Опасных ситуаций и несчастных случаев
В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
По различным данным международной статистики, в пределах от 60% до
99% несчастных случаев, главным виновником травм является, как правило, не техника, не организация работы, а сам работник, который по тем или иным причинам не придерживался правил техники безопасности: нарушал нормальный ход трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.
Исследованием несчастных случаев на одном из машиностроительных заводов, проведенным М.А. Котиком, было установлено, что в 75,6% случаев виновниками травматизма были сами пострадавшие, в 6,1% случаев - другие работники. Лишь в 10,7 % случаев несчастье произошло по техническим причинам, а в 6,7% - по организационным причинам. Отсюда, по мнению М.А.Котика, вытекает принципиально важный вопрос: “Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, так часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода не станет стремиться к травме”. Такие случаи происходят или по причинам, которые не зависят от человека, или тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства.
М.А. Котик выделяет три общие причины, которые создают некоторую общую тенденцию опасности труда и рост травматизма. Первая причина связана с эволюцией человека и его жизнью, в результате чего ухудшились физические свойства человека и выросла опасность травмирования вследствие технологических и других факторов. Второй общей причиной, которая делает условия труда и жизнь человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Третья общая причина, которая способствует росту травматизма, - адаптация человека к опасности. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил, инструкций по мерам безопасности.
На сегодня достаточно широкое распространение на Западе получила теория психологической склонности к несчастным случаям, разработанная К.Марбе. Согласно данной теории, вероятность получения человеком травм может быть определена с помощью определенных статистических методов, на
основании числа предыдущих несчастных случаев. По мнению К. Марбе, ранее полученные травмы должны порождать готовность организма к возникновению последующих. Эта связь между количеством предыдущих и вероятностью следующих случаев получила название “закона Марбе”, или закона рецидивов. Причиной и тех, и других является общая склонность человека к несчастным случаям, которая включает разные психологические и физиологические свойства. Анализируя и интерпретируя выявленные закономерности, К. Марбе утверждал, что его учение о “зависимости более поздних несчастных случаев от предыдущих”, основывается на индивидуальных отличиях людей, которые пережили несчастные случаи. Большую часть этих различий К. Марбе связывал со способностью переключаться, т.е. быстро изменять установку и приспосабливаться к ситуации, которая возникает неожиданно. На основе своих исследований, он сделал вывод, что люди с лучшей переключаемостью установок будут иметь меньшую склонность к опасности; люди же с плохой переключаемостью будут как бы “опаздывать” в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и потому будут предрасположены к несчастным случаям (будут травматиками). Поскольку способность к переключению установок, по мнению К. Марбе, является естественным свойством, то и склонность к травматизму тоже в основном является естественной, заданной, но она может быть изменена под влиянием опыта и воспитания. Способность к переключению установки может определяться экспериментально, путем введения резких изменений в условия деятельности и оценивания таких изменений на ее скоростные и точностные показатели.
Наибольшую критику со стороны оппонентов вызывает утверждение К. Марбе о фатальной склонности некоторых людей к несчастным случаям, а также сам способ расчета будущих несчастных случаев.
О. Липман отмечал, что нельзя в принципе судить о склонности человека к опасности вне связи несчастного случая с реальной производственной ситуацией, где действуют свои постоянные и изменяющиеся условия. Поэтому
он высказал сомнения в целесообразности использования самого понятия “склонность”.
Вопрос о том, как факт осознания человеком физической опасности, которой он подвергался или подвергается в процессе работы, отражается на его психическом состоянии и как это, в свою очередь, влияет на его склонность к несчастным случаям, рассматривался М. Гринвудом и X. Вудсом. Они высказали предположение, что полученная травма может вызвать у человека страх перед опасностью труда и породить у него стойкую индивидуальную склонность к новым несчастным случаям.
Подобные состояния З. Фрейд называл “травматическими неврозами”. Он расценивал их как результат фиксации организма на моменте происшествия и связанных с ним сильных переживаниях: человек не может забыть травматическое событие, и это событие будто продолжает висеть над ним и воспринимается не как прошлое, а как такое, что еще должно быть пережито.
В исследованиях Д. Вона было экспериментально показано, что на повторность травматизма влияет нечеткое распределение обязанностей, плохо составленные инструкции по мерам безопасности, неудовлетворительные методы инструктирования.
