Аксиома о потенциальной опасности 8 страница

· при штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке;

· после освобождения не делайте скоропалительных заявлений.

Психофизиологическая деятельность человека
и его роль в проблеме безопасности

Любая деятельность содержит ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Важнейшие из них – это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, общение.

Процесс преобразования информации является важнейшим компонентом операторской деятельности и результатом интегрирующего функционирования психофизиологических возможностей человека.

В преобразовании информации участвуют следующие функциональные блоки: сенсорная память, первичная память (оперативная), вторичная (долговременная), блок повторения, блок ответа.

Важной характеристикой оперативной памяти является быстрое исключение информации, не нужной для дальнейшей работы, благодаря чему освобождается место для хранения новых данных. Характеристика оперативной памяти изменяется под влиянием значительных физических нагрузок, экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, месяцы, годы). Информация, поступившая в долговременную память, с течением времени забывается. Объем усвоенной информации значительно уменьшается за первые 9 ч: со 100 до 35%. Кратковременная память, которая связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде, направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов независимо от их информационного содержания. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. Психология– это наука о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, слабая установка специалиста на соблюдение правил безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, пребывание людей в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т. д.

Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопасности целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Особые психические состояниявозможны у специалистов (операторов). Эти психические состояния не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний выделяют пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психических активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующихся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдаются падение человека, судорожные движения тела и конечностей. В операторской деятельности пароксизмальные состояния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей и т. п. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и эффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. При этом появляются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления и т. п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиться аффектные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и их не следует назначать на должности с высокой ответственностью.

Надежность человека как звена технологической системы

Деятельность человека-оператора характеризуется быстродействием и надежностью.

Критерием быстродействияявляется время решения задачи, то есть время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий.

Пропускная способность характеризуетбыстроту оператора постигать смысл информации и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Пропускная способность в среднем составляет 2-4 ед/с.

Надежность – это психологическая характеристика готовности человека к эффективному выполнению своих функций за счет чего обеспечивается устойчивая работоспособность управляемой им системы «человек-машина».

Наиболее легким считается труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения (оптимальный труд). В том случае если оператор принимает решение в рамках одной индустрии, то это допустимый труд.

Если труд связан с решением сложных задач по известному алгоритму или с принятием решений в рамках нескольких инструкций, то это напряженные условия 1 степени. Если творческая деятельность требует решения задач с неизвестным алгоритмом решения, то это напряженный труд 2 степени.

Обработка какой-либо информации без оценки результатов труда – оптимальный труд, с оценкой результатов – допустимый труд.

Труд руководителя по распределению задания между другими лицами и контроль за их работой – это напряженный труд 2 степени.

Таким образом, тяжесть труда всегда связана со значительными физическими усилиями, а напряженность труда – с умственными затратами. Напряженность зависит от длительности наблюдения за объектом и числа одновременно наблюдаемых объектов.

При длительности наблюдения до 25% продолжительности смены – условия труда оптимальные, до 50% смены – условия допустимые, до 75% – напряженный труд 1 степени, более 75% – напряженный труд 2 степени. Причем если одновременно наблюдается до 5 объектов – труд оптимальный, до 10 – допустимый, более 10 – напряженный.

Чтобы система «человек-машина» функционировала эффективно, не приносила ущерб безопасности необходимо совместить характеристики человека и машины.

Деятельность человека-оператора при решении определенных производственных задач состоит из следующих этапов: восприятие информации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформулированных ранее критериев оценки, принятие решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На этих этапах человек-оператор может допустить ошибочные действия.

Под ошибочными действиями понимают отклонения от нормальных, ожидаемых, предусмотренных и т.п. действий, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей).

Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:

· ошибки в ориентации (недополучение информации);

· ошибки принятия решения;

· ошибки выполнения действий.

Ошибки делятся также на обратимые и необратимые. Обратимые ошибки могут и не привести к несчастному случаю. Можно ошибки делить на предсказуемые и систематические, которые предсказуемы и легко устранимы.

Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные состояния.

В результате исследований выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает. Все промышленные предприятия фактически являются системами «человек - машина», и при их разработке необходимо учитывать особенности, как человека, так и машины. Нельзя все случаи человеческих ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных факторов.

Под системой «человек-машина» (СЧМ) понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целям, стоящим перед системой. Бинарная система «человек-машина» является многоцелевой. Одна из важнейших целей, данной системы – безопасность, т.е. не нанесение ущерба здоровью человека.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих случаях: 1) оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели; 2) поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; 3) оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Свойство человека ошибаться является следствием его психофизиологического состояния. Интенсивность совершения ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

Для снижения возможности проявления ошибок человека необходимо организовывать обучение, тренировки, развивающие быстроту мышления. Кроме этого, нужно проводить профессиональный отбор, то есть определять пригодность человека к конкретной работе.

Главная задача и вместе с тем основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, на сколько успешно человек будет работать по той специальности, с которой ранее он не имел дело.

На работах с вредными условиями труда проводят медицинское освидетельствование.

Критерии и методы оценки деятельности операторов
технических систем и стимулирование
безопасности деятельности

Профессиональная пригодность – это наличие следующих свойств: положительная мотивация к данной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата, высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

В свою очередь, профессиональная непригодность подразумевает: наличие хронического заболевания и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнимательность; рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т. д.

Методы прогнозирования частоты ошибок человека основываются на классическом анализе и включают следующие этапы: составление перечня основных отказов системы и человека; оценка частоты ошибок человека; определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы; выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и др.

Из числа желающих работать по данной специальности производится профессиональный отбор. Его главная задача: выявление профессионально значимых качеств у кандидатов на определенную должность.

Главная задача и вместе с тем основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, насколько успешно человек будет работать по той специальности, с которой ранее он не имел дело.

Обычно при приеме на работу на предприятиях проводят беседы с кандидатом, во время которых он заполняет определенные формы документов. Для этой цели разрабатывают специальные стандартизированные интервью и анкеты (анкетный метод). Но многие качества испытуемого могут быть выявлены только во время трудовой деятельности (аппаратурный метод) или с помощью тестов.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляются и оцениваются с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры.

При тестовом методе испытуемому предлагается ряд тестов, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства. Например, используют тест на переключение внимания..

Тестовый метод в настоящее время широко используют за рубежом и на предприятиях России.

Тесты делятся на следующие группы:

· тесты определения способностей;

· тесты проверки зрения и слуха;

· личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность и т. п.

Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания.

Наличие квалифицированного персонала - одно из важнейших условий обеспечения безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна быть создана специальная система обучения работников по охране труда.

Процесс обучения должен включать:

· объяснение и уяснение материала;

· отработку и овладение материалом;

· контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обучения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

Инструктаж включает ознакомление:

· с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями на предприятии;

· с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором на предприятии;

· со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда;

· с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами в соответствии с типовыми программами. Эти типовые программы разрабатывают и утверждают соответствующие министерства, ведомства, органы управления охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляет Государственная инспекция труда.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих (в том числе и операторов технических систем) проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».

Согласно Трудовому кодексу и ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ) работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Согласно ст. 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа.

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу и включает общие сведения о правилах поведения и основных мерах безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях, мерах электробезопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики.

Первичный инструктаж проводится при допуске к самостоятельной работе на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного труда.

После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышенной опасности - раз в квартал).

Текущий (целевой) инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, перед началом работ повышенной сложности и опасности с обязательным оформлением наряда-допуска, разрешения и других документов.

Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: при введении в действие новых или изменении нормативных актов по охране труда; изменениях в технологическом процессе, замене или изменении средств и предметов труда; при нарушении работниками требований безопасности, несчастном случае на производстве; по требованию органов государственного контроля и надзора; при длительных перерывах в работе (более 60 дней, а для работ с повышенными требованиями к безопасности - более 30 дней).

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, а в подразделениях (в цехах, участках и пр.) – на руководителя подразделения.

Организация государственной системы
безопасности жизнедеятельности

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Основными функциями системы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

· управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

· осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Выделяют несколько уровней системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, общества, государства.

Первый уровень – органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень – органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень – судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

Четвертый уровень – государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ государства, таможенный контроль, налоговые органы и др.).

Пятый уровень – система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами.

Шестой уровень – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

Правовые, нормативно-технические и организационные
основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ).

Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Концепция национальной безопасности
Российской Федерации

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Правила контроля состояния окружающей среды

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов (Минприроды).

Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

· решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

· достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

· восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

· рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. Органы государственного экологического контроля включают: органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

1.глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

2.национальный, проводимый на территории одного государства;

3.региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или на сопредельных участках нескольких государств;

4.локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

Наши рекомендации