Методы СР как области научного познания: классификация и краткая характеристика

Основой для систематизации и классификации методов социальной работы служит характеристика способов воздействия на состояние и поведение человека или социальной общности. Учитывая особенность функционирования и содержание закономерностей и принципов социальной работы, можно обозначить следующие группы методов: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические.

Социально-экономические методы предполагают способы взаимодействия, с помощью которых специалисты СР оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы СР как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

Организационно-распорядительные методы направлены на поведение людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. С помощью подобных методов выстраиваются отношения в СР и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов СР. Специфическим свойством организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку они опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев органов управления, придавая им функциональную определенность.

Распорядительные методы направлены на осуществление оперативного уточнения задач, перераспределение сил и средств, решение новых повседневных задач и своевременное устранение выявленных недоработок и недочетов. Основная задача распорядительных методов – это придание управленческой системе социальной работы оперативности и динамичности.

Психолого-педагогические методы ориентированы на косвенное воздействие и влияние на субъекта СР через механизм социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения. Они оказывают целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Основной формой психолого-педагогической методики СР является убеждение. Убеждение реализуется на практике с помощью разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.

18. Перспективы развития теории социальной работы.

19. Основные методы и средства практической социальной работы.

Основ напрвл деят-ти связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, произво-во, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безраюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).
Уровни:
1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).
4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.
Формы социальной работы:
1) Социальная деятельность, направленная на
гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.
2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.
3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы.

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.
?. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).
3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.
??. Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
• Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
• Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).
• Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
???. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Элементы, составляющие метод: 1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт). 2. Изучение и анализ проблемной ситуации. 3. Определение целей и задач совместной работы. 4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. 5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
• малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
• в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
• в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
• малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи, Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В настоящее время появляются новые формы группового метода, такие как метод семейной терапий.
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Она выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
1. Развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей.
2. Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании, и т. д.).

20. Краткая характеристика психолого-ориентированных теорий социальной работы.


Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие: • психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы: • индивидуализация клиента; • оценка возникшей проблемы, ее диагностика; • использование терапевтических технологий помощи; • ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли; • гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу).

Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние; • кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) - оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.

21. Краткая характеристика социолого-ориентированных теорий социальной работы.

Социолого-ориентированные модели (теории) подразделяются на:

• функционализм - предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция;

• социально-экологическая теория (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации.

Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными;

• социально-радикальная теория - проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.

22. Краткая характеристика комплексных теорий социальной работы.

Комплексно-ориентированные модели подразделяются на следующие:

• когнитивная, или познавательная, теория - занимается человеческим мышлением; его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем средствами самоанализа, личностного роста и т. п. Ориентируется, в первую очередь, на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на окружение;

• социально-педагогическая - имеет своей целью научить преодолевать трудности и т. п.;

• витально-ориентированная, - основана на концепции "жизненных сил", понимаемых как физическая и психическая способность человека к выживанию. Социальная работа понимается как содействие формированию, реабилитации жизненных сил;

• социально-психологическая (или ролевая) - построена на интеграции психологического и социологического знания, на понимании роли личности. Согласно этой модели человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспринятыми им в процессе жизни (от родителей, начальников и др.)

Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения данной личности; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Варианты технологий:

• новые психологические образцы;

• перемена ролей;

• групповая терапия.

23. Философские основания теории социальной работы.

Основные методологические предпосылки своего развития теория социальной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний.
Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей - поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы основной метод познавательной деятельности - метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии (84. С.9).
В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов научного познания - детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности - складывается система представлений о человеке и окружающей его природной и социальной реальности.
Метатеоретической основой социальной работы выступает многомернодиалектическое сочетание положений и идей философии общества (45. С.39). В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах.
Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.

24. Влияние социокультурных факторов на теорию социальной работы.

25. Этика в социальной работе.

Понятие этики. Социальные корни формирования философской науки "Этика". Этика социальной работы: объект, предмет, цель, задачи.

