Аксиома о потенциальной опасности 7 страница

Территория Российской Федерации разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. повседневной деятельности;

2. повышенной готовности;

3. чрезвычайный.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает или Правительство РФ, или МЧС, или соответствующие комиссии по ЧС.

Постоянно действующие органы управления системой
чрезвычайных ситуаций

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

1. на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликви­дации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

2. на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

3. на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

4. на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

5. на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта – объектовые комиссии по ЧС (КЧС);

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

1. на федеральном уровне - МЧС России;

2. на региональном уровне - региональные центры:

3. на территориальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);

4. на местном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);

5. на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

1. пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях),

2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС)всех уровней;

3. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

МЧС России – федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации ЧС

Став независимой, Россия указом Президента РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР образовала Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года— 10 января 1994 г. этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В Положении о министерстве, утвержденном постановлением правительства, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Основными задачами МЧС России являются:

· разработка предложений по проведению государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, мобилизационной подготовки народного хозяйства;

· руководство гражданской обороной Российской Федерации, Войсками гражданской обороны РФ и Поисково-спасательной службой (ПСС) МЧС России;

· обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных

· ситуаций (РСЧС);

· организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнением мероприятий по их предупреждению;

· руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· проведение подводных работ особого назначения;

· создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС;

· организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на проведение и ликвидацию ЧС;

· защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении ЧС;

· координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов для проведения первоочередных работ по ликвидации ЧС, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством РФ на проведение мероприятий по ликвидации ЧС;

· организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию министерства.

Основными подразделениями министерства являются департаменты: управления; предупреждения и ликвидации ЧС; мероприятий защиты населения и территорий от ЧС; международного сотрудничества; материально-технического обеспечения и вооружения; инвестиций и эксплуатации основных фондов, а также управления: научно-техническое, связи и оповещения; авиации; медицинское и др.

Свои задачи МЧС России решает непосредственно силами центрального аппарата и через подведомственные ему учреждения, предприятия и организации.

Организация гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей государственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время.

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; эвакуация населения, материальных ценностей в безопасные районы; оповещение населения об опасностях; предоставление убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение аварийно-спасательных работ; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, территорий и пр.; восстановление и поддержание порядка; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время и др.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.

Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане России в возрасте: мужчины – от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имеющих детей до 8 лет.

Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объекта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает: вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты и т. д.

Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются: своевременное оповещение; защитные сооружения ГО – убежища и противорадиационные укрытия; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи; проведение эвакомероприятий.

Медицинское обеспечение и помощь
в чрезвычайных ситуациях

Первая медицинская помощь представляет собой комплекс срочных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавших при травмах, несчастных случаях, отравлениях и внезапных заболеваниях.

Прежде всего, необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов (извлечь из воды, потушить одежду, вынести из горящего помещения или из зоны заражения ядовитыми веществами, отключить электричество и т. п.).

Важно уметь быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. При осмотре пострадавшего сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения, было и продолжается ли кровотечение. Во многих случаях пострадавший теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти.

Признаки жизни:

· наличие сердцебиения и пульса на крупных артериях (сонной, бедренной, лучевой);

· наличие самостоятельного дыхания, устанавливается по движению рудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшёго;

· реакция зрачка на свет. Если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести руку в сторону, то наблюдается сужение зрачка.

При обнаружении минимальных признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой помощи.

Нужно выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления поражения – кровотечение, остановка дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильная боль.

Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв.

Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:

· помутнение и высыхание роговицы глаза;

· при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок суживается и напоминает кошачий глаз;

· похолодание тела, появление трупных пятен и трупного окоченения.

Азбука оживления. Оживление или реанимация представляют собой восстановление жизненно важных функций организма, прежде всего дыхания и кровообращения. Реанимацию проводят тогда, когда отсутствуют дыхание и сердечная деятельность, или они угнетены настолько, что не обеспечивают минимальных потребностей организма.

Оживление осуществляется в три приема, выполняемых строго последовательно. В первую очередь обеспечивают восстановление проходимости дыхательных путей. Для этого пострадавшего или больного укладывают на спину, голову максимально запрокидывают назад, а нижнюю челюсть выдвигают вперед, чтобы зубы этой челюсти располагались впереди верхних зубов. Проверяют и очищают ротовую полость от инородных тел (куски пищи, песок, мокрота, зубные протезы и др.). Убедившись, что дыхательные пути свободны, но дыхание отсутствует или явно недостаточно, приступают ко второму приему – искусственному дыханию методом рот в рот или рот в нос. Для этого держат запрокинутую голову пострадавшего и, сделав глубокий вдох, вдувают выдыхаемый воздух в рот пострадавшего. Hоc пострадавшего зажимают пальцами для предотвращения входа воздуха во внешнюю среду. При проведении искусственного дыхания методом рот в нос воздух вдувают в нос пострадавшего, закрывая при этом рот.

