (у людей с психическими заболеваниями). По этой причине люди, не имеющие инвалидности, стараются не вступать с инвалидами в близкие социальные контакты, испытывая к ним неприязнь, недоверие, пренебрежение или просто нежелание напрягаться.
В связи с этим инвалиды не могут получить навыки общения, испытывают психологические затруднения при вступлении в контакт со здоровыми людьми. Со своей стороны, здоровые люди не имеют представления о проблемах, особенностях инвалидов. Такая ситуация накладывает отпечаток на психику инвалидов, делая их замкнутыми, пассивными, закомплексованными, что порождает у них неверие в возможность их социальной интеграции.
Наиболее известны в обществе коммуникационные проблемы инвалидов по слуху и речи. Сложности состоят не только в том, что такие люди не различают или не воспроизводят звуки, но и в том, что у них возникает обедненность языка в целом. Но слабослышащий взрослый пользуется своим социальным опытом в речевом общении. Если же у человека опыт отсутствует или очень небольшой, он испытывает гораздо больше сложностей в общении. Не слышащий от рождения человек не имеет социального опыта и не может восполнять за счет него звуковое выражение речи.
В целом, по заключению специалистов, у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие дефекты речи, которые способны усилиться ко времени достижения взрослости:
1) недостатки произношения отдельных звуков и слов;
2) ограниченный запас слов;
3) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;
4) неточное понимание и неправильное употребление слов;
5) недостатки грамматического строя речи:
а) неправильное построение предложения;
б) неправильное согласование внутри предложения;
6) ограниченное понимание устной речи;
7) ограниченное понимание читаемого текста.
3.Препятствия для инвалидов в брачно-семейной и сексуальной сферах
Лица, отнесенные к категории инвалидов, нередко лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении.
Статистика показывает, что каждый второй мужчина-инвалид женат, в то время как замужем только каждая четвертая женщина с инвалидностью. Это свидетельство того, что мужчины и с патологией социально гораздо мобильнее и в той же мере имеют значительно больше возможностей. Поэтому понятно, что среди инвалидов процент мужчин, живущих в одиночестве, в три раза меньше такого же показателя среди женщин. Различия подобного рода отражаются и на других сторонах их семейной жизни. Среди тех мужчин-инвалидов, кто живет с матерью, отцом, сестрами, братьями и другими родственниками в совокупности насчитывается более 90%; среди женщин-инвалидов таковые составляют чуть более 60%.
Предпочтения инвалидов в выборе брачных партнеров среди инвалидов вполне реальны, особенно среди людей с нарушениями сенсорной функции (не слышащие выбирают в партнеры не слышащих, незрячие – незрячих) и объясняются социокультурными традициями.
Очень большие сложности возникают в среде инвалидов при планировании рождения ребенка. Весьма распространены мнения, что женщине с инвалидностью «врачи запрещают рожать» что трактуется как дискриминация женщин в обществе. По-видимому, ситуация в этих случаях не так проста. Ее усложняют два момента:
1) при выборе решения заводить детей никто не может запретить женщине это сделать, разве что за счет стерилизации или принудительной изоляции женщины. Это в полной мере относится к женщине с инвалидностью. Лечащий врач может считать, что его пациентке нельзя рожать по тем или иным причинам, но запретить это сделать у него нет инструментария. Возможно, такое мнение врача может расцениваться как психологическое давление, особенно если оно сопровождается намеками на отказ предоставлять медицинскую помощь в случае беременности. Но это не является физическим запретом;
2) у многих женщин с инвалидностью действительно психофизиологические возможности на пределе, и беременность может способствовать переходу через этот барьер, что может привести к негативным последствиям как для самой женщины, так и для ее будущего ребенка. Врачи обязаны поставить объективный диагноз, дать адекватный прогноз и сообщить результаты женщине или ее полноправному представителю. Излишний оптимизм может быть не менее преступным, чем излишний пессимизм.
А после объективного диагноза женщина должна сама выбирать решение, и, если это решение не поддержано ее врачами, то сама нести психологическую ответственность за последствия.
Непросто может складываться не только рождение, но и последующее воспитание ребенка матерью с инвалидностью. Состояние здоровья и ограничения в жизнедеятельности могут стать препятствиями для обеспечения ухода за ребенком, особенно на первых месяцах жизни.
Большой проблемой для инвалидов является невозможность сохранения личной тайны в интимности. Тем инвалидам, о которых заботятся супруги, трудно сохранять привлекательность для них, поскольку партнеру приходится их мыть, одевать, водить в туалет, т.е. видеть их в самом невыгодном свете.
4.Препятствия в бытовой сфере и в использовании жилых помещений
У многих людей с инвалидностью возникают ограничения в освоении бытовой сферы, так что им порой кажется, что свой современный образ жизни люди создавали для целенаправленной дискриминации инвалидов.
Трудности обнаруживают себя уже в жилищах (квартирах, домах). Особенно они чувствительны для людей с поражениями функций передвижения и самообслуживания.