Этика (греч. etos - обычай)- важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.
Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.
Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
Как известно, термин этика предложил Аристотель (в 4 в. до н.э.). Он понимал ее как особую практическую науку о нравственности (по тому времени - добродетели), целью которой является обучение человека умению, как стать добродетельным и счастливым.
Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.
Важно видеть два основных значения слова этос, сохранившиеся в наше время.
Во-первых, этос - это качественная характеристика социума - нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, или характер нации, предопределенный "местом" ее обитания. Именно такое понимание этоса характерно для культурной антропологии и этнографии. В этом смысле можно говорить о европейском, российском, японском и т.д. этосе.
Второе значение слова этос - характер и судьба отдельного человека - получило развитие в традиционной этике, которая рассматривала именно отдельного человека, его индивидуальные нравственные проблемы и ценности, апеллируя к его рациональности и способности самостоятельно их решать на основе собственного разума.
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества. Иногда понятия мораль и нравственность употребляют как синонимы, но существует традиция (идущая от Гегеля) разделять их значение. Согласно этой традиции, нравственность (от слова нравы) - поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. В нравственности индивид автоматически поступает "как все", как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы.
Таким образом, нравственность человека является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества, интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. При этом принятый образец выступает критерием добродетели. Такое поведение характерно для традиционного общества и для всех восточных цивилизаций, стремящихся к сохранению своих традиций ( Япония, Китай, арабские страны).
Мораль - особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением самостоятельно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору.
Мораль - это не просто то, что есть, она скорее, то, что должно быть.
Этика появляется там и тогда, где и когда появляется мораль как сфера самостоятельного выбора, основанного на рациональном размышлении. Этика - наука о "должном", она говорит о том, как "должен" поступать человек (формулирует нравственные нормы и принципы).
Этика включает в себя нормативную этику и теорию морали.
Нормативная этика исследует вопрос о благе, добре, зле и т.д., вырабатывает моральный кодекс поведения, показывает, что достойно стремлений, какое поведение является хорошим, в чем смысл жизни, что одобряемо и что отвергаемо обществом, или ведет к его разрушению.
Теория морали исследует сущность морали, ее возникновение и развитие, закономерности, определяющие моральные нормы, их исторический характер.
Нормативная этика и теория морали тесно связаны друг с другом.
Как известно, термин этика предложил Аристотель.
За две с лишним тысячи лет этика, с одной стороны, не претерпела существенных изменений и сегодня рассматривается как наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Но с другой - приобрела множество профессиональных ветвей.
Нравственность, как правило, проявляется в общении с другими людьми. Она не может быть ориентирована на себя, она ориентирована во вне себя, на других. Содействует организации взаимодействия людей в процессе учебы, отдыха, трудовой деятельности, культурной деятельности и т.д. Наиболее фундаментальное значение имеет профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии, обеспечивающих взаимодействие людей конкретной профессии, необходимое для достижения достаточной производительности труда при должной безопасности и комфортности процесса и последствий межличностного общения в процессе профессиональной деятельности.
Считается, что профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Сегодня философы сходятся на мысли, что этика формирует современного интеллигента, так как интеллигентность - это не чисто профессионально-образовательное понятие, удостоверение или диплом об окончании вуза. Интеллигентность - это, в первую очередь, духовно-нравственное содержание человека, который должен иметь и профессиональные знания современного уровня. Гуманитарные процессы в обществе развиваются, как правило, интеллигенцией общества.
В ответ на социальный запрос общества в профессиональной этике возник и активно формируется специфический раздел - этика социальной работы. Она предназначена для регулирования на уровне нравственности и морали всех процессов в обществе, направленных на социальную защиту человека.
Как научное направление этика социальной работы развивается последние годы. Однако ростки ее начали произрастать тоже в древности.
Интересный пример, подтверждающий важность этики законодательных актов социального характера, сохранился в древней истории Беларуси. В статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.) содержатся статьи, вытекающие из нравственно-этических воззрений, которые в ВКЛ в то время были на уровне передовых гуманистических идей Запада. Канцлер ВКЛ Лев Сапега, говоря о статуте ВКЛ 1588 г., в "Обращении ко всем сословиям Великого Княжества Литовского" писал, что статут представляет собой "удило+ на сдерживание каждого наглеца,.. чтобы, боясь права, от всякого насилия и произвола сдерживался, а над более слабым и худшим не издевался и угнетать его не мог, ибо для того права установлены, чтобы богатому и сильному не все можно было делать".
Объект изучения этики социальной работы - профессиональная мораль специалистов социальной работы.
Предмет этики социальной работы - этические отношения, этическое сознание и этические действия, возникающие в процессе социальной работы.
Цель этики социальной работы - обеспечение, поддержание и развитие одобряемых обществом содержания, сущности, методов и технологий профессиональной деятельности социальных работников.
Задачи этики социальной работы - нормативное регулирование поведения, отношений и действий социальных работников, их профессиональных групп и объединений, формирование социально одобряемого этического сознания работников сферы социальной защиты населения.

