Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
8.1.Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Состав спасательных работ. Состав неотложных работ.
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отмечается, что одной из важнейших задач комплекса мероприятий следует считать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации ЧС
Проведение АС и ДНР при ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач МЧС РФ.
Ликвидация ЧС – это проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ силами и средствами ликвидации ЧС, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Организация ликвидации ЧС зависит от их характера и масштаба, а также от последствий.
а) аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально-возможного уровня воздействия характерных для них опасных и вредных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;
б) другие неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
в) аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и
средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации
ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют
аварийно-спасательные формирования;
г) аварийно-спасательные формирования - самостоятельная или входящая в
состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения
спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением,
инструментами и материалами;
д) статус спасателей - совокупность прав и обязанностей, установленных
законодательством РФ и гарантированных государством спасателям.
Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе, специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы медицинские, видео-, кино- фотоматериалы по технологии АСиДНР.
Спасательные работы в очагах поражения и зонах затопления включают:
- разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ;
-локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках
(объектах) работ;
-извлечение из-под завалов пострадавших и оказание им помощи;
-вскрытие ЗС и спасение находящихся в них людей;
-подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
-оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженными эвакуацию их в лечебные учреждения;
-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории, сооружений, продовольствия, пищевого сырья, фуража и воды.
Другие неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях;
- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание или уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ударов противника.
АСиДНР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава. Они будут проводиться в условиях разрушений, пожаров, заражения атмосферы и местности.
Основными видами аварийно-спасательных работ являются:
- поисково-спасательные;
- горноспасательные;
- газоспасательные;
- противофонтанные работы;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.
8.2. Основы управления АСДНР. Степени готовности сил, проводящих АСДНР.
Для организации АС и ДНР по ликвидации последствий аварий (А), катастроф (К) и стихийных бедствий (СБ) создаются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), которые являются функциональными структурами органов исполнительной власти и органа управления объектом экономики (ОЭ) . КЧС образованы: на федеральном уровне; на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – КЧС органа исполнительной власти субъекта РФ; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования); на объектовом уровне. КЧС возглавляются руководителями указанных органов исполнительной власти и организаций или их заместителями. Членами комиссии являются ведущие специалисты соответствующих органов исполнительной власти и организаций по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения.
КЧС в мирное время предназначены для повседневного управления и контроля в пределах своей компетенции за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Решения КЧС, принимаемые в ЧС и находящиеся в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Рабочими органами этих комиссий являются штабы (отделы, управления) ГО ЧС.
Заблаговременно, до наступления ЧС, используя данные наблюдения (мониторинга) и контроля, прогнозы о возможных ЧС в определенном подведомственном районе, ОЭ, их характере и возможных масштабах, председатель КЧС составляет план ликвидации ЧС, который должен предусматривать: краткую характеристику возможной зоны ЧС; силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС; очередность работ; порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС; меры медицинского обеспечения; обеспечение безопасности; организацию управления; вопросы материально-технического обеспечения; специальные мероприятия с учетом специфики района (или ОЭ) и др.
Председатель КЧС, используя данные прогноза и мониторинга и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС, вместе с комиссией (коллегиально) принимает решение по ликвидации ЧС. В решении указываются основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирования и порядке спасения людей.
Для получения достоверной информации в зоне бедствия организуется комплексная разведка, которая включает группу специалистов – химиков, дозиметристов, инженеров, пожарных и медиков.
На основе данных, полученных от различных органов и специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ГО ЧС (КЧС) в комплексе оценивает обстановку и принимает окончательное решение на ведение АС и ДНР.
8.3. Особенности организации и проведения АСиДНР при авариях на АЭС, ХОО, при землетрясениях, затоплениях и снежных заносах. Борьба с пожарами.
Особенностью организации и проведения АС и ДНР при авариях на АЭС и химически опасных объектах является то, что в районах возникновения ЧС возникают очаги комбинированного поражения (сложные очаги).
Очаги комбинированного поражения образуются в результате разрушения АЭС обычными средствами поражения или в результате стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах народного хозяйства, вызвавших утечку большого количества АХОВ или химических веществ при землетрясениях, а также при применении противником нескольких видов оружия массового поражения или при других чрезвычайных ситуациях, когда требуется оказание медицинской помощи и санитарной обработки населения, а территории и оборудования - проведение специальной обработки.
Комбинированные очаги, независимо от происхождения, характеризуются следующими особенностями:
-сложностью условий;
-необходимостью проведения больших по объему и различных по характеру мероприятий;
- необходимостью одновременного или последовательного привлечения к работам различных по предназначению формирований, способных проводить АСиДНР в этих условиях;
- обязательным использованием личным составом СИЗ, как органов дыхания, так и кожи;
-необходимостью срочного проведения эвакуации населения, размещения его на незараженной территории в пределах зоны карантина и проведения экстренной и срочной профилактики.
При организации и проведении работ в ОКП предусматривается:
- непрерывное использование личным составом, ведущим работы, СИЗ органов дыхания и кожи, а также обеспечение пораженных противогазами;
- проведение режимных мероприятий, направленных на изоляцию очага
поражения районов, введение ограничительных мер по пребыванию на зараженной территории, установление карантина в районах расположения формирований после выхода их из очага поражения;
- проведение экстренной профилактики личного состава формирований и пораженных;
- срочная эвакуация пораженных и всего населения из зон химического и радиоактивного заражения на незаряженную территорию;
-выделение сил и средств для проведения дегазации, а при необходимости,
и дезактивация путей эвакуации, отдельных участков территории, сооружений, транспорта и техники;
-проведение санитарной обработки с учетом вероятного одновременного заражения людей радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами, а также наличия у них травм и ожогов.