А. Хиршфельд и Р. Беган экспериментально подтвердили зависимость склонности к несчастным случаям от конфликтов, которые возникают в разных сферах личной жизни. На основе изучения происхождения 500 несчастных случаев в промышленности Детройта было установлено, что большинству из них предшествовали эмоциональные конфликты в личной жизни рабочих. Эта связь была настолько универсальной, что авторы взяли на себя смелость утверждать, будто научились по состоянию работника экстраполировать процесс развития и проявления несчастного случая. Были выделены поведенческие реакции человека перед несчастным случаем:
- опытный работник начинает делать такие ошибки, которых не делает даже новичок;
- теряется чувство самосохранения, и человек в самый ответственный момент начинает пренебрегать правилами безопасности, средствами защиты;
- рабочий временами даже ощущает, что в такой ситуации возможен несчастный случай, и говорит об этом окружающим, тем не менее, сам ничего не делает для его предупреждения.
А. Хиршфельд и Р. Беган пришли к выводу, что несчастный случай - это лишь одна цепочка продолжительного динамического процесса, который включает в себя периоды до, во время и после события. Деятельность или действие, которое непосредственно вызвало несчастный случай, следует рассматривать как звено некоторого непрерывного процесса психических проявлений личности.
Исследования, которые начались с первых десятилетий прошлого столетия, относительно влияния индивидуальных свойств человека на безопасность его труда, особенно были затребованы в сфере профессионального отбора. С.Г. Геллерштейн считал, что влияние личностных черт на процесс труда и его безопасность следует изучать в непосредственной связи с профессиональной деятельностью. Он указывал, что при этом необходимо учитывать не только фактические данные личности, но и сочетание ее потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно-историческом содержании, т.е. в процессе формирования профессионального типа. Производственный травматизм, по мнению автора, является обостренным выражением столкновения между человеком и профессией, он будто оголяет связь между профессией и человеческими свойствами.
Попытка экспериментального изучения свойств личности, которые определяют склонность к несчастным случаям, была предпринята Г. Ханом. Его методика состояла из четырех тестов. Первый тест Г. Хана направленный на оценивание эмоциональной уравновешенности испытуемых и основывался на измерениях сенсомоторной реакции в постепенно усложняемых условиях.
Второй тест, который использовался Г. Ханом, оценивал способности испытуемых к взаимодействию с большим числом факторов и выделял главный из них. Третий тест был направлен на оценку выдержки и терпения испытуемых, которые должны были в течение часа составлять соответствующие цифры.
Интересным является четвертый тест, который был предназначен для оценки склонности к риску. Испытания проводились возле специально вырытого для этого рва. Испытуемому, приблизительно на расстоянии 5 метров от рва, на дне которого были разбросаны осколки разбитых бутылок, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. Если испытуемый с первого шага обнаруживал осторожность или же, наоборот, смело шагал к самому краю рва и его приходилось в последний момент удерживать от падения, то в обеих случаях, по мнению Г. Хана, он был предрасположен к несчастным случаям. Защищенными считались те, кто, сделав смело 2-3 шага вперед (сколько они считали безопасным), дальше останавливались, и их невозможно было заставить сдвинуться с места.
Исследование психофизиологических признаков склонности к травматизму в наше время проведены практически во всех областях промышленности. Обобщая их результаты, перечислим наиболее важные психофизиологические показатели, которые определяют склонность конкретного человека к травматизму:
- признаки перцептивных процессов (полезависимость – поленезависимость);
- свойства внимания;
- уровень сенсомоторной координации;
- особенности темперамента.
Все эти показатели вытекают из самой фундаментальной характеристики человека - свойств его нервной системы. Но при этом нельзя забывать, что человек является самоорганизующей системой, способной в процессе жизни и
деятельности вырабатывать свойства, которые позволяют ему в определенной степени компенсировать свои недостатки и полнее использовать свои положительные черты в избранной деятельности.
Таким образом, в психологической науке сформировались два основных концептуальных подхода, которые объясняют природу и закономерности травматизма людей во время профессиональной деятельности.
