По дисциплине «бЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ КАК РЕФЕРАТ
1. Безопасность жизнедеятельности и теория риска.
2. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности.
3. Критерии чрезмерного и приемлемого риска.
4. Опасные и чрезвычайные ситуации (ЧС), их сущность, динамика и классификация.
5. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от их последствий.
6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от их последствий.
7. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от их последствий.
8. Современный терроризм. Методы борьбы с ним.
9. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в учреждениях разного типа.
10. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
11. Гражданская оборона и ее основные задачи.
12. Организация эвакуационных мероприятий в мирное и военное время.
13. Защитные сооружения гражданской обороны.
14. Средства индивидуальной защиты.
15. Негативные факторы среды обитания.
16. Предмет, понятие, основные задачи безопасности жизнедеятельности на производстве.
17. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Техника безопасности на производстве.
18. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена.
19. Понятие о первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи в терминальных состояниях.
20. Оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.
21. Оказание первой медицинской помощи при термических повреждениях.
22. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
23. Медицинская характеристика ран и первая помощь при ранах.
24. Электротравма и первая медицинская помощь при электротравмах.
25. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания (раздавливания) тканей.
26. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях.
27. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях. Понятие о шоке, признаки шока, простейшие противошоковые мероприятия.
28. Современные средства поражения, последствия их применения.
Контрольная работа – одна из основных форм организации самостоятельного усвоения учебного материала, реализующая спектр учебных целей и задач:
- закрепление и углубление теоретических знаний по отдельным темам курса;
- приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
- выработка умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач.
Написание контрольной работы формирует навыки и умения, необходимые студенту в реализации курсовых и дипломных проектов, и, таким образом выполняет пропедевтическую функцию в отношении становления и развития исследовательской культуры будущего профессионала.
В структуре данного курса эта функция контрольной работы выражена особенно отчетливо. Процесс выполнения контрольной работы требует определенной последовательности действий:
- Выбор темы.
- Изучение учебной и дополнительной литературы.
- Составление примерного рабочего плана.
- Систематизация собранного материала.
- Оформление работы.
- Представление на рецензирование.
Выбор темы производится, как правило, из предлагаемого преподавателем перечня. По желанию студент может выбрать и иную тему, не указанную в списке, согласовав свой выбор с преподавателем.
Подбор и изучение литературы. Это – важный и трудоемкий процесс в выполнении контрольной работы. В нем можно выделить два этапа:
1 этап. Начать следует с ознакомления с имеющейся по данной теме учебной литературой, акцентируя при этом свое внимание на источниках, указанных как обязательных для изучения данной темы, упоминающихся в ссылках, планах семинарских и практических занятий. Большую помощь на этом этапе работы могут оказать предметные каталоги библиотек. Результатом этого этапа является список необходимых для написания контрольной работы источников информации.
2 этап. Составив список необходимых источников и литературы, студент приступает к их изучению. При работе с литературой целесообразно придерживаться следующей последовательности: в первую очередь изучаются учебники и учебные пособия, затем – монографии и научные статьи. Выписывать следует важные теоретические положения, подходы к определению того или иного понятия, наиболее выразительные факты. При этом обязательно указывается автор, название, год и место издания книги (статьи) и номер страницы, с которой сделана соответствующая выписка. Выписки удобно делать на отдельных карточках, размер которых не должен превышать половины стандартного листа. Такой прием значительно облегчает последующую группировку (и перегруппировку) материала, составление плана, а в конечном счете – и написание самой работы.
Составление рабочего плана. После изучения литературы составляется план текста будущей контрольной работы. От качества составленного плана во многом зависит уровень работы, поэтому относительно его содержания целесообразно проконсультироваться с преподавателем.
Рабочий план состоит из введения, трех или четырех вопросов (глав, параграфов), заключения и списка использованной литературы. Содержание плана должно соответствовать теме контрольной работы и отражать ее ключевые аспекты.
Систематизация материала. На этом этапе работы все выписки, сделанные на основе изученной литературы, анализируются, обобщаются, систематизируются, и размещаются в строгой последовательности, диктуемой планом. Если в ходе работы оказывается, что тот или иной вопрос не обеспечен в должной мере фактическим материалом, необходимо снова вернуться к соответствующей литературе и устранить пробел. Может случиться и так, что отдельные выписки окажутся несущественными или вовсе выпадающими из общей структуры работы. В этом случае их не стоит включать в содержание контрольной работы, либо ограничиться упоминанием соответствующего источника информации в ссылке.
Написание работы.
Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определены цели и задачи работы, кратко охарактеризованы использующиеся в работе источники информации.
В последующих главах (параграфах) раскрывается содержание темы. Это – основная часть работы и она, как правило, состоит не менее чем из трех разделов. Изложение содержания должно носить логический характер. Последовательное описание тех или иных фактов должно сопровождаться анализом. В конце каждой части (параграфа) целесообразно провести обобщение изложенного материала и сделать необходимые выводы.
В заключении формулируются основные выводы по рассмотренной теме, дается краткая характеристика возможных ее приложений и заключение о реализации тех целей и задач, которые были обозначены в начале работы.
В конце работы составляется список использованной литературы в соответствии с библиографическими требованиями: с указанием автора (по алфавиту), полного названия, места и года издания. Список должен содержать не менее пяти источников. Учебные пособия указываются дополнительно.
Оформление работы. На титульном листе (обложке) указывается название учебного заведения, кафедры, предмета, курс, номер учебной группы, фамилия и инициалы студента.
Требования к контрольной работе. Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, носить творческий характер, отражать точку зрения автора на представленную проблему, содержать постраничные ссылки. Недопустимо текстуально переписывание учебника или другой литературы. Использование учебной литературы допускается лишь на начальных этапах выполнения работы в качестве руководящего начала при планировании структуры работы. При дословном воспроизведении тех или иных фактов, положений, выводов, содержащихся в изученных текстах, необходимо сделать необходимые ссылки внизу страницы. Злоупотреблять цитированием не следует; цитаты не должны превышать ¼ части содержания контрольной работы.
Объем работы – 15 – 20 листов машинописного текста.
Контрольная работа должна быть написана грамотно, чисто и разборчиво. Для замечаний рецензента оставляются поля. Страницы контрольной работы нумеруются.
В случае незачета студент должен представить новый, переработанный и дополненный в соответствии с замечаниями преподавателя вариант контрольной работы по этой же теме. При повторной сдаче на проверку к новой работе прилагается первоначальная с рецензией преподавателя.