Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика
Экономическая теория товара и денег
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества
И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Инфраструктура рынка
Важнейшие условия возникновения рынка
Рынок.
Принципиальные основы рыночной экономики.
Элементы рыночного механизма.
Функции рынка.
Преимущества рынка.
Недостатки (отрицательные черты рынка).
Виды рынков.
Два типа рынка.
Субъекты рынка.
Объекты рынка.
Юридическое лицо.
Юридическое лицо: коммерческая организация и некоммерческая организация.
Юридическое лица – коммерческие организации.
Юридические лица – некоммерческие организации.
Физические лица (граждане).
Инфраструктура рынка.
Элементы инфраструктуры рынка.
Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции.
Основные переменные, используемые для сегментирования потребительского рынка.
Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика.
Полезность, ценность (стоимость), цена товара, услуги.
Закон убывающей предельной потребности.
Медицинская услуга, социальная услуга: понятие, особенности, виды
Благо.
Классификация, виды благ.
Взаимозаменяемые товары.
Товарное производство.
Типы товарного производства.
Товар.
Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость.
Особенности двух свойств товара: Потребительная стоимость. Меновая стоимость.
Цена товара.
Услуга.
Особенности потребительной стоимости услуги.
Медицинская услуга.
Основные виды медицинских услуг.
Социальная услуга.
Основные виды социальных услуг.
Жизненный цикл товара.
Сущность, характеристика и функции денег.
Денежная система, ее элементы. Денежная масса, денежные агрегаты
Деньги.
Характеристика (свойства) денег.
Функции денег.
Закон денежного обращения.
Количество денег в обращении (теория К. Маркса).
Количественная теория денег И. Фишера.
Денежная система.
Денежная масса.
Компоненты денежной системы.
Денежный мультипликатор.
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества
И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Инфраструктура рынка
1.
Важнейшие условия возникновения рынка |
Общественное разделение труда и специализация труда Частная собственность Экономическая обособленность или экономическая автономия Свободный обмен ресурсами, экономическими благами |
2.
Товарное производство |
такой тип организации хозяйства, при котором блага, продукты создаются для продажи их на рынке |
3.
Типы товарного производства | |
Простое товарное производство | Развитое товарное производство |
исторический первый тип товарного производства, при котором применяется личный труд собственников факторов производства | наивысшая, развитая форма товарного производства достигается при капитализме, при котором применяется наемный труд |
4.
РЫНОК |
• это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями; • это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения; • это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами; • это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики; •это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики. |
5.
Принципиальные основы рыночной экономики |
Частная собственность на инвестиционные ресурсы |
Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства) |
Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм) |
Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества) |
Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка) |
Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше) |
Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек) |
6.
|
7.
8.
Преимущества рынка |
· Функционирование механизма конкуренции |
· Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг. |
· Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей. |
· Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. |
· Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. |
· Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса. |
· Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита). |
9.
Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка |
• Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции |
• Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды |
• Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары») |
• Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция |
• Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов |
• Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе |
• Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства |
• Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности |
• Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию |
• Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений |
• Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии |
10.
Критерии группировки | Виды рынков |
Экономическое назначение объектов рыночных отношений | Рынки товаров и услуг, труда (рабочей силы), капитала научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п. |
Товарные группы | Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства |
Территориальный (пространственный, географический признак) | Рынки местные, региональные, национальные, внутренние, общенациональные, мировые |
Степень развитости и ограничения конкуренции | Рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигопольный рынок, монопсонический, смешанный |
Характер продаж | Рынок оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок |
Соблюдения законности | Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные» |
По отраслям | Рынок автомобильный, зерна, нефти и другие |
Степень участия государства | Рынки стихийные и регулируемые |
По уровню насыщения | Равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок |
По организационной структуре | Открытый, закрытый, преференциальный |
11.
Два типа рынка | |
Рынок продавца | Рынок покупателя |
Спрос больше предложения, ситуация дефицита Активный «деятельность» рынка – покупатель Продавец диктует свои условия | Предложение больше спроса Активный «деятель» рынка – продавец Продавец ищет покупателя, готов его обслужить |
12.
Субъекты рынка |
физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители (домашние хозяйства, фирмы, государство). |
13.
Объекты рынка |
специфические группы товаров и услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и развивающие по характеру, способу и целям потребителя (товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты). |
14.
Юридическое лицо – это организация, которая (Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48) |
– имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; |
– отвечает по своим обязательствам своим обособленным имуществом; |
– может от своего имени приобретает, и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; |
– несёт обязанности; |
– может быт истцом и ответчиком в суде; |
– имеет собственный баланс или смету; |
– имеет собственный расчетный счет; |
– внесена в единый российский государственный реестр юридических лиц; |
– имеет гражданские права, соответствующие его целям и обязанностям |
15.
|
|
|
17.
Юридические лица— некоммерческие организации (Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 50) |
1. Потребительские кооперативы |
2. Общественные организации (объединения) |
3. Религиозные организации (объединения) |
4. Финансируемые собственником (учредителем) учреждения |
5. Благотворительные и иные фонды |
6. Образовательные и иные учреждения |
7. Ассоциации и союзы |
18.
Физические лица (гражданин) (Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 17) |
• могут иметь имущество на праве собственности; |
• наследовать и завещать имущество; |
• заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; |
• создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; |
• совершать любыене противоречащиезакону сделка и участвовать в обязательствах; |
• избирать место жительства; |
• иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; |
• иметь иные имущественные и личные неимущественные права |
19.
Инфраструктура рынка |
Это совокупность отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи,совершаемые на рынке |
20.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка |
• биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.) |
• аукционы, ярмарки и другие формы организационного не баржевого посредничества; |
• страховые компании |
• государственные и коммерческие банки; |
• государственные и негосударственные службы занятости; |
• информационные центры и центр и деловой коммуникации; |
• рекламные агентства; |
• торговые палаты; |
• аудиторские компании; |
• фонды; |
• юридические компании и т.д.; |
21.
Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции | ||||
Критерии | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое | Большое | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, без близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Имеется в узких рамках | Ограниченный | Значительный |
Условия входа в рынок | Очень легкие | Сравнительно легкие | Наличие препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Упор на рекламу и торговые марки | Очень развита | Главным образом реклама |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля | Производство стали, автомобилей | Местные предприятия общественного пользования |
22.
Основные переменные, используемые для сегментирования потребительского рынка |
Демографические:возраст, пол, уровень дохода, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, род занятий (профессия), образование, религиозные убеждения, раса, национальность и др. |
Географические:государства, регион, город или сельская местность, район города, общины, плотность населения, численность населения, климат и др. |
Психографические:общественный класс, стиль (образ) жизни, тип личности (индивидуализм или групповая мотивация, увлекающаяся натура или авторитарная, или честолюбивая) и др. |
Поведенческие:повод для совершения покупки (обыденная покупка, особый случай); искомые выгоды ( качество, сервис, экономия); статус пользователя (не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь); интенсивность потребления (слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель); степень готовности покупателя к восприятию товара (неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить); отношение к товару (восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное) и др. |
Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика.