Задание на самоподготовку:

План

проведения лекционного занятия по дисциплине «Гражданская защита»

Тема №10 «Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения»

Занятие №10.1 «Понятие и содержание АСДНР, порядок их выполнения и организации».

Цель занятия:

1. Ознакомить обучаемых с основами нормативно-правового регулирования в области организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2. Ознакомить обучаемых с перечнем аварийно-спасательных и других неотложных работ;

3. Ознакомить обучаемых с основами организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Время проведения занятия: 90 минут.

Место проведения занятия:лекционная аудитория.

Учебная литература:

1. Закон Республики Беларусь от 27.06.2001 №39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;

2. Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 №141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

3. Закон Республики Беларусь от 27.11.2006 №183-З «О гражданской обороне»;

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2001 №1692 «Об утверждении Перечня аварийно-спасательных работ»;

5. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Под общей редакцией директора Департамента гражданской защиты МЧС России к.т.н. В.А.Пучкова, М., 2005;

6. Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений / ВНИИ ГОЧС. М., 1994. - 148 С.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Презентация в формате «Microsoft PowerPoint»;

2. Проектор.

Общая организация занятия:

Организационно-методические мероприятия и рассматриваемые учебные вопросы Время, мин. Действия преподавателя и методические приемы
1. Вводная часть:
Проверка наличия обучаемых и их внешнего вида, объявление темы и цели занятия, учебных вопросов. 1. Прием рапорта дежурного; 2. Проверка наличия обучаемых по журналу; 3. Доведение учебных вопросов и целей занятия; 4. Доведение литературы.
2. Основная часть:
Вопрос №1: «Перечень, понятие и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ». 1. Знакомит обучаемых с перечнем АСДНР; 2. Знакомит обучаемых с основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации и проведения АСДНР. 3. Демонстрирует слайды презентации по данному вопросу.
Вопрос №2: «Порядок организации аварийно-спасательных и других неотложных работ». 1. Доводит основные НПА по организации и проведению АСДНР. 2. Излагает перечень АСДНР; 3. Излагает основные понятия по организации АСДНР; 4. Демонстрирует слайды презентации по учебному вопросу.
Вопрос №3: «Основы организации взаимодействия при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ». 1. Излагает сущность и содержание мероприятий взимодействия. 2. Демонстрирует слайды презентации по учебному вопросу.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов занятия; Задание на самоподготовку; Объявление темы следующего занятия. 1. Подведение итогов занятия; 2. Задание на самоподготовку; 3. Объявление темы следующего занятия.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2. Основные нормативно-правовые акты в области организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

3. Организация управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами;

4. Руководство и полномочия руководителей аварийно-спасательных работ.

5. Организация взаимодействия при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

6. Руководство формированием при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

7. Спасатель. Статус спасателя. Порядок аттестации спасателей.

Задание на самоподготовку:

1. Изучение учебной литературы.

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы;

Преподаватель

старший лейтенант

внутренней службы Д.А.Федосов

Вопрос №1 «Перечень, понятие и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Рассматривая последствия чрезвычайных ситуаций как природных так и техногенных, можно усмотреть в них одни и те же общие признаки:

наличие или угроза гибели людей;

нарушении условий жизнедеятельности людей;

причинение экономического ущерба;

ухудшение состояния окружающей среды.

С другой стороны, если рассматривать опасности военного времени, то общими признаками их последствий так же являются наличие или угроза гибели людей, нарушении условий их жизнедеятельности, причинение экономического ущерба, а так же ущерба культурному наследию страны.

Таким образом в последствиях как чрезвычайных ситуаций, так и опасностей военного времени усматривается некоторая аналогия, а кроме того важным является:

необходимость предотвращения человеческих жертв;

защиты здоровья людей;

обеспечение устойчивого жизнеобеспечения населения;

снижение и предотвращение материального и экологического ущерба;

защита культурного наследия и исторических ценностей.

Все вышеперечисленные цели достигаются выполнением комплекса защитных мероприятий, частью которых могут быть аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»:

аварийно-спасательные работы - неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации чрезвычайной ситуации и ликвидации или уменьшению уровня воздействия опасных факторов, характерных для нее, проводимые в условиях, угрожающих жизни и здоровью людей, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей;

другие неотложные работы - действия, направленные на обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание медицинской и других видов помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, создание условий, необходимых для защиты жизни и сохранения здоровья людей;

Если рассматривать конечным итогом всех действий, направленных на полную ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий воздействия противника в военное время можно отдельно выделить этап восстановительных работ. Этот этап не относится ни к аварийно спасательным ни к неотложным, но он всегда присутствует по завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Отличие лишь в том, что восстановительные работы после воздействия противника осуществляются по завершении активных боевых действий, а последствия чрезвычайных ситуаций после выполнения аварийно спасательных и неотложных работ.