При дыхании рот в рот более гигиенично вдувать воздух через увлажненную салфетку или кусок бинта. После вдувания воздуха необходимо отстраниться для осуществления пострадавшим пассивного выдоха. Частота дыхания – 12–18 в 1 минуту. Эффективность искусственного дыхания можно оценить по поднятию грудной клетки пострадавшего при заполнении его легких воздухом.

Если остановка дыхания сопровождается и остановкой сердечной деятельности, производят наружный массаж сердца. Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность. Оказывающий помощь помещает обе свои ладони на нижнюю треть грудины и энергичными толчками надавливает на грудную стенку, используя при этом и массу собственного тела. Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4 — 5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу. Массаж сердца осуществляют с частотой 60 надавливаний в 1 мин. У детей до 10 лет массаж сердца выполняют одной рукой с частотой 80 надавливаний в 1 мин.

Эффективность массажа сердца определяется появившимся пульсом на сонных артериях в такт с нажатиями на грудную клетку. Через каждые 15 надавливаний оказывающий помощь вдувает дважды в рот пострадавшему воздух и вновь приступает к массажу сердца. Если реанимационные мероприятия проводят два человека, то один осуществляет массаж сердца, другой — искусственное дыхание в режиме одно вдувание через 5 нажатий на грудную стенку. Периодически проверяется, не появился ли самостоятельный пульс на сонных артериях. Об эффективности реанимации судят по сужению зрачка, появлению его реакции на свет.

Медицинские средства индивидуальной защиты

Важное значение в системе мероприятий по защите населения от поражающих факторов техногенных катастроф, стихийных бедствий и инфекционных заболеваний отводится медицинским средствам индивидуальной защиты. К ним относятся: радиозащитные средства, антидоты, противобактериальные препараты, средства частичной санитарной обработки. Они предназначены для профилактики заболеваний и оказания первой медицинской помощи населению. Важнейшие из них вложены в индивидуальную аптечку (АИ-2), выдаваемую населению с объявлением об опасности ЧС. Она представляет собой пластмассовый футляр оранжевого цвета, в который вложены пеналы с лекарственными средствами и шприц-тюбик с антидотом. Препараты размещены следующим образом:

· гнездо 1 предназначено для шприц-тюбика противоболевым средством, применяемым при переломах, обширных травмах и ожогах;

· гнездо 2 вмещает пенал красного цвета с 6 таблетками ТАРЕНА – для профилактики пораженийфосфорорганическими веществами (ФОВ). К ним относятся зарин, зоман, V-газы., (разовый прием 2 таблетки, повторный прием через 6–8 часов 1 таблетка);

· гнездо 3 содержит антибактериальное средство №2 СУЛЬФАДИМЕТОКСИН–15 таблеток для устранения желудочно-кишечных расстройств, возникающих после облучения. В первые сутки принимается 7 таблеток. В последующие 2 суток – по 4 таблетки;

· гнездо 4 вмещает радиозащитное средство №1 ЦИСТАМИН, (два пенала по 6 таблеток). Применяют при угрозе облучения. Для одного приема – 6 таблеток. При новой угрозе облучения принимаются еще 6 таблеток не ранее чем через 4–5 часов после первого приема;

· гнездо 5 содержит противобактериальное средство №1 ТЕТРАЦЕКЛИН, (два пенала по 5 таблеток). Оно применяется при угрозе или происшедшем заражении, ранениях и ожогах. Вначале принимают 5 таблеток, запивая их водой.

А через 6 часов принимают содержимое второго пенала (5 таблеток);

· гнездо 6 вмещает радиоактивное средство №2—10 таблеток ЙОДИСТОГО КАЛИЯ, который принимается по одной таблетке в течение 10 дней после выпадения радиоактивных осадков;

· гнездо 7 предназначается для противорвотного средства ЭТАПЕРАЗИНА (5 таблеток). Применяется по одной таблетке после облучения или при появлении тошноты после ушиба головы.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10) используется для санитарной обработки открытых участков кожи и прилегающих к ним участков одежды путем обеззараживания попавших на них капельно-жидких или туманообразных ОВ и бактериальных аэрозолей. Пакет содержит флакон с полидегазирующей жидкостью, способной обезвреживать ОВ и 4 ватно-марлевых салфетки, заключенных в герметичный пакет. Эффективность санитарной обработки высока, если дегазирующий раствор применять сразу после попадания капель ОВ на кожные покровы.

Для обеззараживания индивидуальных запасов воды применяются таблетки пантоцида, содержащие хлорамин. Одна таблетка рассчитана на обеззараживание 1 л воды. Вода пригодна для питья через 45 минут после полного растворения таблетки.

Пакет перевязочный индивидуальный предназначен для оказания помощи при ранениях и ожогах.

Разработка мер по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций

К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования.

Работам по ликвидации очагов поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) предшествуют мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

· ограничению и приостановлению выброса СДЯВ;

· ограждению мест разлива СДЯВ;

· сбору разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости;

· постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха;

· изоляции зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивациейпонимают механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на станциях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактивируют путем обработки или замены зараженной тары, а неупакованное – путем снятия зараженного слоя.

