Тема 1: Нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности
План занятия:
1) Введение в курс БЖД (структура курса, рейтинговая система оценки знаний).
2) Выполнение практической работы №1 и обсуждение результатов.
Рейтинговая оценка:
ü до 5 баллов за работу (баллы текущего контроля)
Практическая работа №1 «Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности»
Методические указания:
ü Работа выполняется на занятии. Все материалы (задания, нормативно-правовые акты) выдаются преподавателем.
ü Содержание работы – см. п.4.1
ü Есть нормативно-правовые акты в электронной версии материалов курса:
1 папка БЖД для ФИФ 2012
1 папка Материалы лекций и семинаров
ü Нормативно-правовые акты в электронном виде также можно найти в справочно-правовых системах Консультант Плюс, Гарант(см. список рекомендованных источников).
Рекомендуемые источники:
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ в ред. от 07.05.2009 N 84-ФЗ)
Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 304 от 21.05.2007
Консультант Плюс // Справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Гарант // Справочная система. – Режим доступа: www.garant.ru
Информационное агентство РИА Новости // Официальный сайт. – Режим доступа: http://rian.ru/
Тема 2: Стихийные природные бедствия и безопасность человека
План занятия:
1) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями
2) Обсуждение докладов и подведение итогов
Рейтинговая оценка:
ü до 10 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля)
ü до 5 баллов за сообщение или дополнения по теме (баллы текущего контроля)
ü до 3 баллов за участие в обсуждении темы (баллы текущего контроля)
Вопросы для самостоятельной подготовки презентаций или сообщений:
1) Организация защиты населения и объектов экономики при стихийных бедствиях геологического характера. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время стихийных бедствий геологического характера.
2) Организация защиты населения и объектов экономики при стихийных бедствиях метеорологического характера. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время стихийных бедствий метеорологического характера.
3) Организация защиты населения и объектов экономики при стихийных бедствиях гидрогеологического характера. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время стихийных бедствий гидрогеологического характера.
4) Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, мерам безопасности при их тушении и правилам защиты от них.
Методические указания:
ü В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.
ü При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел 2.1 Темы и краткое содержание курса, Тема 2. Содержание сообщения не должно содержать большое количество теоретического материала, достаточно указать определение природной опасности, о которой будет идти речь в сообщении, возможность предсказания бедствия, его предвестники и вероятность возникновения в России и нашем регионе. Существенная часть сообщения должна отразить ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты организации защиты в ЧС и рекомендации по действиям населения. Важным моментом при подготовке является подбор КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ за последние годы в Забайкальском крае, России и мире.
ü Время выступления– 10-12 мин.Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
ü Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
Рекомендуемая литература:
Учебники
Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.
Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.
Дополнительная литература
Воронов Е.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени: Учебное пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 209 с.