Объект, предмет и категории теории социальной работы
Профессиональная практика в первые периоды своего развития развивается без теор. Основы. Подходов к осмыслению практики может быть множество, и если говорить о теории, то она может быть одна.
Объектом теории СР является человек
Предметом теории СР – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил ч-ка и средств их реализации и реабилитации.
Категории.
Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями.
Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы:
- категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
- категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
- категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услег, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей.
Категория "социальная защита" - атрибут научного аппарата ряда естественных и общественных наук. Например, экономика труда рассматривает категорию "социальная защита" с позиции обеспечения материальными средствами существования работника и членов его семьи, предотвращения бедности, нужды и повышенного износа рабочей силы.
Право социального обеспечения изучает данную категорию с позиции законодательства, регулирующего права наемного работника в процессе трудовой деятельности и социального обеспечения гражданина на достойные условия его существования.
Бюджетное право анализирует вопросы социальной защиты с позиции социальных нормативов обеспечения финансовых обязательств государства в области государственного социального обеспечения и социальной помощи населению.
Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения между собственниками средств производства и наемными работниками, которые располагают только способностью к труду, являются определяющими в формировании жизнедеятельности населения. Утрата трудоспособности работников (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях остается только естественное право - право на жизнь. В этой связи в практической плоскости социальную защиту рассматривают как систему гарантий и механизмов, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни.
Категория «социальная защита» с социальных позиций – это совокупность отношений в обществе, обусловленных необходимостью защиты социального положения его граждан от неблагоприятного воздействия социальных рисков, несущих угрозы утраты трудоспособности и места работы, болезни и социальной дезинтеграции. Ее стержнем являются общественные отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав граждан, направленных на компенсацию последствий социальных рисков и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности людей.
Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органический компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.
Категория социальная защита тесно связана с категорией уровень жизни, которая включает в себя по рекомендации ООН несколько элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пищу, одежду, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организацию труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.
Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда: производственная среда (влияющая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т.д.) и трудовые отношения (влияющие на формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).
При этом социально-трудовые отношения, по поводу защиты персонала предприятий (организаций) от сложного комплекса техногенных и природных факторов (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность), проявляют себя в виде взаимосвязи между работником и работодателем; работником и государством; работодателем и государством.
Таким образом, понятие «социальная защита» увязывается с категорией «уровень жизни», обеспечением минимальных социальных стандартов жизнедеятельности социально уязвимым слоям населения.
В этой связи при рассмотрении построения систем социальной защиты ее предметом выступает широкий круг вопросов: субъектный состав, формы, механизмы и институты, экономические и правовые основы функционирования, структура исполнительных органов. Так, в зависимости от участия государства в организации, управлении и финансировании отдельных институтов социальной защиты она может быть государственной или негосударственной.
В свою очередь, государственное участие может охватывать общенациональный уровень системы или ограничиваться региональным или муниципальным уровнем. Негосударственные системы социальной защиты, имеющие публично-правовой статус (церковные и другие благотворительные организации) могут организовываться частными лицами, общественными структурами и сетями.
Что касается финансовых источников, то они представлены бюджетными, страховыми и благотворительными взносами. Участие в функционировании структур и сетей социальной защиты физических лиц происходит как форме профессиональной деятельности (наемные работники), так и в качестве волонтеров.
Социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников выделяются на уровне предприятия (организации и корпорации), отрасли и региона. Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня качества трудовой жизни.
Социальное положение работника и качество его трудовой жизни, в свою очередь, служат в качестве основополагающих характеристик жизнедеятельности людей, общностей и социальных групп и имеют две формы существования.
Первая - фактическое состояние социального положения конкретных людей, семей, социальных групп (объективный и субъективный уровни).
Вторая - социальное положение в виде социальных гарантий, отражающая проекцию (рефлексию) фактических социально-трудовых отношений на нормативно-законодательный и институциональный уровни.
Связующим элементом характеристик такого явления как социальное положение работников в ситуациях нарушения трудоспособности или незанятости их трудом служит категория "социальный риск".
Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами на содержание детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, удовлетворении потребностей в медицинских, социальных и реабилитационных услугах.
Понятие социального риска служит методологическим инструментарием для построения модели социальной защиты в экономике труда: определения видов социального риска и круга защищаемых лиц, размеров социальных гарантий, правоотношений социальных субъектов (работников и работодателей), государства и специализированных организаций (страхования и социальной помощи).
