Задачи воспитательной работы
Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
·познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
·художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
·общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
2. Стадии развития воспитательной системы Концепция воспитательной системы образовательного учреждения
Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.
Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.
Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.
Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.
Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.
Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.
Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.
Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.
Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером.
Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре - не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.
Управление воспитательным процессом Основные способы достижения целей воспитательной системы
Динамика общественной жизни имеет очевидную тенденцию к ускорению. Поэтому образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Необходимость модернизации управления остро ощущается на всех уровнях системы. В силу этого происходит осмысление накопленного положительного опыта в ходе научных изысканий, практических наработок и поиск новых путей оптимального управления в соответствии с концептуальной идеей грядущих преобразований.
Мы считаем, как и B.C. Лазарев, что управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы».
Полагаем, что управление образовательным учреждением – это целенаправленная, организованная система действий по обеспечению эффективной деятельности всех участников образовательного процесса с целью сохранения, развития и адаптации ее к изменяющимся условиям.
В имеющейся управленческой литературе термин «управление», как заметила Т.И. Шамова, трактуется с трех позиций: как деятельность, как воздействие одной системы на другую и как взаимодействие субъектов.
В области управления образовательными учреждениями в настоящее время выделяется ряд общих проблем:
l недостаточная целеустремленность управления, его нецелевой характер;
l реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы;
l недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за исполнением принятых управленческих решений;
l недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта;
l низкая наукоемкость управления, слабая ориентация на научные подходы в управлении;
l несбалансированность между рутинными решениями и творческими составляющими управленческой деятельности и т.д.
Наряду с ростом требований к школе и внутришкольному управлению можно наблюдать и появление некоторых позитивных, благоприятных возможностей для совершенствования управления:
1. Определение имиджа образовательного учреждения, исходя из образовательного спроса учащихся, родителей и возможностей самого учреждения;
2. Создание возможностей для повышения управленческой квалификации;
3. Изменение во взглядах организационной и управленческой науки на организацию, человека и их взаимоотношения;
4. Распространение и развитие в менеджменте идей гуманизма, личностного роста;
5. Динамичное развитие практики управления (менеджмента);
6. Доступ к мировому управленческому опыту, интенсивная работа по научно-методическому, психологическому сопровождению образования.
Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Качество управления образовательным учреждением рассматривается с различных точек зрения: одни подразумевают качество управленческого труда, другие – качество построения управляющей системы, третьи –качество управленческого взаимодействия с объектом, четвертые – качество принятых управленческих решений, пятые – качество последствий управления. При этом нельзя не признать, что в любом из приведенных пониманий есть свой резон и что они действительно имеют отношение к качеству управления образовательным учреждением.
Если понимать внутришкольное управление как систему особого внутри-организационного сервиса, управленческого обслуживания функционирования и развития образовательного учреждения, можно предположить, что продукцией управления являются:
l услуги, оказываемые коллективу образовательного учреждения и другим клиентам, преимущественно в форме взаимодействия с клиентами – прямого и опосредованного;
l продукты – то, что управленцы производят (своими силами или с привлечением другие работников и учащихся) для достижения определенных результатов, например управленческие решения.
Говорить о настоящем успехе управления можно лишь тогда, когда мы знаем реальные результаты и последствия управления для всех его клиентов (включая самих управленцев и систему управления образовательным учреждением).
Иными словами, при всей важности доброкачественности продукции внутришкольного управления (услуги и управленческие решения) о достижении определенного качества управления образовательным учреждением важнее судить по его результатам.
Что такое результаты управления? Как можно обнаружить результаты управления?
Словарь С.И. Ожегова трактует результат как «то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог». Близкая к этому (но более живая и яркая) интерпретация этого слова предложена полтора века назад в словаре В.И. Даля: «Результат – следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела». Т.е. результат реальный итог работы, ее последствие. Поэтому его желательно выявлять и учитывать полностью, видя в нем не только достижение или недостижение поставленных целей (как это часто бывает), но и всю полноту полученных итогов и последствий.
Система внутришкольного управления служит интересам образовательного учреждения, следовательно, оценка ее успешности должна осуществляться не по показателям системы управления, а по результатам деятельности самого образовательного учреждения как управляемого объекта.
Бесспорным в такого рода высказываниях и их смысловой основе следует признать то, что:
l управление не самоцель, а функция организации, значит, его результаты следует соотносить с успехом управляемого объекта;
l результаты систем управления и управленческой деятельности в конечном счете проявляются в результатах деятельности организации (в нашем варианте – организации образовательным учреждением);
l оценка управления не может и не должна проводиться в отрыве от результатов управляемого объекта.
