Типичные вторичные нарушения у инвалидов разных нозологических групп

ГЛАВА 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин­ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо­димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност­ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю­бого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по­ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап­парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор­мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк­туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече­ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди­цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, со­провождается его малоподвижностью как вынужденной формой по­ведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и ус­ловий самореализации, потерю экономической и бытовой независимо­сти, что вызывает стойкий эмоциональный стресс (B.C. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполно­ценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностью, или наоборот - эгоцентриз­мом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками (Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов, 1998; Т.А.Добровольская, Н.Б. Ша­талина, 1992).

Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (В.В. Лебединский, 1985; Е.С. Иванов, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движе­нии, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.

Поданным многочисленных исследований (Т.Н. Приленская, 1989; Т.С. Щуплецова, 1990; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Т. Лебедева, 1993; Л.Н. Ростомашвили, 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нару­шениями в двигательной и психической сферах (см. табл.). От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1-3 года и больше.

Типичные вторичные нарушения у инвалидов разных нозологических групп

Нарушение зрения Нарушение слуха Нарушение интеллекта Поражение опорно-двигательного аппарата
церебральное спинальное ампутационное
Нзрушсиис осанки, искривление позво­ночника. плоскосто­пие. слабость дыха­тельной мускулату­ры Нарушение про­странственных обра­зов. самоконтроля и саморегуляции, коор­динации движений. Болезни органов ды­хания. сердечно­сосудистой системы, обмена веществ, нев­розы. Заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк­ция. Быстрая утом­ляемость Дисгармоничность физического разви­тия. нарушение осан­ки. искривление по­звоночника. дефор­мация стопы. Заболевания дыха­тельной системы, ве­гетативно- соматические рас­стройства, нарушение функций вестибуляр­ного аппарата, за­держка психического и моторного развития, нарушение функций речи, памяти, внима­ния. мышления, об­щения Быстрая утомляемость, нару­шение ритмичности движений, равнове­сия. реагирующей способности, про­странственно- временной диф- ференцировки Дисплазия, наруше­ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни­ка. дисгармоничность физического разви­тия. нарушение коор­динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, зндокринные нару­шения, сенсорные отклонения. Снижение силы и подвижности нерв­ных процессов, на­рушение познава­тельной деятельно­сти. высших психи­ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально- волевой сферы, на­рушение аналитико- синтетической дея­тельности ЦНС Дисгармоничность физического разви­тия. нарушение опо- роспособности. рав­новесия, вертикаль­ной позы, ориенти­ровки в пространстве, координации микро- и макромоторики. Остеохондроз позво­ночника. мышечная гипотрофия, остеопо- роз. контрактуры. Нарушения функций сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем. низкий уровень работоспособности. Заболевания внут­ренних органов, на­рушения зрения, слу­ха. интеллекта Низ­кая работоспособ­ность Расстройство функ­ций тазовых органов, уроди нам и ги. Нарушение вегета­тивных функций, пролежни. Остсопо- роз. При высоком (шей­ном) поражении - нарушсиис дыхания, недостаточность ге­модинамики. При вялом парали­че - атрофия мышц, при спастическом - тугоподвижность суставов, контракту­ры. спастика. Отсутствие произ­вольных движений Нарушение регуля­торных механизмов, дегенеративные из­менения нервно- мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб­ращения, дыхания, пищеварения, воспз- ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ­ности, фантомные боли

Так, у детей с умственной отсталостьюиз-за необратимого пораже­ния ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психи­ческие, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, ки-шечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсор­ные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внима­ние, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певз-нер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).

Полная или частичная потеря зренияу детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен­ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини­мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза­ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио­нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо­лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об­разом негативно отражается на физической подготовленности, работо­способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по­чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Потеря слухау детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-двигателыюго аппара­та (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Со­путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз­вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре­ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару­шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП)име­ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз­витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз­никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобров-кина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстрой­ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара­та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Пе­тербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслужива­нию, 80% — к полному и частичному самообслуживанию и 14% — полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохраннос­ти интеллекта у данной категории детей получены следующие резуль­таты: у 60% — сохранный интеллект, у 30% — частичные отклонения, у 10% - грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двига­тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове­сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспо­собности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).

Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига­тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч­ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше­ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ­ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро­вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ­ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем­пов физического и психического развития, снижения двигательных воз­можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы­шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со­кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ­ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не­полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци­альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов.

Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позво­ляет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, харак­терные для всех нозологических групп:

  • вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги­покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы­шечную работу;
  • ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч­ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;
  • нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;

-нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус­тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран­стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи­мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел­лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо­торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).

Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физи­ческого и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показа­тели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

  1. Раскройте особенности детей с умственной отсталостью.

Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психические, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, кишечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певзнер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).

  1. Как изменяется жизнедеятельность у незрячих по сравнению со здоровыми людьми?

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен­ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини­мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза­ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио­нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо­лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об­разом негативно отражается на физической подготовленности, работо­способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по­чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).

  1. Чем обычно сопровождается потеря слуха?

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-двигателыюго аппара­та (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Со­путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз­вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре­ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару­шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).

  1. Раскройте особенности остаточного здоровья у лиц с последстви­ями детского церебрального паралича.

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) имеют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобровкина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Петербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслуживанию, 80% — к полному и частичному самообслуживанию и 14% — полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохранности интеллекта у данной категории детей получены следующие результаты: у 60% — сохранный интеллект, у 30% — частичные отклонения, у 10% - грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).

  1. Ампутация конечностей и ее влияние на организм человека.

Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двигательного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кровообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функций, создают объективные биологические предпосылки отставания темпов физического и психического развития, снижения двигательных возможностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солодков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

  1. Какие типичные двигательные расстройства, характерные для инвалидов всех нозологических групп, вы знаете?

типичные двигательные расстройства, харак­терные для всех нозологических групп:

  • вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги­покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы­шечную работу;
  • ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч­ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;
  • нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;

-нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус­тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран­стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи­мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел­лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо­торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).

Наши рекомендации