Рекомендуется при разработке индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов обращать внимание на следующие особенности жилья, включая их в записи индивидуальной программы реабилитации:
1. Для адаптации жилого пространства к инвалиду:
□ этажность здания и расположение квартиры;
□ наличие специального оборудования подъезда, лестниц, лифта в здании;
□ возможность изменения планировки жилья (расширение дверных проемов в квартире, подъезде; перенос некоторых стен и т.д.);
□ возможность оборудования квартиры специальными приспособлениями для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами;
□ возможность перепланировки размещения и установки специальных выключателей, розеток, регуляторов, таймеров, сигнализирующих устройств, другого оборудования;
□ возможность установки специальных замков, защелок, фиксаторов форточек, дверей, штор, балконных приспособлений;
□ возможность обеспечения электронной связи со станцией «Скорой помощи», диспетчером ДЭЗ, милицией, лечебным учреждением, родственниками.
2. Для адаптации жилого помещения к самообслуживанию:
□ приспособленность комнат для выполнения процедур личной гигиены;
□ наличие приспособлений для самостоятельного надевания и снимания одежды и обуви;
□ приспособленность кухни при приготовлении и употреблении пищи;
□ наличие приспособлений и их использование при уборке помещения, мойке посуды, стирке белья.
Для инвалидов со значительной потерей функций верхних конечностей и проводящих основное время в стенах собственной квартиры предлагается особо обращать внимание:
□ на оборудование входной двери специальной ручкой, замком и дверной пружиной-толкателем. Пружина-толкатель, установленная в дверной проем, облегчает инвалиду открывание двери, а специальная ножная скоба дает возможность закрыть дверь ногой;
□ качество и характеристики ключей. Ключи должны быть прочными и оборудованы рычагами для облегчения поворота проталкивания;
□ возможность установки реле времени, которое позволяет удерживать дверь в открытом состоянии в течение времени, необходимого для прохода человека через дверь;
□ тип и расположение выключателей, которые целесообразно устанавливать на уровне колена или на полу;
□ необходимость приспособлений для снятия и надевания верхней одежды, приспособление для снятия обуви без помощи рук;
□ организацию пространства кухни и оснащение ее необходимой утварью, что является важнейшим элементом в создании удобной квартиры для инвалида с поражением верхних конечностей. Газовые или электроплиты рекомендуется оборудовать или ножным блоком управления, или специальной ручкой. На кране мойки необходимо установить специальную насадку, которая поможет пользоваться краном. В раковине желательно установить измельчитель пищевых отходов.
При нарушении функции схвата целесообразно применение специальных столовых приборов с крепежом либо на кисти, либо на предплечье, либо с утолщенной ручкой, а также кружек, прикрепляющихся к руке или имеющих особую форму с двумя ручками.
Для самостоятельного пользования ванной и туалетом инвалидов с поражением верхних конечностей существует разнообразное оборудование, которое можно условно разделить на трикатегории:
1) устройства для отправления естественных потребностей;
2) устройства для гигиенических процедур (чистка зубов, умывание лица, причесывание, бритье);
3) устройства для самостоятельного мытья в душе или ванной.
Основным техническим требованием к бытовым предметам в жилой комнате является возможность управления ими без помощи рук. В настоящее время имеется ряд технических средств, которые управляют бытовыми приборами дистанционно, с помощью голоса. Пользуясь этими приборами, инвалид имеет возможность включать и выключать освещение, телевизор, радиоприемник и другую необходимую технику.
На улице инвалиды сталкиваются с препятствиями не меньшего масштаба. Выход из дома, движение по улицам, пользование общественным транспортом, посещение социально значимых зданий (магазины, аптеки, больницы, административные здания городских служб и мест возможного трудоустройства, объекты отдыха и спорта и т.д.), пересечение транспортных магистралей, ориентация в инфраструктуре населенных мест представляют сложности для многих категорий людей.
На предприятиях (в цехах и на участках), на которых предусматривается возможность использования труда инвалидов, должны соблюдаться требования к санитарно-бытовым и специальным помещениям, организации режимов труда и отдыха, медицинскому обслуживанию
5.Социально-психологические проблемы инвалидов
Почти четверть инвалидов воспринимают отношение к ним со стороны других людей как негативное или пренебрежительное.
Не надо забывать, что доминирующее число инвалидов в России получили инвалидность в зрелом или даже в преклонном возрасте, когда уже имели определенный социальный статус, и у них были сослуживцы, соседи и друзья. В этих случаях перестройка психологического восприятия в обществе происходит замедленно, и человек с инвалидностью часто продолжает пользоваться уважением, какое у него было до заболевания.
Совсем другая социально-психологическая ситуация возникает, когда человек получает тяжелое заболевание в молодом возрасте. У него еще не сложился определенный имидж. Заболевание лишает молодого инвалида этого имиджа. Для построения другого необходимы время и усилия, которых не всегда достаточно. Так что психологическая дистанция между молодым человеком, получившим инвалидность, и его окружением может увеличиваться, причем этому способствуют обе стороны. Исследования нередко показывают, что инвалид более чувствителен к своему облику, чем его партнер по общению, т.е. инвалид думает, что его воспринимают плохо, хотя его воспринимают как и раньше.
6. Материальные;
7. Проблема организации культурно-досуговой деятельности;
8. Проблема получения полноценного образования, профессионального образования и профессиональной реабилитации;
9. Проблема обеспечения техническими средствами ( протезы, спец.литература, кресла-коляски, инватехника);