Вопрос №2: «Порядок организации аварийно-спасательных и других неотложных работ»
Возникновение зоны чрезвычайной ситуации или очага поражения влечет за собой быстрое реагирование на сложившуюся обстановку соответствующих служб.
Рассматривая комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ необходимо в общем случае выделить следующие комплексы работ:
1. Разведка маршрутов движения сил и средств к зонам поражения и зонам ЧС;
2. Разведка зон поражения и зон ЧС;
3. Расчистка путей передвижения сил и средств;
4. Выдвижение сил и средств в район размещения;
5. Размещение сил и средств в районах размещения;
6. Ликвидация или снижение уровня воздействия уже возникших в зоне поражения опасных факторов;
7. Поисково-спасательные работы;
8. Разборка завалов, вскрытие заваленных защитных сооружений гражданской обороны;
9. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
10. Медицинская эвакуация пострадавших;
11. Санитарная обработка людей и обеззараживание техники, средств, зданий, сооружений, территории;
12. Обеспечение минимально-необходимых условий жизнедеятельности пострадавшего населения.
Для рассмотрения вопроса организации аварийно-спасательных работ удобно выбрать именно организацию их в условиях военного времени.
Ввиду того факта, что одну из ключевых позиций в обеспечении военной безопасности государства занимает министерство обороны, то органам управления гражданской обороны необходимо организовать в первую очередь всестороннее взаимодействие с органами военного руководства на соответствующих уровнях, а так ж с органами управления территориальной обороны.
Управление силами при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ предполагает собой целенаправленную деятельность руководителей по поддержании в готовности сил и руководство ими при решении конкретных боевых задач.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и силами гражданской обороны при выполнении мероприятий гражданской обороны. В установленном порядке к выполнению аварийно-спасательных работ могут привлекаться вооруженные силы, силы территориальной обороны, общественные организации и население.
В общем случае управление силами и средствами включае6т в себя:
поддержание высокого морально-психологического состояния персонала формирований и служб, а так же его постоянной готовности к действиям;
непрерывные сбор, изучение и анализ данных обстановки, своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;
организацию и непрерывное поддержание взаимодействия;
подготовку персонала сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организацию и своевременное осуществление мероприятий по всестороннему обеспечению действий формирований;
постоянный контроль за ходом выполнения и результатом выполнения поставленных задач и оказание им помощи.
С целью обеспечения готовности сил в формированиях численностью свыше 50 человек целесообразно создавать орган управления.
Управление должно быть устойчивым, непрерывным и оперативным.Это достигается высоким уровнем подготовки командира (начальника) и органов управления, постоянным знанием обстановки, быстрым реагированием на ее изменения, своевременным принятием решений и быстрым доведением задач до подчиненных; настойчивым проведением в жизнь принятого решения и своевременным его уточнением; своевременным развертыванием пунктов управления, организацией устойчивой связи и восстановлением нарушенного управления.
Порядок работы руководителей аварийно-спасательных служб и формирований, а так же органов управления формирований или служб по организации выполнения поставленных задач зависит от условий обстановки, характера задачи, поставленной старшим начальником, и наличия времени.
Получив задачу, соответствующий руководитель:
1. уясняет задачу;
2. оценивает обстановку;
3. принимает соответствующее управленческое решение;
4. отдает устный приказ подчиненному персоналу или органам управления;
5. организует взаимодействие с заинтересованными;
6. обеспечение и подготовку сил и средств к выполнению задачи.
Во всех случаях руководители и органы управления все мероприятия по организации выполнения поставленных задач должны проводить так, чтобы предоставить подчиненным максимум времени для подготовки к предстоящим действиям.
Уясняя задачу, руководитель должен понять цель предстоящих действий, замысел вышестоящего руководства, место и роль подчиненного ему персонала и средств при выполнении общей задачи, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, а также сроки выполнения задачи.
Одновременно командир дает указания органу управления по организации разведки, о предварительных распоряжениях, которые следует отдать подчиненным в целях ориентирования их о предстоящих действиях, а также о подготовке данных, необходимых для принятия решения.
При оценке обстановки анализируются:
характер и объем разрушений, пожаров и поражений на участке (объекте) работ и на путях движения; виды предстоящих работ и их объем;
наиболее целесообразные направления выдвижения и ввода подразделений и формирований в очаг поражения и на участок (объект) работ;
радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и ее влияние на выполнение задачи;
положение, состояние и обеспеченность своего и приданных сил и их тактические возможности;
положение, характер действий и задачи соседей;
характер местности и ее влияние на действия сил, наличие и состояние маршрутов движения к очагам поражения и на участок (объект) работ;
влияние географических и погодных условий, времени года и суток на выполнение задачи.
В результате уяснения задачи и оценки обстановки руководитель принимает решение, в котором определяет:
1. замысел действий: какой объем по видам аварийно-спасательных и других неотложных работ необходимо выполнить подчиненным подразделениям и на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия; последовательность выполнения работ, распределение сил и средств усиления;
2. задачи подчиненных и приданных сил, способы и сроки их выполнения;
3. порядок выдвижения в район действий;
4. порядок взаимодействия;
5. мероприятия по организации управления и обеспечению.
Руководитель принимает решение и отдает приказ, используя план города (объекта), карту или схему. В последующем решение и задачи уточняются на участке (объекте) работ.
Решение руководителя на выполнение поставленных задач оформляется графически на плане (карте) с краткой пояснительной запиской.
Задачи подчиненному и приданным формированиям в зависимости от обстановки и наличия времени ставятся приказами и распоряжениями, отдаваемыми лично непосредственно либо через орган управления. Так же в этих целях могут быть использованы команды и сигналы.
