Физическая культура студента
Министерство образования Российской Федерации
Донской государственный технический университет
Кафедра физического воспитания
Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования
Курс лекций
(по учебной дисциплине физическая культура)
г. Ростов-на-Дону
2004 г.
Первый год обучения (обязательная тематика)
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.
Спорт – явление культурной жизни
Спорт представляет собой многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, является одним из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепление здоровья, подготовки к труду и обороне, состоящие из упражнений и соревнований. Основная цель спорта – достижение высоких спортивных результатов и побед в спортивных соревнованиях. (Более подробно этот вопрос рассматривается в теме 7).
Компоненты физической культуры
Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы. С целью формирования у него физических качеств и приобретение им таких умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества и интересам личности.
Физическое развитие – под физическим развитием понимают процесс становления и изменения форм функций организма человека, которые совершенствуются под влиянием условий жизни, в частности управляемо. С помощью физических упражнений, а также видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха, можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека в процессе жизни. Процесс физического развития связан с процессом онтогенеза человека и подчиняется ступенчатому развитию, т.е. процесс становления и роста человека, наивысшего его развития, а также старение.
Здоровье человека является ведущим фактором и определяет не только гармоничное развитие человека, но и его профессиональную деятельность. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются необходимые предпосылки для успешного овладения той или иной профессией (подробнее этот вопрос будет рассматриваться в теме 10,11).
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
Она связана с использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний, восстановления функций организма человека. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. При этом используются средства физической культуры (бег, ходьба и т.д.), в зависимости от характера заболеваний. Лечебную физическую культуру используют в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий».
Фоновые виды физической культуры
К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в режим повседневного быта (утренняя гимнастика, физические упражнения, прогулки). Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы, закаливание, гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, отказ от вредных привычек).
1.2 Физическая культура в структуре профессионального образования
Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в высшей школе – включение в процесс физического воспитания студентов – помимо обеспечения условий формирования информационного, мотивационно-установочного и поведенческого компонентов физической культуры личности студента и тем самым его готовности к самоопределению в ведении здорового образа жизни – арсенала средств и методов физической культуры, позволяющих подготовить студента физически и психологически к особенностям будущей профессиональной деятельности.
Физическая культура студента
В степени овладения ценностями физической культуры студента в вузе можно разделить на три этапа познавательной деятельности: теоретические, методические, практические знания.
Теоретические охватывают историю развития физической культуры. Методическое знание обеспечивает как использовать теоретические знания на практике. Практические знания характеризуют прежде всего как эффективно использовать физические упражнения. Знания необходимы для самопознания личности в процессе обучения. (Схема 1.1 структура физической культуры личности).