Iii. базисные разделы для повторения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
Кафедра клинической иммунологии и аллергологии
Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А.,
Русанова Т.С., Сальникова И.Ю.
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета
Курск-2012
УДК: 616-097 ББК: 52.54 М 54 |
Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю.Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета- Курск, КГМУ; 2012г.- 57.с.
АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях, подготовленных в соответствии с учебным планом ФГОС-3, представлен подробный план изучения каждой темы занятия, базисные разделы для повторения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, обязательные для самостоятельного выполнения задания, перечень вопросов для итоговых занятий.
Рецензент: заведующая кафедрой внутренних болезней №1 д.м.н. профессор Л.И. Князева
ББК: 52.54
©Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., 2012
© ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2012
Содержание
Структурно-функциональная организация иммунной системы. Иммунная защита слизистых оболочек, связь с системным иммунитетом. | |
Клетки системы врожденного и адаптивного иммунитета. | |
Рецепторы системы врожденного и адаптивного иммунитета | |
Цитокины: свойства, роль в развитии иммунитета и воспаления. | |
Клеточный и гуморальный иммунный ответ. | |
Иммунные механизмы повреждения тканей. | |
Главный комплекс гистосовместимости: строение, функции, значение для реакций трансплантационного и противоопухолевого иммунитета. | |
Возрастные особенности функционирования иммунной системы. Итоговое занятие. | |
Методы оценки системных и местных факторов иммунной системы человека. | |
Понятие об иммунопатологии. Виды и характеристика иммунопатологии в стоматологии. | |
Первичные и вторичные иммунодефициты в практике врача-стоматолога. | |
ВИЧ-инфекция. Клинические проявления в стоматологии. | |
Применение иммунотропных препаратов в стоматологической практике. | |
Этиопатогенез аллергических заболеваний. Методы диагностики и принципы лечения аллергических болезней. | |
Неотложные состояния в стоматологии (ангионевротический отек, анафилактический шок). | |
Лекарственная аллергия в практике врача-стоматолога. Итоговое занятие. |
ТЕМА: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. ИММУННАЯ ЗАЩИТА СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, СВЯЗЬ С СИСТЕМНЫМ ИММУНИТЕТОМ.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: В настоящее время иммунология выдвинулась в ранг наук, имеющих большое значение для решения многих кардиальных задач медико-биологических дисциплин и клинической медицины. С успехами иммунологии связывают решение таких проблем как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов методом иммунобиотехнологии, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (искусственные, генные вакцины), уточнение механизмов наиболее тяжелых заболеваний человека (иммунодефициты, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергические заболевания, рак, инфекции и др.). Успехи иммунологии широко используются в лечебной практике, поэтому будущему врачу-стоматологу необходимы знания о строении и функциях иммунной системы, факторах защиты слизистых оболочек полости рта, которые необходимы для понимания функционирования иммунной системы в норме и при заболеваниях зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студенты должны знать строение иммунной системы, особенности ее функционирования, гуморальные и клеточные факторы местного иммунитета слизистой полости рта и их связь с системным иммунитетом, состав и иммунологические свойства слюны.
III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: уметь производить подсчет лимфоцитов, нейтрофилов, моноцитов и других клеток в анализе крови больных и здоровых людей, объяснить нарушения в системном и местном иммунитете при различных стоматологических заболеваниях.
IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.
· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449.
V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА :
1. Строение и функции иммунной системы.
2. Особенности строения и функций центральных и периферических органов иммунной системы.
3. Лимфоидная ткань: строение, функции.
4. Факторы иммунной защиты полости рта.
5. Иммунобиологические свойства и состав слюны.
6. Роль системного иммунитета в иммунологической защите полости рта.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 1. Основные представления. с. 13-24. Глава 2. Компоненты иммунной системы. с.24-35.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 1. Определение биологического явления «иммунитет», разделы 1.1.-1.3. с. 15-66. Глава 2. Анатомия и цитология иммунной системы с. 87-111.
3. Лекция.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дайте определение понятия иммунной системы.
2. Назовите особенности иммунной системы.
3. Перечислите и охарактеризуйте физиологические функции иммунной системы.
4. Охарактеризуйте строение и функции центральных органов иммунной системы.
5. Охарактеризуйте строение и функции периферических органов иммунной системы.
6. Расскажите об особенностях лимфоидной ткани.
7. В чем биологическая роль микробного антагонизма.
8. Перечислите клеточные и гуморальные факторы врожденного иммунитета слизистой оболочки полости рта.
9. Назовите факторы специфической защиты полости рта.
10. Перечислите факторы, влияющие на состояние местного иммунитета.
11. Назовите состав и функции слюны.
12. Охарактеризуйте иммунологическую функцию слюны.
13. Перечислите гуморальные иммунные компоненты слюны, их роль в противоинфекционном иммунитете.
14. Назовите особенность антибактериальной активности лактоферрина.