Дегазация – процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрализации опасных химических веществ, находящихся в газообразном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути движения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки грунта.

Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы – кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полнотой дегазации.

Дезинфекция – процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде. Дезинфекцию проводят физическим, химическим, физико-химическим и биологическим способами. Основным является химический способ.

Дезинсекция – процесс уничтожения насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими способами.

Дератизация – профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

Демеркуризация – удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

Санитарная обработка – комплекс мероприятий по механической очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кожных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Международный терроризм – глобальная проблема
современности

Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек.

Первые террористы появились еще в древности. От рук убийцы пал царь Филипп, отец Александра Македонского. Римские сенаторы-заговорщики убили Юлия Цезаря. Целая вереница римских императоров разделила его участь.

Террористы убили четырех президентов США, в частности были застрелены А.Линкольн (1865) и Д.Кеннеди (1963). Убийцы покушались и на некоторых других американских лидеров – Т. Рузвельта, Д. Форда, Р. Рейгана.

XX век вошел в историю не только двумя мировыми войнами. В Индии три политических деятеля по фамилии Ганди – Махатма, Индира и Раджив – были убиты террористами. Их участь разделили египетский президент А. Садат (1981), итальянский премьер – министр А.Моро (1978), глава шведского правительства У. Пальме (1986), премьер-министр Израиля И. Рабин (1995) и многие другие.

Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х годов XX века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп. Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Беспрецедентный рост террористических актов приходится на последнее десятилетие XX – начало XXI в. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных городах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

В настоящее время наблюдается рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира. Эти выводы подтвердили события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Данные террористические акты являются наиболее дерзкой и масштабной акцией международных террористов, в результате которой сразу оказались уничтоженными несколько тысяч человек.

Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (ст.205 УК РФ), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий

Борьба против терроризма, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной, если она строится на следующих принципах:

· упреждения террористических актов за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий;

· минимальных уступок террористам. В ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;

· минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

· неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

В настоящее время борьба против терроризма, в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей, должна осуществляться комплексно, по нескольким основным направлениям:

1. Путем совершенствования деятельности специальных структур, на которые возложена прямая обязанность вести борьбу против терроризма.

В современных условиях резко повышается роль разведывательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т. е. предупредить террористический акт.

2. С помощью проведения войсковых операций.

Международное право считает допустимым ответные силовые действия против террористов, когда исполнитель террористического акта не вызывает сомнений. Кроме того, ответный удар должен быть соизмерим с нанесенным террористами ущербом, жертва терроризма должна искать и другие средства для воздействия в отношении непосредственных исполнителей и соучастников террористических действий, чтобы не допускать их повторения в будущем.

3. С использованием переговорного процесса, направленного на прекращение террористической деятельности, постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или в регионе.

Международный опыт свидетельствует, что переговоры с террористами могут иметь определенный успех.

4. В связи с превращением международного терроризма в глобальную угрозу необходима консолидация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу. В контексте рассматриваемой проблемы важное значение имел саммит 1996 г., посвященный координации действий в борьбе против терроризма, последующие встречи представителей заинтересованных ведомств, а также усилия, предпринимаемые в рамках различных региональных организаций, антитеррористической коалиции и особенно ООН.

Действия населения при угрозе и в период
террористических актов

В связи с ростом террористических актов в различных городах страны, Правительство Российской Федерации 15 сентября 1999 г. приняло постановление №1040 «О мерах по противодействию терроризму», направленное на повышение бдительности населения и усиление безопасности.

Действия населения при угрозе теракта:

· подготовиться для экстренной эвакуации (для этого сложите в сумку документы, деньги, ценности, немного продуктов);

· помочь больным и престарелым подготовиться к эвакуации;

· убрать с балконов и лоджий горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы;

· подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи;

· договориться с соседями о совместных действиях на случай оказания взаимопомощи;

· избегать мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы, дискотеки ...);

· реже пользоваться общественным транспортом;

· желательно отправить детей и престарелых на дачу, в деревню, в другой населенный пункт к родственникам или знакомым;

· держать постоянно включенным телевизор, радиоприемник, радиоточку;

· создать в доме (квартире) небольшой запас продуктов и воды;

· держать на видном месте список телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы.

Возможные места установки взрывных устройств: подземные переходы (тоннели), вокзалы, рынки, стадионы, дискотеки, магазины, транспортные средства, объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие и распределительные станции...), учебные заведения, больницы, поликлиники, детские учреждения, подвалы и лестничные клетки жилых зданий, контейнеры для мусора, урны, опоры мостов.

Рекомендуемые правила поведения при захвате Вас в заложники:

· возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте;

· разговаривайте спокойным голосом;

· подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.

· не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям;

· с самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов;

· не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение;

· не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;

· заявите о своем плохом самочувствии;

· запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения);

· постарайтесь определить место своего нахождения (заточения);

· Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы Вас вызволить;

· не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье;

· расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников;

Наши рекомендации