Тема: возрастные особенности функционирования иммунной системы. итоговое занятие

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:иммунная система человека существенно меняется в процессе развития организма, поэтому знание физиологических особенностей иммунной системы в различные возрастные периоды необходимы для правильной оценки ее функционирования как в норме, так и при различной патологии.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должен знать особенности становления иммунной системы в эмбриогенезе, в различные возрастные периоды постнатального развития, включая пожилой и старческий возраст.

III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.

· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 720 с.: ил. Радел VIII, глава 8.5.1. Изменение органов и состем органов в процессе старения с. 659-655. глава 8.5.2. Проявления старения на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях. с. 665-668. глава 8.7. Гипотизы, объясняющие механизмы старения с. 685-688.

· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 13.2. Соотношение онто- и филогенеза с. 115-127, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

1. Развитие иммунной системы плода:

- закладка центральных и периферических органов иммунной системы;

- факторов врожденного и приобретенного иммунитета.

2. Особенности иммунной системы ребенка:

- период новорожденности;

- основные критические этапы в становлении иммунной системы ребенка, их особенности;

- общие закономерности развития иммунной системы у детей.

3. Иммунный ответ при старении:

- определение старения (по Бернету);

- иммунологические аспекты старения;

- особенности дисбаланса иммунной системы при старении;

- болезни старости;

- пути контроля и восстановления иммунитета при старении.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.

Основная:

1. Лекция.

Дополнительная:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил. Глава 10. Возрастные особенности иммунной системы ребенка с. 237-246.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Назовите время закладки во внутриутробном периоде тимуса, селезенки, лимфатических узлов.

2. К какому сроку в крови плода появляются зрелые В-клетки?

3. Чем характеризуется система комплемента плода к моменту рождения?

4. Охарактеризуйте особенности фагоцитарных клеток плода.

5. Перечислите критические периоды постнатального развития и время их наступления.

6. Назовите особенности иммунной системы соответствующих критических периодов.

7. Назовите критический период во внутриутробном развитии плода, чем он характеризуется?

8. Почему новорожденные дети склонны к генерализованным инфекционно-воспалительным процессам?

9. Какой вид иммунного ответа преобладает у детей 3-6 мес?

10. В каком возрасте у ребенка завершается формирование систем иммунитета, барьерных тканей (кожи и слизистых)?

11. Перечислите общие закономерности развития иммунной системы у детей.

12. Перечислите возрастные особенности изменения массы лимфоидных органов.

13. Назовите определение "старения" (по Бернету).

14. Назовите иммунологические теории старения.

15. Какими двумя взаимосвязанными процессами со стороны иммунной системы характеризуется процесс старения?

16. В чем особенности иммунной недостаточности при старении?

17. Назовите болезни старости.

18. Чем объяснить преобладание супрессорной направленности иммунного ответа у детей первых 2-х критических периодов?

19. В чем смысл абсолютного и относительного лимфоцитоза в периферической крови детей до препубертатного периода?

20. Назовите главные особенности становления иммунной системы у детей 4 и 5 критических периодах?

VII.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЙЯ ЗАДАНИЯ.

1. Заполните таблицу

«Иммунологические изменения у человека при старении».

Показатели иммунитета Возрастная группа
29-30 лет 70-80 лет
Т-система: 1. функциональная активность Т-лимфоцитов 2. доля периферических Т-лимфоцитов В-система: 1.Титр аутоантител 2.Уровень IgA и IgG в сыворотке крови 3.Для периферических В-клеток    

Примечание: ответ выражать - N- норма, ↓- снижено, ↑- повышено.

2. У новорожденного ребенка в пуповинной крови обнаружены антитела класса М к цитомегаловирусу. О чем это свидетельствует?

3. У новорожденного ребенка в пуповинной крови обнаружены антитела класса G к вирусу герпеса. О чем это свидетельствует?

4. Нарисуйте тимус новорожденного ребенка, человека в возрасте 30 лет и 80 лет. В рисунке отразите основные элементы, характеризующие строение тимуса, их изменения в различные возрастные периоды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

1. Строение и функции иммунной системы.

2. Особенности строения и функций центральных и периферических органов иммунной системы.

3. Лимфоидная ткань: строение, функции.

4. Факторы иммунной защиты полости рта.

5. Иммунобиологические свойства и состав слюны.

6. Роль системного иммунитета в иммунологической защите полости рта.

7. Гемопоэтическая стволовая клетка: морфологическая и фенотипическая характеристика, этапы развития, особенности.

8. Лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы, особенности Т - и В-лимфоцитов, клональный принцип организации.

9. В-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, В1 и В2- лимфоциты.

10. Т-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, основные субпопуляции.

11. Т - и В- клетки памяти, краткая характеристика, особенности.

12. Клетки системы врожденного иммунитета (NK, NKT,фагоциты).

13. Антигенпрезентирующие клетки (АПК): виды, основные функции, особенности профессиональных АПК.

14. Характеристика врожденного иммунитета как самой ранней формы иммунной защиты от экзогенных антигенов (фазы активации, способы распознавания патогена клетками врожденного иммунитета).

15. Понятие рецепторов, основные рецепторы врожденного иммунитета (рецепторы - «мусорщики», маннозные рецепторы, рецепторы комплемента, рецепторы для иммуноглобулинов, лектиновые рецепторы)

16. Паттернраспознающие рецепторы (Toll-подобные рецепторы) врожденного иммунитета: характеристика, виды, клиническое значение.

17. Антигенраспознающие рецепторы Т - и В - лимфоцитов, строение, особенности.

18. Основные компоненты системы цитокинов, классификация по биологической активности, свойства цитокинов.

19. Характеристика свойств наиболее важных цитокинов , роль в регуляции иммунных реакций в норме и при патологии.

20. Иммунный ответ: определение, стадии развития, связь с факторами врожденного иммунитета.

21. Гуморальный иммунный ответ на тимусзависимые и тимуснезависимые антигены.

22. Иммунный ответ клеточного типа.

23. Механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.

24. Иммунологическая память.

25. Динамика продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе

26. Регуляция иммунного ответа (антитела, регуляторные Т-лимфоциты).

27. Виды эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.

28. Классификация и характеристика эффекторных механизмов: антителозависимых и антителонезависимых.

29. Механизмы цитотоксической активeности ЦТЛ, NK, МФ, ЭФ, НФ.

30. Строение и функции ГКГ системы, роль в реакциях иммунитета.

31. Характеристика генов и антигенов HLA I, II и III классов.

32. Механизмы связи HLA с болезнями человека.

33. Трансплантология и импланталогия. Виды трансплантатов.

34. Иммунологические механизмы отторжения трансплантата, иммунная природа первичного и повторного отторжения.

35. Трансплантационные реакции: реакция трансплантат против хозяина (РТПХ); реакция хозяин против трансплантата (РХПТ).

36. Характеристика опухолевых антигенов и типы изменения опухолевых клеток.

37. Механизмы противоопухолевой защиты.

38. Принципы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.

39. Развитие иммунной системы плода:

- закладка центральных и периферических органов иммунной системы;

- факторов врожденного и приобретенного иммунитета.

40. Особенности иммунной системы ребенка:

- период новорожденности;

- основные критические этапы в становлении иммунной системы ребенка, их особенности;

- общие закономерности развития иммунной системы у детей.

41. Иммунный ответ при старении:

- определение старения (по Бернету);

- иммунологические аспекты старения;

- особенности дисбаланса иммунной системы при старении;

- болезни старости;

- пути контроля и восстановления иммунитета при старении.

Наши рекомендации