В системе социальной защиты выделятся следующие структурные составляющие:
· субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, гражданин и государство, а также специализированные органы государственной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и социального обеспечения, страховые организации публично-правового статуса;
· уровни социальной защиты: индивидуальный (работник – работодатель, гражданин и государство) и групповой (профессиональные союзы наемных работников и объединения работодателей);
· предмет социальной защиты и его структура: общественные отношения субъектов (граждан и государства, работников и работодателей) по поводу организации нормальной жизнедеятельности населения и защите его от рисков социального характера (болезней, утраты трудоспособности, инвалидности, старости и т.), включающие формирование и функционирование механизмов компенсации утраты трудоспособности и заработной платы, организации медицинской и социально-реабилитационной помощи;
· принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и солидарной взаимопомощи, социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) и формирование на этой основе специализированных институтов обязательного и добровольного социального страхования;
· критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производственной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологические нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки; нормы потребления продуктов питания и т.д.
Термин "социальная защита" был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы.
Активное применение категории "социальная защита" международным сообществом можно объяснить тем фактом, что в период 30-50-х годов ХХ столетия во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.
В отечественной литературе термин "социальная защита" достаточно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 1990-х годах. В настоящее время он стал широко употребляться при описании социальной политики государства в случаях, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения.
При этом наметилось несколько методологических подходов к определению понятийного аппарата данной категории: политэкономический, методический и инструменталистский. Так, Б.В.Ракитский считает, что социальная защита реализуется для наемного труда в форме социальной защищенности и определяет ее как производное видов общественного строя и "режимов управления": при тоталитарном режиме, народно-демократическом и буржуазно-демократическом строе и буржуазно-диктаторской форме управления. При этом подчеркивается, что социальная защищенность в значительной мере определяется борьбой и интересами классов, социальных слоев и групп в обществе.
Б.В.Ракитский отмечает, что в широком смысле социальная защищенность представляет собой тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе. Социальная защищенность всегда означает, что:
· защищается общественное положение тех или иных, либо всех субъектов общества;
· имеются субъекты, защищающие свое общественное положение;
· имеются факторы риска (нарушения нормального общественного положения) от действия этих факторов и требуется защищенность;
· могут быть определены степени (уровни) защищенности;
· существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты.
К важнейшим характеристикам категории "социальная защита" Л.П.Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охватываются социальным страхованием.
Данный методический подход опирается на позиции Международной организации труда (МОТ), в основе которых лежит институциональное построение национальных систем социальной защиты, как комбинация различных институтов социального страхования и социальной помощи.
Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Так, немецкий ученый Х.Ламперт к формам социальной защиты относит:
а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы);
б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования;
в) национальные системы охраны труда;
г) помощь государства в получении образования;
д) системы социальной защиты на уровне предприятий.
Как отмечает отечественный ученый В.В.Антропов, граждане ЕС имеют право на следующие виды пособий в рамках социальной защиты:
-пособия по безработице;
- пенсии по старости;
-пособия при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- пособия по болезни;
- семейные пособия;
- выплаты по материнству.
При этом категория "социальная защита" охватывает в широком смысле все население, в более узком подразумевает социальную защиту самодеятельного населения.
Важно отметить позицию специалистов Международного Бюро Труда (МБТ) в связи с определением предмета и содержания понятия "социальная защита работников". В своей деятельности они используют два подхода - широкий, охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда и узкий, охватывающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда используется широкая трактовка социальной защиты работников, когда в ее состав включаются:
· рабочее время;
· организация и содержание труда;
· безопасные условия труда и производственная среда;
· условия труда и выбор технологий;
· заработная плата;
· производственная среда и условия жизни.
Следует отметить, что данный подход во многом использован странами Европейского Союза (ЕС), уделяющими много внимания вопросам социальной политики.
С учетом анализа имеющихся позиций отечественных и зарубежных ученых по социальной защите можно определить предмет и объект данной категории.
Предметом категории социальная защита являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и социальный статус семьи работника.
Факторами, нарушающими нормальный ход трудовой жизни и социальный статус работников при этом выступают риски повреждения их здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы, последствиями которых выступают материальная необеспеченность и изменения в общественном положении. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного работника они выступают с позиций объективно-массовых, т.е. неотвратимого и неизбежного характера, явлений.
В основе их объективности и масштабов наступления лежит сложный комплекс взаимосвязанных экономических, политических и социальных свойств (параметров) устройства (порядка) общественной жизни, физиологических закономерностей организма человека с позиции его здоровья и трудоспособности, а также уровней риска профессионального труда для работников (величин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).
Определение данного вида защиты как социальной отражает ее объектность,то есть то, что защищается - социальное положение работников и их семей.В этой связи объект социальной защиты работников включает в себя следующие сегменты:
- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей;
- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
- обеспечение работникам и членам их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
В наиболее обобщенном виде объектами социальной защиты выступают социальные институты и учреждения социальной сферы, функциональная деятельность которых направлена на предоставление материальной поддержки и услуг населению, позволяющих в определенной мере компенсировать последствия социальных рисков.
Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение в каждом конкретном обществе зависит от развитости и соотношения между собой трех групп факторов: политических, экономических и социальных, которые формируют единое пространство жизнедеятельности людей.
Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Они выражают уровень достигнутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства).
Экономические (материально-вещественные) факторы являются базой материального состояния страны и ее населения, от которой во многом зависит динамика хозяйственного развития.
Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные компоненты жизнедеятельности) играют крайне важную роль в жизни любого общества, потому что именно в этой плоскости находится ключ к симметричному развитию общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законодательную основу.
Следует отметить, что вышеуказанные три группы факторов развиваются по своим собственным законам, а потому требуют постоянного поиска компромиссов для снятия возникающих и существующих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений заложены различные интересы. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы.
Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право - т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением законов.
Законы при этом выступают регуляторами и ограничителями (рамками), в которых допускается реализация интересов различных субъектов. Это связано с тем, что субъектам их выражающим, не присущи внутренние ограничители. Это объясняют исходя из позитивной экономической теории, которая предполагает, что люди действуют в жизни рационально в том смысле, что они ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее реализации достаточно последовательно и разумно, реагируя на поощрения положительно, а на затраты и издержки - отрицательно. Совершая свой выбор, работники и предприниматели руководствуются желаниями максимизации полезности или прибыли. Полезность и/или прибыль выступают при этом характеристиками выбранных предпочтений, стимулов и представлений о личном интересе, а максимизация прибыли носит частный случай максимизации полезности, когда акцент ставится на денежной выгоде, а не денежные факторы просто игнорируются.
Таким образом, движущей силой интересов выступают личные, зачастую эгоистические устремления людей. Например, в условиях рыночной экономики личные интересы предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек на заданный выпуск продукции, в том числе на заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы выливаются в деградацию условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостоять эгоистическим интересам предпринимателей, удерживать на приемлемом уровне социальное положение зависимых (и тем самым уязвимых) слоев и групп наемного труда, защищать их сложившееся материальное и социальное положение от посягательств работодателей является одной из основных политических функций государства.
Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества, как целостного социального образования. В этом отношении перераспределение ВВП является одним из необходимых и важных средств для улучшения положения наименее защищенных групп населения, что обеспечивается законами о минимальной заработной плате и пенсии, различными государственными программами социальной помощи и поддержки.
Дополняют и являются продолжением политической функции государства его организационно-распорядительные функции: по распределению (делегированию) полномочий и ответственности между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), а также координации и привлечению к деятельности в сфере социальной защиты структур гражданского общества: профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, различных объединений по профессиональной принадлежности (инженеров, врачей, юристов, учителей и т.д.).
Критериями эффективности использования политических и организационно-распорядительных функций государства служат показатели материального положения основных слоев населения, продолжительность их жизни, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявления открытых и скрытых форм абсентеизма и социального иждивенчества.
Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видно при анализе трудовых отношений. Интересы участников трудовых отношений включают в себя:
единые, общие интересы их участников (работодателей и работников) по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства, как основы их материального благополучия;
противоречивые интересы их участников:
- работодатель заинтересован, прежде всего, в удовлетворении потребности рынка, экономии материальных и трудовых ресурсов, с помощью чего достигается основополагающая цель его деятельности - повышение прибыли;
- наемный работник заинтересован в безопасных условиях труда, достаточной для него и его семьи заработной плате, приемлемой трудовой нагрузки, а также соответствующем качественном состоянии других компонентов трудовой деятельности, образующих в совокупности удовлетворяемый его уровень качества трудовой жизни.
Таким образом, интересы работодателя сконцентрированы в экономической и производственных сферах, которые он рассматривает как источник обеспечения воспроизводства в расширенных объемах капитала. Интересы работника сгруппированы и сфокусированы в социально-экономических областях, которые важны для него с позиции приложения труда, который выступает для работника как сфера реализации его творческих трудовых возможностей и как источник дохода в виде заработной платы, достаточной для личного материального обеспечения и содержания его семьи.
Вышеприведенные содержательные характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение в следующем виде:
социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, ухудшающих качество жизни, с целью поддержания их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями.
В основе данной дефиниции лежат следующие устойчивые признаки:
- объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, направленных на поддержание доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизнеобеспечения;
- специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления материальных средств в случаях утраты трудоспособности или места работы;
- закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений.
14. Закономерности теории социальной работы.