С учетом всего вышеизложенного целесообразно рассматривать аварийно-спасательные и другие неотложные работы независимо от источника происхождения, времени и динамики воздействия опасных факторов, но с учетом некоторых особенностей военного и мирного времени.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» перечень аварийно-спасательных работ определяется Правительством Республики Беларусь. Данная статья закона реализована постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в соответствии с которым к аварийно-спасательным работам относятся:

1. Поисково-спасательные работы;

2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации;

3. Десантирование спасателей и грузов;

4. Тушение пожаров;

5. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

6. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений;

7. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, аварийно-спасательных средств, населения, объектов внешней среды;

8. Проведение работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, демеркуризации и дератизации;

9. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасанию людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожарах, загазованности, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных и открытых горных выработок);

10. Газоспасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации (аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые с применением средств индивидуальной защиты в условиях наличия в окружающей среде токсичных, пожаро- и взрывоопасных веществ);

11. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений;

12. Противофонтанные работы;

13. Работы, проводимые в условиях повышенной радиации;

14. Работы по ликвидации (локализации) на водных акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

15. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы;

16. Проведение взрывных, взрывотехнических работ для ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации;

17. Доставка гуманитарного груза в зону чрезвычайной ситуации для пострадавшего населения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь о гражданской обороне» проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач гражданской обороны касаемо военного времени, а в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время является одной из основных задач Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В общем случае выполнение аварийно-спасательных работ предполагает собой воздействие сил и средств на источник или источники опасных факторов. Так как выполнение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ требует привлечения достаточно большого количества сил и средств, то необходимо осуществлять руководство ими исходя из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что требует определения конкретного лица, ответственного за выполнение всех мероприятий. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации - лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ. Кроме того одним из принципов деятельности аварийно-спасательных слу3жб в соответствии с вышеуказанным законом является «единоначалие руководства аварийно-спасательными службами».

Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, что ликвидация чрезвычайных ситуаций определяется под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации. Ввиду того факта, что комиссия не является оперативно структурой её сбор и принятие функции руководства на себя требует определенного интервала времени. Выполнение аварийно спасательных работ требует в большинстве случаев крайне быстрого реагирования, что является причиной для наделения полномочиями руководства какого либо должностного лица из числа оперативных служб. Закон Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя в данном случае определяет, что старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом предупреждения, либо планом ликвидации чрезвычайной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.

При выполнении мероприятий гражданской обороны всей полнотой власти при выполнении аварийно спасательных и других неотложных работ обладают соответствующие начальники гражданской обороны и соответствующие штабы гражданской обороны.

Таким образом, оперативное реагирование непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации или возникновении очага поражения в военное время осуществляет старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы или пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны, а в последующем эту функцию принимает на себя соответствующая КЧС, соответствующий начальник ГО или соответствующий штаб ГО.

В случае, когда чрезвычайная ситуация не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе принимать решения о (об):

проведении эвакуационных мероприятий;

приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов;

привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

привлечении граждан (с их согласия) к проведению других неотложных работ;

применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ при ее ликвидации.

При выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время руководитель пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны вправе принимать решения только в рамках своих полномочий, а все решения не входящие в них принимают соответствующие начальники гражданской обороны и соответствующие штабы гражданской обороны.

Привлечение сил, средств и резервов Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны осуществляется в порядке установленном соответственно законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательством о гражданской обороне.

Основными силами при проведении спасательных работ являются формирования гражданской обороны общего назначения и формирования пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны.

Формирования других служб выполняют задачи в соответствии со своим предназначением, взаимодействуя друг с другом и с формированиями общего назначения. При этом их или подключают к формированиям общего назначения для усиления, или они действуют самостоятельно под руководством начальников служб.

Большой объем работ в очагах поражения невозможно провести в короткие сроки без применения различной инженерной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение людей. Для проведения АСиДНР могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города). В зависимости от вида проводимых работ они подразделяются на следующие группы:

а) машины и механизмы, используемые при вскрытии заваленных защитных сооружений, разборке завалов, подъеме, перемещении обломков и конструкций разрушенных зданий или погрузке их в транспортные средства (краны, лебедки, блоки, домкраты);

б) машины и механизмы для расчистки завалов, перемещения и транспортировки обломков конструкций, засыпки воронок, устройства валов и насыпей (экскаваторы, бульдозеры, путепрокладчики и машины разграждения, автогрейдеры, скреперы, трайлеры, самосвалы);

в) бурильные и отбойные молотки, входящие в состав компрессорных станций, которые используются для проведения отверстий в каменных, кирпичных и бетонных стенах, перекрытия заваленных убежищ (помещений), с целью подачи в них воздуха или устройства проемов в конструкциях для вывода людей;

г) оборудование для резки металла (керосинорезы, бензорезы, автогенные электросварочные аппараты, резаки металла и железобетона (в т.ч. лазерные), слесарный инструмент);

д) механизмы для откачки воды при затоплении защитных сооружений ГО, подвалов или для заполнения водой траншей при тушении лесных и торфяных пожаров (насосы, мотопомпы, поливоемчные машины, пожарные и авторазливочный станции);

е) переправочные средства, обеспечивающие переправу через водную преграду НФГО машин и оборудования (баржи, паромы, понтонные парки, катера, лодки, подручные средства);

ж) ремонтные средства (ремонтные мастерские, бензо- и водозаправщики, электростанции (осветительные и силовые)).

Успешное проведение АСиДНР, наряду с эффективным использованием машин и механизмов, средств поиска людей под обломками (в завалах) достигается: своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и психологической устойчивостью личного состава; знанием и строгим соблюдением проводящими АСиДНР силами правил и мер безопасности при проведении работ; заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений; обеспеченностью штабов, служб и формирований схемами (карточками) или выкопировками из плана или карты-схемы участка работ с нанесенными на них и привязанными к незаваленным ориентирам защитными сооружениями и другими объектами, имеющими значение для проведения АСиДНР (схемой коммунальных, энергетических сетей, колодцев); непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, участвующих в проведении АСиДНР и всесторонним их обеспечением.

Наши рекомендации