Безопасность дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение тяжести их последствий. Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.
Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, работники ГИБДД, дорожные рабочие, а также транспортные средства. Их взаимодействие на дорогах регламентировано Законом РФ «О безопасности дорожного движения», который был принят в декабре 1995 года. Закон устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения, он предусматривает обязательное обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования. Участникам дорожного движения запрещено загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры и другие технические средства, а также загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.
Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).
Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожки и обочин пешеходам можно идти по краю проезжей части навстречу движущемуся транспорту. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Переходить проезжую часть пешеходам разрешено по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов следует переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо просматривается в ту и другую сторону. В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, совершать переход улицы (дороги) разрешается только по их сигналам.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться пешеходными светофорами. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора. (Приложение 3)
На нерегулируемых переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
Группы людей должны передвигаться по правой стороне проезжей части колоннами не более четырех человек в ряд. Впереди и позади колонны с левой стороны должны идти сопровождающие: днем – с красными флажками, а в темное время суток и при ограниченной видимости с зажженными фонарями (впереди – с белым, а позади – с красным). Группы детей должны передвигаться в сопровождении взрослых и только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии их – по обочине, но только в светлое время.
При приближении автомобиля с включённым синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – немедленно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.
Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Управление велосипедом разрешено с 14 лет, а мопедом – с 16 лет. На велосипедах и мопедах можно двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы (не более 10 человек каждая). Расстояние между группами должно составлять 80-100 м.
Водителям велосипедов и мопедов запрещено:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, за исключением ребенка до 7 лет, на дополнительном сиденье с надежными подножками;
- перевозить груз, мешающий управлению или выступающий по длине и ширине за габариты более чем на 0,5 м;
- двигаться по дороге при наличии велосипедной дорожки;
- поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы движения в одном направлении;
- осуществлять буксировку велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами.
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестка водители велосипедов и мопедов должны пропустить транспортные средства.