15. Опишите роль интерферона в противоинфекционной защите полости рта.
16. Назовите клеточные элементы слюны.
17. Перечислите факторы системного иммунитета.
18. Объясните биологическую роль клеток памяти, расположенных в миндалинах.
VIII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. нарисуйте схему строения тимуса, лимфатического узла.
2. заполните таблицу "Компоненты слюны".
Название | Механизм действия |
Лактопероксидазы | Катализируют перекись водорода |
Лизоцим | ……. |
Амилаза | ……. |
Липаза | |
Лактоферрин | |
Секреторный IgA | |
Гликопротеины (муцин) |
3. Охарактеризуйте (письменно) свойства иммунной системы:
· специфичность
· иммунологическая индивидуальность
· иммунологическая память
· иммунная толерантность
· регуляторное действие на другие органы и системы.
ТЕМА: КЛЕТКИ СИСТЕМЫ ВРОЖДЕННОГО И АДАПТИВНОГО ИММУНИТЕТА.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: иммунная система играет ключевую роль в развитии, течение и исходе различных патологических процессов, в т. ч. в полости рта. Реализация иммунных процессов осуществляется факторами как врожденного так , и адаптивного иммунитета, среди которых существенное значение имеют клетки иммунной системы и многочисленные рецепторы, обеспечивающие их взаимодействие. Поэтому значение интимных механизмов функционирования иммунной системы необходимо для выявления иммунных нарушений и их своевременного лечения.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: После самостоятельного изучения темы
студенты должны знать:
основные клетки системы врожденного и адаптивного иммунитета, их функции, особенности распознавания антигенов;
уметь практически:
предположить уровень эффекта (на уровне клеток врожденного и/или адаптивного иммунитета ) и его клиническое значение.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
К практическому занятию необходимо повторить:
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.
· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
1. Гемопоэтическая стволовая клетка: морфологическая и фенотипическая характеристика, этапы развития, особенности.
2. Лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы, особенности Т - и В-лимфоцитов, клональный принцип организации.
3. В-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, В1 и В2- лимфоциты.
4. Т-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, основные субпопуляции.
5. Т - и В- клетки памяти, краткая характеристика, особенности.
6. Клетки системы врожденного иммунитета (NK, NKT,фагоциты).
7. Антигенпрезентирующие клетки (АПК): виды, основные функции, особенности профессиональных АПК.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3 доиммунные механизмы резистентности с. 46-48, Глава 5. Антитела. В лимфоциты с. 77-84 Глава 6. Т лимфоциты с. 84-94. Глава 7. Антигенпредставляющие клетки с. 99-106
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 4. Антитела. В лимфоциты. раздел 4.6.-4.9. с. 191-215 Глава 5. Т лимфоциты раздел 5.1.-5.8 с. 215-252 Глав 7 Иммунный ответ раздел 7.2.2. с. 307-316
3. Лекция.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Перечислите клетки иммунной системы (врожденного и адаптивного иммунитета)
2. По каким признакам различаются клетки?
3. Что понимают под фенотипом клетки?
4. Назовите морфологические и фенотипические особенности стволовых гемопоэтических клеток.
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития гемопоэтической клетки.
6. Охарактеризуйте лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы.
7. Какие клетки относятся к истинным иммунокомпетентным? Каковы их отличительные особенности?
8. Назовите этапы дифференцировки В - лимфоцитов.
9. Назовите особенности В1 и В2 - лимфоцитов.
10. Охарактеризуйте популяции и субпопуляции Т-лимфоцитов.
11. Перечислите этапы дифференцировки Т-лимфоцитов.
12. Что понимают под позитивной и негативной селекцией Т-лимфоцитов, где она происходит?
13. Назовите и охарактеризуйте варианты регуляторных Т-клеток (Т- reg), их функцию.
14. Что такое «иммунологическая память», каким клеткам она присуща?
15. Перечислите основные клетки врожденного иммунитета.
16. Назовите особенности NK и NKT-клеток.
17. Что включает система фагоцитарных клеток и каковы их особенности?
18. Какими клетками представлены мононуклеарные фагоциты, их особенности.
19. Охарактеризуйте особенности нейтрофилов.
20. Назовите определение АПК, их виды.
21. Какие клетки относятся к профессиональным АПК.
22. Охарактеризуйте дендритные клетки как главную популяцию АПК, их виды, особенности, функции.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуйте схемы:
- гемопоэза человека
- дифференцировки Т - и В-лимфоцитов
- развитие дендритных клеток из гемопоэтической стволовой клетки
2. В анализе периферической крови больного А, 32 лет: лейкоцитов – 9500 х 109/л, лимфоцитов – 12%. Вычислите абсолютное число лимфоцитов в крови пациента, сопоставьте с нормой, интерпретируйте результат.
3. Напишите анализ периферической крови здорового человека.