26. Социальная работа как профессиональная деятельность.

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.

27. Профессиональные роли и риски в социальной работе.

Социальная работа предъявляет жесткие требования к пси­хофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков.

Одним из базовых оснований содержания социальной рабо­ты является концепция приемлемого риска. Категория риска обычно рассматривается учеными парал­лельно с такими категориями, как «неопределенность», «не­ожиданность», «случайность», «вероятность». Риск означает добровольно-зависимое попада­ние людей в условия, которые могут быть опасны для их жизни.

Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь в процессе труда сложную динамику проявления:

· отставание в профессиональном развитии;

· недостаточная квалификация;

· мотивационная недостаточность и слабая удовлетворенность трудом;

· ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;

· уменьшение профес­сиональных способностей и снижение работоспособности;

· временная потеря трудо­способности, резкое снижение эффективности труда;

· проявления деформации личности (психическая усталость, эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми).

Эти и другие отклонения в профессиональном развитии могут привести к негативным изменени­ям личности социального работника.

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызван­ное трудностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критичес­кий уровень, то он превращается в дистресс, снижающий ре­зультаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственно­сти и т. д.

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и кон­фликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к про­фессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профес­сиональным ростом, с карьерой и др.

Личностные стрессы социального работника могут быть вы­званы такими факторами, как ситуации изменения или утра­ты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация рис­ка; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные си­туации и т.п.

Стрессы ответственности. Ответственность – это категория этики и права, отражающая осо­бое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работни­ка перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием зна­ний социальной работы.

Одним из возможных состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные пе­реживания усталости, мотивационная и эмоциональная неус­тойчивость. Утом­ление сопровождается раздражительностью, снижением инте­реса к работе и другими явлениями. Возможно появ­ление неврозов и соматических нарушений психогенного харак­тера, могут возникнуть изменения личности – эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабиль­ность. На стадии выраженного переутомления все это приобре­тает устойчивые черты – интравертность, замкнутость, агрес­сивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значи­мых мотивов. К мерам превентивного характера относятся соблюдение режима, чередование труда и отдыха, овладение приемами вос­становления, способствующими снижению усталости.

28. 30Взаимосвязь профессиональной и непрофессиональной социальной работы.

В общественной практике социальная работа осуществляется в профессиональной и непрофессиональной – добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность граждан и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг и т. д. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) установлены основы правового регулирования данной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, порядок создания и деятельности благотворительных организаций и их закрытия.

В теоретических подходах благотворительность рассматривается в трех основных системных связях: благотворительность и политика, благотворительность и нравственность, благотворительность и хозяйство. Так, политическая основа благотворительности реализуется в функции государства «осуществлять благо» в форме снижения нищенства и бедности в обеспечении социального здоровья общества. В частности, в 1987 г. в СССР был создан первый независимый общественный Детский Фонд, который оказывает благотворительную помощь инвалидам и сиротам, собирая пожертвования от населения и предприятий.

Благотворительность как нравственная категория раскрывается в логике христианской традиции любви к ближнему и подтверждении «презумпции невиновности бедного и нищего в испытываемом им бедствии».

Благотворительность как система хозяйственного механизма выступает некоей общественной услугой в форме призрения бедных, бесплатного образования и медицинского обслуживания. В этом случае социальная благотворительность реализуется в следующих направлениях: обеспечения «общественного здоровья», организации системы помощи нуждающимся, практической социализации и социального патронажа.

Наши рекомендации