Необходимо учитывать особенности образовательного учреждения и внутришкольного управления. В образовательном учреждении вообще достаточно сложно выявить точные общие результаты деятельности, а также вклад в них системы управления по сравнению с промышленными рыночными структурами, результаты деятельности которых выявляются с большой точностью и объективностью по множеству показателей в статике и динамике, что существенно облегчает оценку и фирмы как организации, и менеджмента, системы управления.
Поэтому, оценка конечных результатов образовательного учреждения необходима, но еще недостаточна для оценки результатов системы внутришкольного управления.
По механизму получения результаты могут являться либо итогом воздействия на объект продуктов и услуг управления, либо итогом прямых управленческих воздействий, либо косвенным итогом ожиданий работников образовательного учреждения, основанных на их прежнем опыте взаимодействия с системой управления.
l Принципы управления воспитательной системой:
l принцип гуманизации;
l принцип природосообразности;
l принцип индивидуализации;
l принцип субъектности;
l принцип выбора;
l принцип доверия и поддержки;
l принцип системности;
l принцип коллегиальности;
l принцип самоактуализации;
l принцип успешности;
l принцип надежды и надежности;
l принцип открытости и гласности;
l Основные концептуальные подходы в управлении воспитательной системой школы;
l личностный подход;
l компетентностный подход;
l системный подход;
l ситуационный подход;
l мотивационный подход;
l синергетический подход;
l рефлексивный подход;
l культурологический подход.
Способы и средства управления воспитательной системой школы:
l гуманизация и социализация отношений;
l включение детей, педагогов, родителей в коллективные творческие дела;
l сохранение традиций и введение инноваций;
l создание объединений по интересам (клубов, обществ, движений, центров);
l интеграция учебного и воспитательного процесса в образовательный;
l самоактуализация в деятельности;
l моделирование социальных ситуаций.
Признаки воспитательной системы
l целостность;
l структурность;
l динамизм;
l взаимодействие со средой;
l взаимодействие с другими воспитательными системами.
3. Воспитательная работа школы. Анализ воспитательной работы школы
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.
Цель воспитательной работы:
обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, эколого-валеологических ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности.
Способ достижения цели:
профессионально-психологическое формирование личности будущего специалиста, имеющего высокий морально-этический уровень и умеющего управлять своим интеллектуальным потенциалом при решении практических задач в области экономики и управления.
Концепция воспитательной работы:
открытость воспитательной работы; ценностно–ориентированный подход к построению воспитательной работы; стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.
Направления воспитательной работы:
основное влияние на формирование личности будущего специалиста оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным навыкам, дополнительное влияние оказывать во внеучебное время через организованные при кафедре временные творческие студенческие коллективы, содействие активам учебных групп в проведении досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий и туристических походов и участие в мероприятиях по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вуза и на закрепленной территории.
Формы воспитательной работы:
коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.
Период и этапы воспитательной работы:
все время обучения в университете с учетом профессионально-возрастной специфики каждого курса.
Объект воспитательной работы и его структура:
студенты учебных групп пяти курсов бюджетной и внебюджетной форм очного обучения.
Задачи воспитательной работы
Формирование у студентов отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе экономистов-менеджеров, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.
Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:
l удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;
l формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
l освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, традициях народов Марий Эл и России;
l развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
l формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
l формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Воспитание толерантности:
l формирование позитивного морального климата в учебных группах на основе признания равной значимости всех членов коллектива, уважения убеждений других лиц и их действий;
l поощрение стремления более сильных студентов оказывать помощь коллегам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым;
l предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами в учебных группах;
l своевременное выявление неформальных "агрессивных" лидеров и публичное осуждение попыток унижения или подавления личностей с их стороны.
5.Этапы становления воспитательной системы школы
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:
· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
· среда системы, освоенная субъектом;
· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.
Первый этап развития воспитательной системы - становление.
Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:
· создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
· формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
· ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
· выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
· включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
· диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
· создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.
На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается « система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея».
Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.
Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.
Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Она проявляется:
· в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
· во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
· в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
· в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень [11, c. 19-20].
Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Ниже приводится программа самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанная В.А.Караковским.
6.Инновационные воспитательные технологии
Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.
Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
При этом:
- под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);
- под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
- под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.
Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
• модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
• продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
• технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
• процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
• отраслевые;
• межотраслевые;
• региональные;
• в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
• реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
• стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности:
• экономическая;
• социальная;
• экологическая;
• интегральная.
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, т.н. конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.