Организационная структура РСЧС. Правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения и

Правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

1.1. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях

Необходимо выделить, что основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства - Конституция РФ.

Одним из условий обеспечения безопасности в ЧС является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих данную деятельность.

К правовым документам, регламентирующим вопросы защиты населения, объектов экономики, защиты ОС, организации работ в ЧС и ликвидации их последствий являются ФЗ РФ. Среди подзаконных актов являются Указы Президента, Постановление Правительства, ведомственные нормы, нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных органов власти.

1. ФЗ №68 от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

2. ФЗ №69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности».

3. ФЗ №151 от 22.08.1995г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

4. ФЗ №3 от 09.01.1996г. «О радиационной безопасности».

5. ФЗ №116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

6. ФЗ №28 от 12.02.1998г. «О гражданской обороне».

7. ПП от 03.05.1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».

8. ПП №335 от 27.05.2005г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и др.

9. ПП №304 от 21.05.2007г. «О классификации ЧС природного и техногенного характера»

1.2. Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) - 22 система ГСС (Государственной системы стандартов).

Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 10 групп взаимосвязанных стандартов, каждая из которых имеет нумерацию от 00 до 99. Основной целью комплекса стандартов БЧС является повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), обеспечения безопасности населения и объектов экономического хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС, предотвращение и снижение ущерба в ЧС.

Система а БЧС построена по принципу многоуровневой структуры с приоритетом

высших уровней над нижними и включает в себя:

ГСС – государственная система стандартов

ГОСТ – государственный стандарт

ОСТ– отраслевой стандарт – на уровне отраслей

СТ – стандарт предприятия

ГОСТы ССБЧС

ГОСТы утверждаются, как правило, на 5-ти летний срок с последующим его продлением или переизданием стандарта. В системе стандартов БЧС принята следующая система обозначений:

ГОСТ 22.0.01-94. «Безопасность в ЧС. Основные положения»

22– система ГСС

0 - номер группы в системе

01– номер стандарта в группе

94 – год регистрации или пересмотра стандарта

Классификация стандартов безопасности в ЧС

 
  Организационная структура РСЧС. Правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения и - student2.ru

Принципы организации единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС)

1. Основными принципами организации РСЧС являются:

2. Руководство и организация РСЧС возлагается на руководителей объектов экономики и исполнительные органы власти всех уровней.

3. РСЧС организуется по территориально-производственному принципу.

4. Все мероприятия по РСЧС осуществляются в тесном взаимодействии с вооруженными силами с учетом перспективных планов экономического развития страны.

5. Организационная структура РСЧС обеспечивает быстрый перевод всех систем управления с режима повседневной деятельности в режим ЧС.

Организационная структура РСЧС

Организационная структура РСЧС определена в Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации в ЧС.

В смирное время защита населения и территорий возлагается на Единую государственную ситсему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В переходный период и на военное время эти функции возлагаются на ГО РФ.

РСЧС объединяет ораны управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенных для решения вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, муниципальном , объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы создаются Федеральными органами исполнительной власти в Министерствах и Ведомствах для организации работы по защите населения и территорий в ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслям экономики.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти субъектов РФ (краях, областях, республиках) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет координационные и постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Наши рекомендации