Организация взаимодействия спасателей с представителями других служб и ведомств
Взаимодействие спасателей (пожарных) с представителями других служб и ведомств в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ заключается в действиях согласованных по:
1. Месту;
2. Времени;
3. Задачам;
4. Способам и срокам выполнения поставленных задач.
Все вышеперечисленные действия планируются и выполняются при четком и точном согласовании между органами управления различных уровней, формирований и служб различного назначения, подчиненности исходя из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Исходя из сложной обстановки, складывающейся при выполнении аварийно-спасательных работ, к ликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем и звеньев ГСЧС, силы и средства гражданской обороны, силы Министерства обороны и иные. По этой причине организация взаимодействия штабов и органов управления всех уровней является одной из самых важных задач.
Взаимодействие организуется прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу, а именно формирования общего назначения и формирования пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны или сил профессиональных аварийно-спасательных служб в мирное время.
Основными организаторами взаимодействия, в зависимости от масштабов разрушений, являются руководители ликвидации ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня или начальники органов управления гражданской обороны (или начальники гражданской обороны) соответствующего уровня.
Службы и ведомства, чьи силы привлекаются к проведению АСДНР или их органы управления на местах, для решения всех вопросов, связанных с их использованием, предоставляют своих уполномоченных представителей.
Непосредственно взаимодействие с привлекаемыми формированиями и службами организуется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям или штабов гражданской обороны непосредственно на месте работ, при постановке задач на выполнение работ, с участием уполномоченного лица - представителя от службы или формирования.
Взаимодействие непосредственно формирований и подразделений, участвующих в выполнении АСДНР, с другими формированиями - участниками работ уточняют их командиры на местах работ.
Содержание вопросов, подлежащих согласованию при организации взаимодействия, определяется исходя из сложившейся обстановки, задач, возложенных на данное формирование или службу в системе ГСЧС и ГО, места и роли формирований служб в выполнении работ.
Исходя из характера обстановки, которая может сложиться в результате ЧС или воздействия противника, а также обязанностей и задач в части ликвидации и локализации, возложенных в системе ГСЧС и ГО на силы ГСЧС и ГО, данные формирования и службы взаимодействуют со спасателями по решению следующих задач:
МЧС (или пожарная аварийно-спасательная служба гражданской обороны на военное время):
обеспечивает разведку, сбор, обработку и передачу информации соответствующим органам управления;
выделяет силы и средства с учетом их дислокации, зон обслуживания и тактико-технических возможностей, для решения задач противопожарного обеспечения;
обеспечивает ввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;
осуществляет спасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий и сооружений;
осуществляет локализацию, тушение пожаров и тления в завалах на участках (объектах) работ, а также обеспечивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).
При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах ввода сил ГСЧС и ГО и участках (объектах) работ командиры противопожарных подразделений службы, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчиняются командиру сил МЧС (или пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны).
Служба обеспечения общественного порядка МВД:
осуществляет сбор, обобщение обстановки в очаге поражения и в прилегающем районе, обеспечивает информацией соответствующие органы управления;
выделяет силы и средства для обеспечения беспрепятственного передвижения сил и средств ГСЧС и ГО при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, при проведении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюдение установленного пропускного режима в зоне поражения; воспрещает противоправные действия, пресекает панику;
осуществляет учет и организует опознание погибших;
осуществляет охрану историко-культурных и материальных ценностей в зоне поражения;
оказывает помощь и содействие людям и формированиям в розыске пропавших;
обеспечивает общественный порядок при оказании гуманитарной помощи;
пресекает попытки мародерства.
Учреждения, подразделения Министерства здравоохранения (или медицинская служба гражданской):
организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблюдение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объектов внешней среды (в том числе и санитарно-эпидемиологическое) в зоне поражения, продовольствия и воды на зараженность отравляющими, ядовитыми веществами и бактериальными средствами;
осуществляют оценку медицинской обстановки в зоне пожара, информируют соответствующие органы управления;
развертывают в районе размещения сил учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи или медицинской службы гражданской обороны;
осуществляют оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим непосредственно в районе проведения спасательных работ, медицинскую эвакуацию их для дальнейшего лечения в стационарных лечебных учреждениях;
проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия среди личного состава сил ГСЧС, сил ГО и населения в зоне пожара;
осуществляют снабжение сил ГСЧС, сил ГО и населения в зоне ЧС медикаментами;
при необходимости, проводят медицинскую экспертизу погибших.