В первом подходе основными причинами травматизма людей признаются закономерности их индивидуально-психического развития и потенциала. С одной стороны, травматизм обуславливается наличием у людей индивидуальной склонности к несчастным случаям, которая состоит из естественных физиологических и психологических свойств личности, таких, как сенсомоторные качества, перцептивные процессы, психодинамические и типологические особенности, память, адаптивные ресурсы и способность к предвидению. С другой стороны, на склонность к травматизму влияют пол, возраст, стаж работы, особенности характера и мотивационной сферы, эмоциональные состояния, уровень подготовки и профессиональной внимательности, воспитание, навыки и опыт.
Во втором подходе основными факторами травматизма называются уровень организации и особенности задач, которые выполняются в самой профессиональной деятельности, а также ряд объективных факторов техногенного, материального и социального характера.
В психологической науке сложилось несколько подходов к определению проблемы склонности к травматизму. Л. Броде, обосновывая влияние разных (постоянно и временно действующих) факторов на склонность человека к несчастным случаям приводит результаты исследований В. Кроеса и Б. Марголиса. Они выделили четыре большие группы факторов, которые образовывают следующие сферы исследований:
- психический стресс, т.е. разные причины, которые нарушают нормальное психическое или эмоциональное состояние человека;
- физические опасности, с которыми сталкивается человек в процессе своей деятельности;
- факторы, которые создают опасность для здоровья человека;
- факторы, которые вытекают из сложившейся системы организации труда.
Некоторые авторы (М. А. Котик, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко и др.) разделяют факторы повышенного риска травматизма на стойкие или базисные и временные. Такое распределение имеет важное практическое значение, так как первую группу факторов необходимо выявлять во время профессионального отбора (практически не подвергаются коррекции). Факторы второй группы могут быть откорректированы в процессе профессиональной подготовки работников. Исходя из этого, целесообразно выделить постоянную (базисную) склонность к несчастным случаям и временную соответственно.
Составляющими базисной склонности к несчастным случаям являются функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющих болезненный характер, которые, хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но влияют на поведение человека, повышая склонность к опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогание, головная боль, бессонница, подавленность, тревожность, депрессия и т.п.). Разные недостатки органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота, также повышают склонность к опасности. Нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы приводит к тому, что человек не способен с надлежащей скоростью и точностью реагировать на внешнее воздействие, которое играет главную роль в возникновении несчастных случаев. Неточные, поспешные или запоздалые действия – причина многих травм.
Факторами базисной склонности к несчастным случаям являются также слабость и инертность нервной системы. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям,
повышенной утомляемостью, снижением трудоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью, склонностью к растерянности и страху. Инертная нервная система характеризуется малой скоростью протекания психических, умственных процессов, низкой скоростью движений, замедленностью переключения внимания с одного вида деятельности на другой, вследствие чего человек в сложных ситуациях не успевает сориентироваться, принять решение и выполнить необходимые действия. Люди со слабой или инертной нервной системой могут быть в условиях экстремальной ситуации аварийно-опасными: погибнут сами и подведут других.
К составляющим временной склонности к несчастным случаям относятся неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, которые вызывают несчастные случаи, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что может произойти ошибка. Повышают склонность к несчастным случаям и пагубная страсть к алкоголю, наркотикам, отрицательно влияющим на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека.
Статистика свидетельствует, что среди пострадавших от несчастных случаев в профессиональной деятельности преобладают молодые люди в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма). Тем не менее, анализ конкретных несчастных случаев позволяет утверждать, что целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы. Отсюда следует, что не определенные качества присущие молодым, а отсутствие опыта, необходимых знаний, навыков и умений чаще всего приводят к травмам. В то же время, при профессиональном стаже около 5 лет отмечается второй пик числа несчастных случаев, причиной которого является неосмотрительность. Развитие профессиональных навыков, опыт работы без травм повышает уверенность в своих силах до такой степени, что человеку кажется, что ему “все
по силам”. К сожалению, это часто приводит к снижению осмотрительности, ослабляет профессиональную внимательность.
Таким образом, склонность к несчастным случаям необходимо рассматривать не просто как функцию индивидуально-психологических качеств человека, но и как результат объединения этих качеств с определенными профессиональными условиями, особенностями деятельности и другими объективными факторами, а это представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.);
- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли).
Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж
более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.