Железнодорожный транспорт
В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. Железные дороги справедливо называют «кровеносными сосудами народного хозяйства».
Особенностями железнодорожного транспорта являются:
- большая масса подвижного состава;
- электроток высокого напряжения до 30 кВ;
- высокая скорость движения подвижного состава;
- опасные участки дороги: мосты, тоннели, спуски, подъемы.
Железнодорожный транспорт представляет угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрыво-химическирадиационно опасных материалов. Перечень подобных грузов насчитывает более 400 наименований. Нередко большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей в одном уровне. Как правило, такое пересечение устраивается под прямым углом, в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден не менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом.
Переходить железнодорожные пути нужно только в установленных местах, пользоваться пешеходными мостами, тоннелями, переездами с настилами, в местах установки указателя «Переход через пути». Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагона. Во время перехода нужно быть предельно внимательным, особенно в условиях холмистой местности, плохой видимости, при наличии поворотов и растительности. Идти нужно под прямым углом, без остановки, не наступая на рельсы. Стоящие вагоны, локомотивы, цистерны нужно обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.
В случае обнаружения дефектов на железнодорожном полотне необходимо сообщить об этом взрослым при отсутствии такой возможности нужно идти навстречу поезду и подавать машинисту сигнал, размахивая над головой платком или другой тканью. В условиях плохой видимости можно использовать ручной фонарик, любой другой источник света.
Запомните:
- нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе пяти метров от крайнего рельса, утраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него;
- во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
- нельзя преодолевать железнодорожный путь перед близко идущим составом. Безопасным считается расстояние не менее 400 метров до поезда;
- чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
- нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;
- нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.
Наибольшую опасность на железнодорожном транспорте представляют пассажирские перевозки. Это связано с нахождением большого количества людей на перронах и в условиях замкнутого пространства пассажирских вагонов.
Резкая остановка пассажирского состава или переворачивание вагонов приводит к падению пассажиров с полок, их придавливанию, травмам, пожарам, взрывам, утечке опасных веществ. В подобной ситуации необходимо как можно быстрее покинуть опасную зону, уйти на расстояние не менее 100 метров.
Чтобы до минимума сократить вероятность возникновения ЧС на перроне и в вагоне, необходимо знать и соблюдать требования безопасности:
- на перроне необходимо быть предельно внимательным в процессе ожидания поезда;
- нельзя находиться на краю платформы или устраивать на ней подвижные игры, прыгать с платформы на железнодорожные пути. Безопасным считается расстояние 2 метра от края платформы.
- заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
- нельзя находиться на буферах между вагонами, лазать под вагонами, перелазать через автосцепки во время остановки поезда. Для перехода от платформы к платформе нужно пользоваться специальными переходами;
- нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
- нельзя высовываться из окон или дверей тамбура на ходу поезда: можно вывалиться или получить удар о выступающий предмет встречного поезда;
- запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом составе.
Нередко ЧС на железной дороге связаны с обрывом и падением на вагон или на землю контактного провода, который находится под напряжением. В такой ситуации нужно оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и удалиться на расстояние не менее 10 метров от вагона мелкими шажками. При этом подошвы нельзя отрывать от земли. Выполнение подобного требования исключит попадание человека под шаговое напряжение. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.
Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что уже на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, то есть для поражения током даже не нужно прикасаться к проводу.
При возгорании в вагоне, огонь распространяется очень быстро, что связано с наличием в нем большого количества легковоспламеняющихся и активно горящих материалов, которые широко используются для декоративной отделки вагонов. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе 2,5 м/мин. В течение 15-20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950 С.
Поражающими факторами пожара являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.
В случае возникновения пожара немедленно сообщите проводнику о случившемся. Он передает информацию по телефону или рации дежурному ближайшей станции. Далее о ЧС сообщается всем службам: пожарным, спасателям, медикам, работникам полиции. До прибытия специалистов нужно организовать тушение пожара с помощью огнетушителей, которые есть в каждом вагоне, а также подручными средствами. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены. В сложившейся ситуации следует сохранять спокойствие, действовать без паники, помогая друг другу.
Воздушный транспорт
Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Сегодня это самый скоростной, довольно популярный вид транспорта, который обеспечивает около 15 % пассажирооборота России. Самолеты, вертолеты, другие летательные аппараты перевозят ежегодно миллионы пассажиров, огромное количество грузов, выполняют специальные задания. По оценкам специалистов, количество авиапассажиров в ближайшие 20 лет утроится.
Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят.
ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.
Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.
