Организационная структура РСЧС. Правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения и
Правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»
1.1. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях
Необходимо выделить, что основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства - Конституция РФ.
Одним из условий обеспечения безопасности в ЧС является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих данную деятельность.
К правовым документам, регламентирующим вопросы защиты населения, объектов экономики, защиты ОС, организации работ в ЧС и ликвидации их последствий являются ФЗ РФ. Среди подзаконных актов являются Указы Президента, Постановление Правительства, ведомственные нормы, нормативно правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных органов власти.
1. ФЗ №68 от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. ФЗ №69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности».
3. ФЗ №151 от 22.08.1995г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4. ФЗ №3 от 09.01.1996г. «О радиационной безопасности».
5. ФЗ №116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
6. ФЗ №28 от 12.02.1998г. «О гражданской обороне».
7. ПП от 03.05.1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».
8. ПП №335 от 27.05.2005г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и др.
9. ПП №304 от 21.05.2007г. «О классификации ЧС природного и техногенного характера»
1.2. Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) - 22 система ГСС (Государственной системы стандартов).
Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 10 групп взаимосвязанных стандартов, каждая из которых имеет нумерацию от 00 до 99. Основной целью комплекса стандартов БЧС является повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), обеспечения безопасности населения и объектов экономического хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС, предотвращение и снижение ущерба в ЧС.
Система а БЧС построена по принципу многоуровневой структуры с приоритетом
высших уровней над нижними и включает в себя:
ГСС – государственная система стандартов
ГОСТ – государственный стандарт
ОСТ– отраслевой стандарт – на уровне отраслей
СТ – стандарт предприятия
ГОСТы ССБЧС
ГОСТы утверждаются, как правило, на 5-ти летний срок с последующим его продлением или переизданием стандарта. В системе стандартов БЧС принята следующая система обозначений:
ГОСТ 22.0.01-94. «Безопасность в ЧС. Основные положения»
22– система ГСС
0 - номер группы в системе
01– номер стандарта в группе
94 – год регистрации или пересмотра стандарта
Классификация стандартов безопасности в ЧС
Принципы организации единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС)
1. Основными принципами организации РСЧС являются:
2. Руководство и организация РСЧС возлагается на руководителей объектов экономики и исполнительные органы власти всех уровней.
3. РСЧС организуется по территориально-производственному принципу.
4. Все мероприятия по РСЧС осуществляются в тесном взаимодействии с вооруженными силами с учетом перспективных планов экономического развития страны.
5. Организационная структура РСЧС обеспечивает быстрый перевод всех систем управления с режима повседневной деятельности в режим ЧС.
Организационная структура РСЧС
Организационная структура РСЧС определена в Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации в ЧС.
В смирное время защита населения и территорий возлагается на Единую государственную ситсему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
В переходный период и на военное время эти функции возлагаются на ГО РФ.
РСЧС объединяет ораны управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенных для решения вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, муниципальном , объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы создаются Федеральными органами исполнительной власти в Министерствах и Ведомствах для организации работы по защите населения и территорий в ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслям экономики.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти субъектов РФ (краях, областях, республиках) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет координационные и постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.