Приказы и распоряжения излагается кратко, но не в ущерб их ясности.
Их содержание не должно допускать различного толкования; включать в них нужно только те данные, которые необходимы подчиненным для организации выполнения задач. Распоряжения, передаваемые по средствам связи, должны быть предельно краткими.
Все приказы и распоряжения, отданные руководителем устно, должны при первой возможности фиксироваться в письменном виде.
Задачи ставятся в первую очередь тем силам, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку.
В приказе руководитель кратко указывает:
оценку и выводы из обстановки на участке (объекте) работ;
задачи, выполняемые в интересах формирования другими силами, а также с какими формированиями предстоит взаимодействовать;
замысел действий, задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям), а также приданным формированиям;
места расположения медицинских пунктов, пути и порядок эвакуации пораженных;
время начала и окончания работ, свое местонахождение и заместителя, а также другие необходимые данные.
При постановке задач подразделениям, входящим в состав службы (формирования), соответствующий руководитель указывает:
разведывательным подразделениям — район (участок) выяснения обстановки, порядок сбора и передачи данных для обеспечения предстоящих работ;
спасательным подразделениям — средства усиления, участок (объект) розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к местам погрузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места погрузки пораженных на транспорт, места локализации аварий, маршрут и порядок движения;
подразделениям механизации работ — усиление личным составом, где и к какому времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции, угрожающие обвалом, где и в каком объеме и к какому времени произвести работы по откопке защитных сооружений (или кому и какие средства придать на усиление); маршрут и порядок движения;
подразделениям обеззараживания - участки (объекты), подлежащие локализации и обеззараживанию; ширину дегазируемых (дезактивируемых) проездов (проходов) и плотность разлива (рассыпания) дегазирующих растворов (веществ), способы, объем и последовательность работ; места и порядок перезарядки машин, порядок обозначения обезвреженных участков (проездов, проходов) и сооружений; пункт сбора после выполнения задачи, маршрут и порядок движения;
пожарным подразделениям - объекты и способы локализации и тушения пожара; места развертывания противопожарных средств и забора воды, маршрут и
порядок движения;
санитарным подразделениям - место развертывания медпункта; участок (объект) проведения работ по розыску и оказанию медицинской помощи пораженным, порядок приема, регистрации и сортировки пострадавших по тяжести поражения и объему медпомощи; порядок подготовки и эвакуации пораженных, места погрузки их на транспорт и маршруты выноса, места оказания первой врачебной помощи и временной госпитализации нетранспортабельных больных; маршрут и порядок движения;
аварийно-техническим подразделениям - средства усиления, порядок отыскания и устранения аварий на технологических и коммунальных сетях (газа, линий электропередач, водопровода, теплоснабжения); меры безопасности; порядок действий после выполнения задачи; маршрут и порядок движения к местам работ.
Командир подразделения (поста, звена), входящего в состав службы (формирования), получив задачу, должен понять цель предстоящих действий, порядок и сроки выполнения, отдать приказ подчиненным. В приказе командир указывает:
краткие сведения об обстановке на маршруте и участке (объекте) работ; задачу подразделения;
задачи соседей; задачи личному составу; сигналы оповещения, управления и взаимодействия; время готовности к выполнению задачи; заместителя.
При постановке задач командир подразделения должен указать каждому подчиненному его место и объем выполняемых работ, меры защиты от поражающих факторов и правила безопасности, порядок наблюдения за сигналами командира и действиями соседей.
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех руководителей, командиров и органов управления. Взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах формирований и служб, выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий формирований по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения и во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.
Организуя взаимодействие, руководитель службы или командир формирования должен согласовать:
порядок выдвижения сил к участку (объекту) работ и действия при преодолении завалов, зон пожаров, заражения и других препятствий на маршрутах движения;
время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования;
порядок проведения работ по устройству проездов и проходов в завалах, локализации и тушению пожаров, вскрытию защитных сооружений, локализации аварий, извлечению пораженных из завалов и разрушенных зданий и убежищ, оказанию медицинской помощи и выполнению других работ;
размещение пунктов управления подчиненного, приданных и взаимодействующих формирований и служб;
организацию связи и порядок передачи информации;
сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.
Поддержание непрерывного взаимодействия достигается:
твердым знанием всеми командирами обстановки, задач своего формирования или подразделения и соседей, способов их выполнения;
своевременным выполнением задач формированием;
знанием всем личным составом сигналов оповещения, других установленных сигналов и порядка действий по ним;
наличием надежной связи с подчиненными, приданными формированиями и с соседями;
систематической взаимной информацией взаимодействующих формирований (служб) и соседей об обстановке.
Руководство работами целесообразно осуществлять с пункта управления, развертываемого на участке (объекте) работ или в непосредственной близости от него. Командиры подразделений (групп, звеньев), входящих в состав формирований или служб, управляют подчиненными, находясь совместно с ними на месте работ.
Контроль за подготовкой формирования к выполнению поставленных задач, своевременным и точным выполнением личным составом приказов и распоряжений является важной обязанностью руководителя, командира и органа управления. Контроль должен быть постоянным и целеустремленным, направленным на проверку подготовки формирования к выполнению наиболее сложных задач и оказание ему необходимой помощи.
Связь является основным средством, обеспечивающим управление формированиями. Она организуется в соответствии с решением командира и распоряжением по связи вышестоящего начальника. За своевременную организацию и поддержание связи ответственность несет руководитель работ. Для связи применяются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства, имеющиеся в формированиях, а также средства связи, выделенные вышестоящими начальниками и органами управления.