Число жертв авиакатастроф находится в прямой зависимости от степени разрушения воздушного судна, теплового поражения, удушья при пожаре и декомпрессии, от травмирования людей, покидающих борт через высоко расположенные люки, от слаженности действий экипажа, спасателей, пассажиров. Отсутствие паники, оправданные и целенаправленные действия всех участников ЧС – это залог успеха.
Безопасность в авиации обеспечивается проведением комплекса мероприятий, в том числе:
- строгой регламентацией процессов проектирования, постройки, испытания и сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования;
- полным перечнем технических требований безопасности и нормативов к характеристикам воздушных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию;
- системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных правил по их подготовке и обслуживанию;
- техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздушным трассам;
- правилами организации управления воздушным движением;
- порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;
- проведением досмотра пассажиров и багажа, осмотра воздушных судов;
- системой расследования и учета авиапроисшествий.
ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, крейсерский полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.
Безопасной позой в самолете является следующая: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени.
Эту позу нужно быстро принять в случае возникновения аварийной ситуации. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впередистоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро, четко, умело.
Чтобы уменьшить степень риска возникновения ЧС на авиатранспорте, пассажирам необходимо выполнять установленные требования безопасности:
- нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
- категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
- запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
- запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням;
- запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке.
После посадки в самолет необходимо занять свое место, пристегнуться ремнем безопасности, приготовиться к полету. Прослушать правила поведения в салоне, неукоснительно их выполнять. Особое внимание следует уделить изучению инструкций по порядку приведения в действие аварийных спасательных средств. Проверьте, чтобы на полке над головой не было тяжелых вещей: кейса, чемодана, картины. Они могут упасть и нанести травму.
В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться как можно быстрее и организованнее через все основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.
Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Изнутри замки открывают члены экипажа или пассажиры, снаружи – спасатели. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Согласно международным требованиям, все пассажиры должны эвакуироваться через основные и запасные двери, расположенные на одной стороне фюзеляжа, за 90 секунд.
Для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа с воздушных транспортных средств должны быть использованы все имеющиеся средства: передвижные трапы, пожарные, приставные и веревочные лестницы, крупные автомобили, веревочные системы, канаты, матерчатые желоба, надувные трапы, воздушные спасательные подушки. Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели, они обеспечивают страховку пассажиров. Во время эвакуации необходимо соблюдать следующую очередность: дети, женщины, старики, травмированные, больные, остальные пассажиры. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров от терпящего бедствие воздушного судна.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета. Все пассажиры должны внимательно изучить и запомнить правила использования спасательных средств, приемы их эксплуатации, правила эвакуации. Они могут оказаться полезными в чрезвычайной ситуации.
Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.
Пожар на борту авиасредств относится к числу наиболее распространенных и чрезвычайно опасных ситуаций. Возможность его возникновения обусловлена наличием на борту большого количества авиационного топлива и других горючих жидкостей, применением для декоративной отделки пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, наличием собственных источников электроснабжения и большим количеством электропроводов. Эти материалы в процессе горения выделяют много дыма и отравляющих веществ.
Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. В подобных условиях самым эффективным способом для сохранения здоровья и жизни является экстренная эвакуация. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации. Основным индивидуальным средством спасения на воде является спасательный жилет.
Правила использования спасательного жилета:
предварительно наденьте на себя головной убор и как можно больше одежды, чтобы защититься от переохлаждения;
- наденьте жилет через голову, так чтобы баллончик с углекислотой был снаружи;
- завяжите тесьму жилета на талии;
- перед прыжком в воду следует глубоко вздохнуть и задержать дыхание;
- во время прыжка за борт следует одной рукой зажать рот и нос, а другой рукой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало;
- попав в воду, выдохнуть надо тогда, когда вы перевернетесь головой вверх (через 5-10 с после касания воды);
- оказавшись в воде, надуйте жилет и быстро отплывите от судна на расстояние не менее 100 метров, а затем держитесь на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла;
- для надувания жилета резко потяните за колпачок спусковой головки баллончика с углекислотой, а для поддува жилета используйте специальный клапан поддува;
- если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили;
- в условиях плохой видимости включите сигнальную лампочку путем выдергивания шнура и пробки из электробатарейки;
Знание основ безопасного поведения и умение действовать четко, быстро, без паники в критической ситуации поможет вам уменьшить или совсем ликвидировать риск травмирования в случае возникновения ЧС на авиатранспорте.
Помните! В случае ЧС на авиатранспорте спасательные службы незамедлительно приступают к поиску и оказанию помощи терпящим бедствие.